Спасибо тебе, Учитель!
Без преувеличения, праздник этот – День учителя – можно назвать одним из самых любимых в народе. Наверное, потому, что у каждого из нас (независимо от возраста) найдется Учитель, которого хочется поздравить с профессиональным праздником.
Если уж и не удается поздравить лично, так, по крайней мере, вспомнить его, Учителя, добрым тихим словом.
Часто мы себе не отдаем отчета в том, какую роль играют (не сыграли, а именно играют и играть будут всю жизнь!) наши учителя. Не каждого из них можно с заглавной буквы называть учителем – из десятков, встречавшихся на нашем пути, едва ли пальцев одной руки хватит на перечисление запомнившихся со знаком плюс.
С минусом, пожалуй, будет столько же. Остальных… Остальных – тех, которых и припомнить-то сложно, большинство. Сложно припомнить не потому, что был (и есть) он плох, а потому, что не был ярким, броским… Со своими годами начинаем по-другому оценивать своих учителей. Зачастую легко можем вспомнить и имя с фамилией, и яркую внешность, и блестящую речь, и каскад остроумия – много ещё чего, но не можем сразу – с лету! – назвать, какую школьную дисциплину преподавал учитель.
Порой же ловим себя на мысли, какими замечательными были уроки по математике или, допустим, по химии, знания по которым совершенно неожиданно «пригождаются» и через десять, и через двадцать и – страшно сказать! – ещё через сколько лет, а сам учитель – где-то в тени, в тени своей блестящей школьной дисциплины. И ведь хороши оба!
* * *
Вспоминая своих учителей, начинаешь присматриваться к учителям детей, внуков. Лучше ли они стали? Хуже? Много общего, конечно.
Теперешнему и сложнее, и интереснее одновременно. Сложнее, потому как, чтобы там ни говорили о высочайшем престиже учительской профессии, не может современный учитель достойно содержать свою семью. Сложнее, потому что больно уж много народу вклинивается в процесс общения учителя с учеником.
Нынче все разбираются в образовании, равно как и в медицине с футболом. Правда, если советовать что-либо лечащему врачу опасно, а футболисту - бесполезно, то с делами школьными можно развернуться по полной.
Что ни новая власть, то сразу реформы.
И где в первую очередь? Конечно, в образовании. Ох, как хочется, чтобы «реформаторы», забыв свой, скорее всего ущербный, опыт общения с педагогикой, потрудились немного в библиотеках и – для начала – почитали «Великую дидактику» Я.А. Коменского, ознакомились с разработанными великим чешским педагогом ещё в ХVII веке «Правилами искусства обучения наукам» (их всего девять!) и «Правилами искусства развивать нравственность (здесь посложнее будет – аж шестнадцать правил!).
Хочется, чтобы и с трудами И.Г. Песталоцци ознакомились любители реформ, потому как достаточно прочесть разработанные швейцарским ученым методику первоначального обучения и методику нравственного воспитания здоровой личности, чтобы понять: всё (или почти всё ), что можно было изобрести в педагогике, было изобретено двести лет назад.
Кстати, многое в этом направлении – развитии педагогики, делалось и на нашей земле. С Черниговщиной связана страница жизни основоположника научной педагогики России в XIX веке К.Д.Ушинского, написавшего замечательные книги «Родное слово», «Детский мир», «Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей». Все остальное – штрихи, нюансы или, как говорят музыканты, мотивы.
Сложнее современному учителю ещё и потому, что много соперников появилось у него. Соперников – «поставщиков» информации. Но эту «сложность», скорее всего, можно отнести к разряду «интереснее».
Действительно, ведь это как здорово, когда воспитанники не дают расслабиться. Да и технические возможности нынче позволяют настоящие чудеса творить на уроках.
Можно, конечно, возразить, что далеко не все учителя хотят «напрягаться» на уроках и их, наоборот, утомляет «продвинутость» школьников, равно как и то, что далеко не каждый учитель имеет доступ к достижениям технических средств обучения.
* * *
Всё так. Но… Хочется верить… Просто хочется верить.
Часто приходится слышать из уст политиков, репортеров, общественных деятелей и т.п. о том, как много различий у разных регионов Украины между собой. И чего только не перечисляют при этом: и историю, и географию, и язык, и литературу…
Мне повезло. Круг своего общения я расширил как в качественном отношении – в основном это учителя и преподаватели общеобразовательной школы и школы высшей, так и в количественном – практически во всех регионах страны проводятся мероприятия «Русской школы».
В процессе совместной работы мы с коллегами видим, как много общего у разных регионов Украины. И называем при этом: и историю, и географию, и язык, и литературу…
Действительно, только в больном воображении может возникнуть мысль о «разной истории».
Как-то в руки попал календарь «Дни воинской славы России».
Двадцать четыре даты. Так ведь это всё наши даты! Начиная от победы в Ледовом побоище 1242 года (Александр Невский, Великий князь Киевский), продолжая Полтавской битвой 1709 года, битвой при Бородино 1812 года. Или не нашей памяти и скорби день 22 июня? Или 9 мая не День Нашей Победы?
Географа удивляет, что Днепр делит Украину на Лево- и Правобережную. Днепр, обозначая середину страны, объединяет её и не только её. С Россией и Белоруссией, по территориям которых несет свои воды Борисфен, роднит нас река. Равно как и Подольская с Приднепровской возвышенности плавно переходят в возвышенность Приазовскую, соединяясь с Донецким кряжем на востоке и с Причерноморской низменностью на юге.
И все эти географические объекты совершенно замечательно связывают между собой Крымские горы с Карпатами, кстати, являющимися единым целым, входя в состав Альпийско-Гималайского геосинклинального пояса.
Сложнее всего сегодня словесникам, которых пытаются убедить, что Гоголь с Пушкиным и Толстой с Чеховым, творившие на Украине на русском, представители не отечественной, а мировой литературы. Насчет их мирового признания не возникает вопросов, но почему они «чужие» в Украине?
Добило же всех учителей-гуманитариев (и не только гуманитариев!) присвоение русскому языку статуса второго иностранного. Вроде как и дело благое, принесшее вполне реальные положительные результаты: треть школ Украины стали с сентября изучать русский язык.
Но как-то дико это звучит на землях Руси Киевской: «русский язык – язык иностранный, второй иностранный».
Начинают приучать и к тому, что – иностранный, и к тому, что – второй.
Опять захотелось вернуть реформаторов к Я.А.Коменскому, разработавшему единую школьную систему, которая включала в себя: материнскую школу – воспитание в семье под руководством матери до 6 лет и школу родного языка для детей от 6 до 12 лет с изучением родного языка - прежде всего! А затем уж арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения т.п. Двести лет не спорили у нас с великим педагогом по этому поводу и вот - на тебе…
Как тут не вспомнить ещё одного педагога – Френсиса Бэкона, который те же два века назад говорил о препятствиях на пути познания. Их четыре. Всех их он окрестил «призраками». Призраками: рода, пещеры, площади и театра. Не буду расшифровывать, что имел в виду английский ученый, - очень легко додумать. Додумайте! Додумав - удивитесь, как точно сказано о современных препятствиях на пути познания.
«Знание - сила!» Кстати, это высказывание всё того же Ф.Бэкона.
* * *
Мне повезло: большую часть времени я общаюсь с коллегами-учителями. Той самой категорией граждан нашей страны, которые верят в её целостность и неделимость как самостоятельного государства. Верят в то, что являемся мы составляющей единого Русского мира. Теми людьми, которые несут объединительное начало.
Людьми, сеющими разумное, доброе, вечное.
Спасибо тебе, Учитель!
С праздником!