Внешняя торговля Крыма: проблемы и перспективы
Вопреки серьёзно осложнившейся военно-политической ситуации вокруг Крыма и Севастополя, экспорт с полуострова, в том числе высокотехнологичный, сохраняет положительную динамику. По данным профильных ведомств региона (апрель – июнь с.г.), разнообразная крымская продукция востребована более чем в 40 странах ближнего и дальнего зарубежья.
Согласно информации Минэкономразвития Крыма (апрель с.г.), в 2023 году предпринимателями региона заключено 20 экспортных контрактов на 2023-2024 годы на общую сумму в 9,9 млн долл. С учётом же крупных предприятий региона, этот показатель достигает почти 40 контрактов. Объём поддержанного государственными субсидиями крымского экспорта в 2023 году вырос на 1,74 млн долларов в сравнении с 2022 годом. Эта поддержка продолжается: субсидируемый государством крымский экспорт с 2023 г. превышает 70 процентов в совокупным экспорте этого российского региона.
По тем же данным, в региональном экспорте доминируют следующие товары: зерновые и бобовые, косметика, овощная консервация, кондитерские изделия, эфирные масла (около 90 процентов). В том же реестре и вино, кабельная продукция, одежда, изделия из меха и кожи, сварочные аппараты, оросительные системы. Среди новых видов продукции, «которая интересует зарубежных партнёров, – уточняет глава ведомства Дмитрий Шеряко, – молочная продукция, сыры, шоколад без сахара, грецкие орехи в глазури, сухофрукты, минеральные воды, лечебные грязи. Всё это могут тоже поставлять крымские производители». Среди 17 стран, куда крымские товары с начала 2020-х поставляются регулярно, – Китайская Народная Республика, Казахстан, Белоруссия, Турция, Узбекистан, ОАЭ, Эквадор и Абхазия.
Вице-премьер Крыма Ирина Кивико отмечает: «Товары из Крыма в 2023 г. экспортировались в 39 стран. Прежде всего, это промышленная продукция и несырьевая пищевая продукция. Например, с 2023-го налажены поставки в Индию, Перу, Эквадор и Боливию, отлаживаются связи с Южной Осетией».
Главным импортером крымских товаров к началу 2024 г. «стала Турция, на втором месте Казахстан, далее следуют Киргизия, Узбекистан». Отмечено также, что в Индию поставляются, «к примеру, эфирные масла, органические удобрения – в Боливию, Перу и Эквадор. А в Казахстане наибольшим спросом пользуются произведённые в регионе системы сельхозорошения».
Перекликаются с этой информацией слова главы Крыма Сергея Аксёнова: «Крым развивает экономически связи со странами СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Так, продолжает расти товарооборот и с Белоруссией». В 2023 г. крымская делегация побывала во Вьетнаме, «где подписан ряд рамочных соглашений с вьетнамскими торговыми сетями».
Подробно о крымском экспортном ассортименте рассказал в кулуарах ПМЭФ-2024 вице-премьер региона, представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов: «На экспорт идет сельскохозяйственная продукция: большие объёмы зерна и муки, а также мясо птицы и субпродукты, безалкогольные напитки, вина, эфирные масла. Растёт зарубежный спрос на рыбную продукцию. Также экспортируются большие объёмы химических товаров: в том числе, вызывают растущий интерес йодобромные материалы (на основе сырья Сиваша, Сакского озера и Керченского Приазовья. – Авт.), которые в мире производят всего несколько предприятий».
За рубежом, по словам Г. Мурадова, также проявляют интерес «и к оборудованию, произведённому в регионе – скажем, к устройствам для сварки, оптическим приборам, как и к продукции металлургической отрасли (восточнокрымский Керченский полуостров. – Авт.) – например, стрелочным переводам и другим элементам для железных дорог». Кроме того, потенциальные партнёры интересуются «такой необычной продукцией, как парашюты».
Больше всего торговых связей, как отметил Г. Мурадов, установлено с предприятиями Белоруссии, Китая и Армении. Среди «наиболее важных партнёров Крыма также Казахстан и Киргизия, но с ними торговля чаще всего идет пока через посредников». Периодически обсуждаются перспективы регулярного морского сообщения с Турцией (паромы перестали ходить в 2017 году) и с Сирией.
Председатель Ассоциации друзей Крыма в Турции, глава Федерации культурных обществ крымских татар Унвер Сель оценивает убытки турецкого бизнеса из-за прекращения торговых связей с Крымом в 300 миллионов долларов: «Особенно города на побережье Чёрного моря развивали свои торговые связи благодаря паромному сообщению… Мы провели переговоры с Торгово-промышленной палатой Трабзона и деловыми людьми крупных городов Черноморского побережья о возобновлении паромов… Мы видели, что все стороны очень надеялись. Однако риски, связанные с текущими событиями на Украине, необходимо устранять. Когда эти риски будут устранены, мы снова начнём необходимые инициативы».
Вместе с тем, например, со странами Африки развивать связи легче, если это будет делать бизнес юга России совместно с Крымом: «Речь может идти о налаживании регулярных рейсов торговых и пассажирских судов в российские черноморские порты, в частности в порты Крыма, как наиболее близкие к Африке. Нам нужно объединиться, чтобы сотрудничество было выгодным и долгосрочным». Совместные закупки крупных партий товаров (например, какао, кофе, орехов для производителей кондитерских изделий и т.д. заведомо выгоднее спорадических закупок одного-двух контейнеров отдельно для Крыма.
Также, по словам Г. Мурадова, можно было бы подумать о строительстве причалов в африканских портах, техническом содействии в поиске полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, в чем есть опыт у Крыма. Несмотря не все препоны и искусственные преграды, внешняя торговля региона развивается, способствуя более тесной интеграции Азово-Черноморского региона в единое экономическое пространство РФ.
На фото: погреба Массандры - важный источник крымского экспорта