Светлана Кучеренко: счастье нашла в русском театре
Родной сценой народной артистки Украины Светланы Кучеренко стали подмостки Крымского академического русского драматического театра.
Родилась будущая актриса в городе Каневе Черкасской области, но считает себя киевлянкой, потому что семья переехала в украинскую столицу, когда Светлане было всего несколько месяцев от роду. И здесь она впервые поняла, чему хочет посвятить жизнь, попав в народный театр завода «Арсенал». Бог наделил её красотой, голосом, а главное – талантом. В Крым попала после окончания в 1975 году Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. А заприметил её художественный руководитель театра Анатолий Новиков, когда училась на третьем курсе, – он приехал из Симферополя набрать молодых актёров. Увидев Светлану в преддипломном мюзикле «Укрощение строптивой», режиссёр пригласил её в свою труппу.
Светлана Кучеренко в спектакле «Мастер и Маргарита»
– А мне только того и надо было: всегда мечтала о русском театре. Я с юности увлекалась русской литературой, драматургией. Выросла на Подоле, в доме на Архивном спуске напротив дома Михаила Булгакова. Зачитывалась русской классикой, люблю и украинских авторов разных периодов. В совершенстве владею украинским языком. Но всё же русская литература, драматургия мне всегда были ближе. Поэтому не только не раздумывала, ехать ли в Крым, а была безмерно рада заманчивому приглашению.
– Горы золотые режиссёр обещал?
– Вот уж нет! Анатолий Григорьевич честно сказал: «Квартиру и большую зарплату сразу не обещаю, но играть будете много. И через четыре года будете иметь всё!» Так и случилось. А какое счастье было попасть в театр, где работали многие известные режиссёры из разных городов и стран, которых приглашали ставить у нас спектакли. А когда актёр попадает к разным режиссёрам, он не застывает, не становится машиной, а много импровизирует. Каждый режиссёр – индивидуальность, всегда интересно что-то познать, покопаться в том, что предлагают, вникнуть в новый стиль. Роли были разные, пьесы разные. К тому же после каждого спектакля проводились зрительские обсуждения, на которых завзятые театралы разбирали и пьесу, и режиссуру, и игру артистов. Не просто сообщали «понравилось – не понравилось», а объясняли, почему именно так восприняли спектакль.
Светлана Кучеренко в роли Анны Карениной
– Первая роль запомнилась на всю жизнь?
– Это у всех так. Играла Елену в постановке по пьесе Александра Штейна «Ночью без звёзд». Серьёзная драматургия. До сих пор храню рецензию, в которой есть такие слова: «Очень интересная и перспективная актриса». Надо было оправдывать их. Соответствовать. Но, главное, конечно, дорасти до себя самой, такой, какой задумал Господь. К этому мы обречены идти до последнего дня.
– Каждый ваш выход на сцену в любой роли воспринимается как откровение. Столько темперамента, мысли, чувства, искренности, что диву даёшься – как в первый или последний раз. Свежесть восприятия не иссякла?
– Если иссякнет, то и на сцену выходить не стоит. Профессия обязывает быть всегда на взлёте. Началось падение – ты кончился как артист. Вот и держись, если считаешь это дело лучшим. А для меня оно именно лучшее. Вымечтанное, выстраданное.
Светлана Кучеренко в спектакле «Дни Турбиных»
– Неужели до сих пор всё подчинено профессии?
– Конечно. И быт, и семейный уклад, и взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами. Со стороны это может показаться высокими словами, на самом же деле это самая что ни на есть правда жизни. Не все выдерживают. Уходят из профессии, которая только на первый взгляд кажется такой праздничной, феерической. Это для зрителей театр – праздник. Для актёров – работа, которая не прекращается ни днём, ни ночью. Иногда именно ночью, бывает, что и во сне, приходит понимание, как надо сыграть. Вдруг осенит – и наступает покой душевный, приходит конец мучительным поискам единственно верного решения. И ты уже знаешь, как играть.
Светлана Кучеренко в спектакле «Сезон любви»
– Игра для вас – перевоплощение в образ?
- Ой, нет, этого я боюсь. В перевоплощении таится большая опасность. Я это поняла очень давно, когда готовилась сыграть одну из первых своих ролей – умную, холодную, безмерно талантливую Зинаиду Гиппиус в штейновской «Версии». Любой персонаж Серебряного века – личность, характер, судьба, особе мышление, философия. Это хочется познать. И это нужно познать, чтобы донести до зрителя, чем жили в то время люди, ищущие, неординарные, оставившие след в литературе, культуре и русской, и мировой. Но не перевоплощением. Это очень опасно: можно так далеко зайти, что и не вернёшься. Я просто переношу себя в предлагаемые обстоятельства.
– Доверить роль Гиппиус начинающей актрисе – это режиссёрская смелость. Об актёрской не говорю – профессия подневольная: получил роль – надо работать. Страшно было?
– Не то слово! Понятия не имела, с какого бока подойти. Бросилась прежде всего в библиотеку имени Франко. Сами знаете, как в семидесятые годы относились к поэтам Серебряного века: всё в хранилище, доступа нет. Но мне пошли навстречу. Библиотекари через решётки из помещения, где воды по колено, крысы бегают, сладкий запретный плод передавали. Благодарность моя безмерна, до сих пор дружим.
