ссылка

Торжество православия в униатском Львове

Увеличить шрифт
А
А
А

В 1946 году во Львове состоялся Собор УГКЦ, который ликвидировал Берестейскую унию 1596 года, разорвал отношения с Ватиканом и принял постановление о воссоединении с Русской православной церковью

В первую пятницу Великого поста – 8 марта 1946 года – зазвонил знаменитый «Кирилл» на колокольне Успенской церкви Ставропигии. И пошёл от него перезвон по всем другим храмам Львова: событие по церковным правилам необычайное, из ряда вон выходящее. И целый час, будто на Пасху, продолжался их праздничный перезвон….

А тем временем к храму Святого Юра, самому величественному во Львове, двумя машинами и двумя автобусами подвозили священников и мирян – делегатов собора УГКЦ, съехавшихся сюда со всех областей Западной Украины: Львовской, Станиславской, Тернопольской и Дрогобычской. Согласно отчёту Соборной мандатной комиссии, их было 225 делегатов-священников и 19 делегатов-мирян. В целом же Собор готовили и активно  поддержали 986 священников УГКЦ, отказались войти в инициативную группу 281. «Это были те упорные, которых мы и устно, и письмами по нескольку раз убеждали, однако безуспешно», – сообщил в своём докладе преосвященный Антоний (Пельвенецкий), епископ Станиславский и Коломыйский. Они тоже приглашались на Собор с правом выступить и отстоять свою точку зрения, однако отказались воспользоваться этой возможностью. Вывод: защитников унии вообще не нашлось. 

Преосвященный Антоний (Пельвенецкий), епископ Станиславский и Коломыйский. Фотография из книги «Деяний…» Собора.

Преосвященный Антоний (Пельвенецкий), епископ Станиславский и Коломыйский. Фотография из книги «Деяний…» Собора.

Помимо этого, на Собор съехались многочисленные гости, из числа которых хронист Собора Сергей Хруцкий особо выделяет делегацию Московской патриархии в составе управляющего делами Православной церкви экзархата Украины митрополита Константина Ружицкого, преосвященного Нестора, епископа Мукачевского и Ужгородского, и Макария, епископа Львовского и Тернопольского. Почётными гостями Собора были патриарх Александрийский Христофор, Антиохийский Александр, католикос-патриарх Грузии Каллистрат, представители православных Церквей: Константинопольской, Сербской, Румынской. «За почти тысячелетнюю историю нашей Православной Церкви впервые одновременно собрались в нашей стране представители семи автокефальных Церквей, не считая Русской», – заметил митрофорный протоиерей Константин Ружицкий.

Патриарший экзарх Украины благословляет народ с балкона архиепископского дома во Львове.

Патриарший экзарх Украины благословляет народ с балкона архиепископского дома во Львове.

Всё пространство внутри храма было выложено коврами, на них «красивыми симметричными рядами» установили кресла, на солее – стол под зелёным сукном (для Президиума Собора), по бокам – столики для секретарей, около одного из них «и в некоторых других местах» – киноаппараты. Слева от солеи – «проповедывальница»: она будет трибуной для депутатов, «с неё упадут слова и мысли, которых ещё никогда не слышал св. Юр». В целом же, по заключению всё того же хрониста, «наступил день, который будет благословлять украинский народ во все века». «И во все дни Собора (а было их три) звонил „Кирилл“ с 10 до 11 часов утра, и 5-6 после обеда».

Информацию об этом Соборе, совершившем поистине историческую миссию – похоронившем позорную Брестскую (Берестейскую) унию 1596 года, нынешние униаты («грекокатолики») хранят пуще кощеевой смерти. А если и приходится в силу тех или иных причин вспоминать о нём, то либо скороговоркой (дескать, советские власти вынудили), либо замалчивая суть его деяний и решений. На самом деле, знакомясь с хроникой событий и материалами, которые были изданы в том же 1946 году и именно во Львове, приходишь к иному мнению. Инициативная группа униатских священнослужителей, возглавляемая доктором Гавриилом Теодоровичем Костельником, настоятелем Преображенской церкви во Львове, проделала поистине титаническую работу среди священства и мирян западных областей Украины по подготовке к воссоединению ровно 350 лет до того насильственно отторгнутой части Русской православной церкви. Была глубоко осмыслена историческая составляющая этого разделения, проделан взвешенный анализ того, чего добились «католики греческого обряда» в лоне своей «мачехи-церкви», управляемой из Ватикана, учтены чаяния верующего населения бывших территорий Галиции и Лодомерии, позже Польши, в 1939 году политически воссоединённых в «семье вольной, новой».

Руководство инициативной группы Собора: священники доктор Гавриил Костельник, доктор Михаил Мельник и Антоний Пельвенецкий.

