ссылка

Украина – ЕС: Экономика как производная от политики

Увеличить шрифт
А
А
А

«Заграница нам поможет!»

Буквально с момента победы Виктора Ющенко в третьем (внеплановом) туре президентских выборов, инспирированном событиями «оранжевой революции», новое руководство Украины четко и ясно обозначило свою внешнеполитическую позицию: курс на вступление в ЕС и НАТО. При этом никто так и не озаботился поинтересоваться мнением украинского народа, а хочет ли он куда-то вступать? Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Руководство страны и раньше не очень-то обращало внимание на мнение граждан в период между выборами. Узнать мнение противоположной стороны, то есть стран-членов Европейского сообщества, никто из новых лидеров Украины, очевидно, также не пытался.
 
В 2007 году Еврокомиссия приняла решение о сворачивании политики расширения и намерении не увеличивать число членов ЕС в ближайшие годы. Еврокомиссия убеждена, что соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом будет подписано не ранее 2011 года, а ассоциированное членство – это еще далеко не вступление в ЕС. В результате получилась интересная коллизия, когда «вступить в ЕС» хотело только руководство Украины, но никак не ее народ и уж точно не государства-члены европейского содружества. Последствия такой политики стали отражаться на экономике Украины практически сразу.
 
Напомним, что изменение внешнеполитического курса стало не просто декларацией о намерениях, а причиной достаточно резких изменений в отношениях с соседями и изменений и во внутренней экономической политике страны. Желая понравиться возможным будущим друзьям, Правительство Украины повело курс на изменение вектора внешнеторговых потоков. В результате положительное сальдо внешнеторгового баланса, достигнутое Украиной во времена президентства Леонида Кучмы, сменилось все возрастающим негативным показателем (см. Диаграмму 1)
 
Диаграмма 1
 
 
Одновременно с увеличением закупок товаров народного потребления Украина достигла необычайных успехов в ухудшении экономических и политических отношений с Россией. Пересмотр газовых контрактов зимой 2004–2005 года привел сначала к росту цен на поставляемый в Украину природный газ с 50 долларов США за 1000 куб.м в 2004 году до 207 долларов США за 1000 куб.м в 4-ом квартале 2008 года, а затем и к «газовой войне» 2008–2009 года, в результате которой Украина стала платить рыночную цену за российский газ, существенно снизив тем самым конкурентоспособность основных своих экспортных позиций (металла и продуктов химической промышленности) на внешних рынках.
 
При этом все попытки Украины использовать ЕС в качестве арбитра во взаимоотношениях с РФ были весьма успешно пресечены со стороны Европы. Очевидно, что украинское руководство ориентировалось в своих установках на Европу, используя знаменитую фразу Остапа Бендера «Заграница нам поможет!». Однако никакой реальной помощи от ЕС нет – и вряд ли будет, поскольку договариваются только с равным партнером, а Украина так и не удосужилась за все годы независимости стать из объекта – субъектом на европейской политической арене. Не получив никаких экономических или политических преференций в отношениях с ЕС, Украина уже весьма успешно испортила отношения с Россией.
 
Дипломатические войны и визовые скандалы
 
Стараясь стать ближе к Европе и рассчитывая на ответные позитивные шаги со стороны стран ЕС, Украина отменила визы для граждан большинства европейских государств. С 1-го сентября 2005 года Украина ввела безвизовый режим для граждан стран-членов Евросоюза, а также Соединенных Штатов и Канады. Ответная реакция стран ЕС была более чем просто негативной. Европа не только не пошла навстречу Украине, но и ужесточила визовый режим, добившись подписания соглашения между Украиной и ЕС о реадмиссии. В результате чего на Украину «навесили» все расходы по удалению с территории стран ЕС нелегальных мигрантов, которые попали туда через границу с Украиной. Понятно, что за подписание подобного, крайне невыгодного для Украины документа, стоило ожидать неких шагов в сторону улучшения отношений между ЕС и Украиной. Однако этого не произошло – дураков не любят нигде. И если страна идет на подписание документа, который заведомо ухудшает ее положение или ущемляет в правах (а реадмиссия весьма затратное дело), то и отношение к ней формируется соответствующее.
 
Дальнейшая глупость руководства страны не поддается логическому объяснению, ведь отнесение обеспечения надлежащего выполнения соглашения между Украиной и ЕС о реадмиссии лиц и продолжение подготовки к заключению имплементационных протоколов со странами ЕС для выполнения положений указанного соглашения к приоритетным заданиям на 2009 год уменьшает и без того изрядно «дырявый» украинский бюджет.
 
 Логичным продолжением на этом фоне выглядит проигрыш Украиной территориального спора с Румынией по поводу шельфа Дуная в районе острова Змеиный.
 
Только в апреле 2009 года после отмены Чехией выдачи рабочих виз для украинцев официальные лица заговорили о том, что безвизовый режим для граждан ЕС был введен несколько поспешно и его надо бы отменить. Но дальше слов дело не пошло. А пока получение европейских виз в связи с расширением Шенгенской зоны стало для граждан Украины делом более дорогим и хлопотным.
 