– Из сыгранных ролей какие наиболее любимы, затронули душу?
– Все.
– И роль авантюристки Рукояткиной в «Допросе» по пьесе Сергея Родионова?
– А почему нет? Это очень важный для меня спектакль. Интереснейший характер, неординарный человек: красиво ворует, изящно обманывает. Всегда интересно постичь что-то очень далёкое от тебя, даже если оно для тебя совершенно неприемлемо.
– Но всё же, что осталось в самой заветной копилке?
– Весь Чехов, самая любимая, конечно, Елена Андреевна в «Дяде Ване», Булгаков – и «Дни Турбинных», и «Мастер и Маргарита». «Священный огонь» Моэма, «Маскарад» Лермонтова, «Анна Каренина» Толстого.
Светлана Кучеренко в спектакле «Дядя Ваня»
Светлана Кучеренко в спектакле «Маскарад»
– Никогда не стояли перед выбором: театр или... ?
– Было и такое. Репетировала в спектакле «Виват, королева!», работали долго, и наступил момент, когда надо было решать: или Мария Стюарт, или ребёнок. Выбрала ребёнка и ушла в декрет. Марии Стюарт уже давно нет в репертуаре, а сын есть. И внук есть. Жизнь продолжается.
– Новые встречи со старыми ролями что дают?
– То же, что и первопрочтение: становятся открытием. Ведь ты уже не та, поэтому играешь иначе. И зрители постоянные это видят. Многие подходили после спектакля «Земную жизнь пройдя до половины», говорили, что в «Победительнице» (первое название спектакля, который шёл в семидесятые годы) я совсем другая. Это естественно, восприятие образа с годами не может не меняться, меняется вместе с тобой. Они влияют на нас, мы на них – «скрещение судеб».
– Знаю ваше увлечение Серебряным веком, Цветаевой. Развитие темы, начавшейся с «Версии»?
– Это совсем особая тема. Всепоглощающая. Цветаева помогает мне быть свободной, а без этого чувства нет художника. Без внутренней независимости при неизбежной зависимости от режиссёра, от обстоятельств невозможно оставаться самой собой. Мощное творческое начало этой трагической женщины, гениального поэта – такой пример для всех нас! Сильные личности делают и нас такими.
– Памятны ваши программы, посвящённые Пушкину, Цветаевой, легендарным русским женщинам. Это часть творческой жизни?
– Безусловно. Это маленькие спектакли, в которых я говорю со зрителями через прекрасные стихи великих, любимых моих поэтов о любви, преданности. Это исповедальные вещи. Долгое время мечтала сделать спектакль о дочери славного фельдмаршала Бориса Шереметева княгине Наталье Долгоруковой, которая в конце жизни приняла постриг под именем Нектарии во Фроловском монастыре. Я в юности видела развалины этой святыни, место захоронения иеромонахини долгие годы не было известно. Мечта осуществилась, моноспектакль «Нектария» был тепло принят зрителями. А потом я побывала в Киеве в восстановленном монастыре, увидела захоронения великих русских людей, среди которых и могила Нектарии. Всё возвращается на круги своя.
– В вашем творческом багаже роли, о которых другие только мечтают. Ни одной несбывшейся мечты не осталось?
– Что-то, конечно, осталось несыгранным. Мы ведь очень зависимы. Одно то, что всех чеховских героинь переиграла, за исключением Раневской, чего стоит!
– Зрительская любовь не иссякает?
– Мне кажется, что сейчас зритель меня больше любит. И это радует. Когда молодую любят, это понятно, а вот сохранить чувство...
Светлана Кучеренко в спектакле «Выходили бабки замуж»
Светлану Кучеренко недаром называют актрисой без амплуа: легко переходит из жанра в жанр. Анна Каренина, Нина в лермонтовском «Маскараде», царица Ирана в «Царе Фёдоре Иоанновиче» Алексея Толстого, Чебоксарова в «Бешеных деньгах», Кручинина в «Без вины виноватых» Александра Островского, Хлёстова в грибоедовском «Горе от ума», чеховские героини, среди которых Войницкая в «Дяде Ване». Навсегда вошёл в историю театра спектакль «Они были актёрами» о героической подпольной группе театра, в котором Светлана Кучеренко исполнила роль секретаря подпольного горкома парии. Хороша она и в ярких, колоритных гротесковых образах, и в характерных, на стыке жанров, в постановках современных авторов: «Постель брать будем?» Анатолия Крыма, «Три красавицы» Валентина Красногорова, «Выходили бабки замуж» Флорида Булякова, в музыкальном спектакле «Сезон любви» по пьесе Миклоша Дьярфаша «Проснись и пой», где соединились драматические и комедийные краски.
Светлана Кучеренко
В творческом багаже Светланы Кучеренко без малого триста ролей. С ней все творческие годы любовь зрителей и коллег, признание театрального сообщества. Лауреат премий – имени Марии Заньковецкой Национального союза театральных деятелей Украины и высшей театральной Республики Крым «Золотой грифон» – продолжает беззаветное служение театральному искусству.