Руководство инициативной группы Собора: священники доктор Гавриил Костельник, доктор Михаил Мельник и Антоний Пельвенецкий.

Издавая книгу о Соборе, его организаторы отдавали себе отчёт в том, что «деяния Собора с таким историческим значением не могут и не смеют оставаться в тайне», ибо «вражеская пропаганда распространяет разные негодные выдумки о том Соборе», так пусть же «мир знает о ходе, совещаниях, постановлениях и торжестве нашего Собора». «Иллюстрации, оттиски с фотографий [тоже] говорят сами о себе». Сказано поистине пророчески: как известно, в конце 1990-х начался диалог между Западной и Восточной церквями и вдруг, как чёртик из табакерки, выскочила на Западной Украине УГКЦ, уже более четырёх десятилетий числящаяся «покойницей». Ватикан был поставлен в крайне неудобное положение, что отразило Баламатское соглашение 1993 года, где Рим засвидетельствовал: осуждаем унию в прошлом, говорим, что сейчас она недействительна как форма соединения. Но при этом грекокатолики имеют право на существование, это самостоятельная церковь. И де-юре они католики. То есть прозелитическая деятельность католической церкви в традиционно православных регионах не прекратилась, и как отметил в мае 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, этот документ «так и не стал для католиков препятствием для насаждения унии и продолжения экспансии на восток». Баламатское соглашение денонсировали.

Книга «Деяний Собора….»: обложка и титульный лист.

Книга «Деяний Собора….»: обложка и титульный лист.

Все три дня проведения Собора на нём звучали доклады, так или иначе возвращавшиеся к теме взаимоотношений между Западной и Восточной церквями. Взаимно дополняя друг друга (выступления с программной речью самого председателя доктора Гавриила Костельника, декана Добромильского деканата Иосифа Мариновича, директора школы из Самборско-Дрогобичской епархии Степана Щурка, митрофорного протоиерея Константина Ружицкого и других) дали широкую, ретроспективную картину католического натиска на Восток.

Оно началось ещё в правление святой княгини Ольги, к которой германский император Оттон послал монаха Адальберта, назначив его епископом русским. Княгиня его даже не приняла. Не принял союза с Римом и Владимир, Креститель Руси: «немцам» (то есть проповедникам католицизма) он заявил: «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть». Столь же неудачны были попытки папских легатов при Ярополке, Ярославе, Изяславе I, Владимире Рюриковиче – последний даже выгнал доминиканов («псов Господних») из Киева. Святой благоверный князь Александр Невский на предложения папы Иннокентия IV ответил: «Мы сохраняем предания святых отцев семи Вселенских соборов и вашего учения не приемлем». С позором был изгнан митрополит Исидор, который дерзнул самовольно принять Флорентийскую унию. Митрополит Филипп с гневом отбросил предложения папского легата Антония о соединении церквей (под омофором Рима, естественно). Безуспешными оказались подобные попытки пап Льва Х, Юлия III, Григория XIII…

Уния в Бресте 1596 года частично достигла цели «соединения», но благодаря чему? Обычно замалчивается тот факт, что там состоялся не один, а два Собора, принявших диаметрально противоположные решения. Король Сигизмунд III Ваза поддержал решение одного из них и так передал Польше власть над населением Червонной Руси, части нынешних Украины и Белоруссии. Окатоличить их сразу не представлялось возможным. Уния представлялась своеобразным мостом между православием и латинской верой, к переходу в которую людей принуждали самыми жестокими методами: уплатой специального налога – харитативы, состоящего из денежной и натуральной частей (подобно тому, как в Османской империи христиане платили харадж), ущемлением прав на занятие должностей, запрет отправления обрядов. Восстания православных, поднимавшиеся в разных частях Речи Посполитой, подавлялись с ужасающей жестокостью. «Уния имеет за собой тысячи и сотни тысяч невинных жертв. Плётками, кандалами, муками, огнём и войском – паны укрепляли её на Украине и в Галиции» (из выступления).

Заглавное фото: Храм святого Юра во Львове, в котором состоялся Собор УГКЦ, ликвидировавший Брестскую унию. Старинная открытка.

2236
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Как чех Рихард Тесаржик стал Героем Советского Союза

Мальтийская встреча: Горбачёв на американском крючке

Необычная судьба генерала Кривошеина

Приближая Победу: Тегеран-43 – капкан для фашистского зверя

«Генерал Вперёд» Дмитрий Лелюшенко

Шлиссельбургские десанты по спасению Ленинграда

Первый министр внутренних дел Российской империи Виктор Кочубей

Легендарный морской разведчик Виктор Леонов

Атомный ледокол «Ленин», его славные предки и великолепные потомки

https://odnarodyna.org/content/torzhestvo-pravoslaviya-v-uniatskom-lvove