Посольства европейских стран начали отказывать в выдаче виз, вообще не указывая причин. А хамское отношение сотрудников некоторых европейских посольств к украинцам стало даже предметом судебных разбирательств (1).
 
Экономическое противостояние
 
Желание Украины получить более широкий доступ на европейские рынки после вступления в ВТО осталось лишь благим намерением. В условиях мирового финансово-экономического кризиса все страны лихорадочно пытаются защитить собственных производителей и в этих условиях идут на введение радикальных протекционистских мер.
 
Война против украинского экспорта ведется в ЕС уже давно. Особенно тревожат европейцев «демпинговые» цены на украинское зерно и подсолнечное масло. В 2007–2008 гг. Европейская комиссия попросила страны-члены ЕС не импортировать подсолнечное масло из Украины до тех пор, пока Украина не предоставит гарантии относительно невозможности попадания загрязненного масла на рынок ЕС.
 
27 октября 2008 года Евросоюзом были установлены для Украины ограничительные ввозные пошлины: на импорт пшеницы – 95 евро/т, ячменя – 93 евро/т, ржи и сорго – 24,16 евро/т, кукурузы – 8,68 евро/т, установленные сроком на два года. До конца маркетингового года (1 июля 2009 года) Украина могла ввозить в страны ЕС пшеницу только в рамках квоты 628 тыс. т со ставкой пошлины 12 евро/т.
 
Подобные действия со стороны ЕС наблюдаются едва ли не каждый год. Понятно, что каждое государство или содружество государств хочет получить определенные преимущества для себя, но даст ли какую-то выгоду вхождение Украины в ЕС? Пример стран Балтии показывает – польза от вступления в ЕС с точки зрения национальной экономики не то что сомнительная, а резко отрицательная. Столкнувшись с законодательно закрепленными преимуществами на рынках ЕС для «старых» членов, Латвия, Литва и Эстония практически лишились своего сельскохозяйственного потенциала. А бюджет Латвии на 2010 год вообще не может быть принят без согласования с миссией МВФ. Подобная же участь в случае весьма гипотетического вступления в ЕС при нынешнем мизерном размере производимой на душу населения продукции и вступлении в еврозону ожидает и Украину. Поскольку все недостатки перехода на евро и связанное с этим повышение цен никак не будут компенсированы. Потому что никаких национальных резервов для этого нет. А рассчитывать на международную помощь как минимум нерационально и недальновидно. Попросту говоря – глупо.
 
Напомню, что лишь введение Верховной Радой моратория сроком до 2015 года на исполнение требований ВТО по нормам производства молока и мяса позволило уберечь еще на 5 лет собственное сельхозпроизводство. Выполнение ограничительных и разорительных для собственного производителя норм заложили в национальное законодательство еще в 2006 году и благополучно об этом забыли. Такое пренебрежение к потребностям собственного товаропроизводителя еще не раз аукнется Украине.
 
На данный момент итоги всех попыток Украины куда-то «вступить» неутешительны. И это закономерно. Играя по незнакомым правилам и на чужом поле, можно только проиграть. Если кто-то думает иначе, то в лучшем случае его можно назвать фантазером. Но когда «фантазировать» начинают Президент, Правительство и Парламент страны, «обкатывая» свои фантазии на более чем 45-миллионном населении Украины, результаты такого действия будут более чем плачевные для всех граждан.
 
ЕС – как цивилизационный выбор Украины?
 
Вопрос о членстве в ЕС стал одной из разыгрываемых карт в предвыборных программах кандидатов. На ялтинской конференции YES (Yalta European Strategy) 25 сентября 2009 года тройка лидеров рейтинга президентской гонки озвучила свои позиции относительно перспектив отношений Европы и Украины. Самой безапелляционной в своих высказываниях была Юлия Тимошенко. Она отметила, что власти должны успеть подписать до январских выборов соглашение об ассоциации с Евросоюзом. По словам Тимошенко, у Украины есть «четкий цивилизационный выбор» – европейское сообщество. «Украине важно подписать соглашение об ассоциации с ЕС до президентских выборов. Думаю, у нас есть такие шансы. Это важный консолидирующий фактор для всех проевропейских сил в Украине», – заявила госпожа Тимошенко (2).
 
Лидер оппозиции Виктор Янукович придерживается диаметрально противоположной позиции. Он считает, что Украине в отношениях с ЕС нужно выстраивать прагматичную политику и работать в конкретных проектах. «Нужно прекратить болеть евроромантизмом и подходить к вопросам, например, энергетической безопасности, визового режима, обеспечения транзита более реалистично. Вопросы подписания договора о свободной торговле и упрощения визового режима должны решаться как можно быстрее», – отмечает господин Янукович (3).
 
Совершенно иную концепцию предлагает еще один претендент на президентское кресло – Арсений Яценюк. «Европейский Союз, к сожалению, закрепил разделение Европы на Западную и Восточную. Я считаю, что мы обязаны поставить вопрос совсем по-другому. Это вопрос Большой Европы. Я не могу упростить его просто до членства Украины в Европейском Союзе, и для меня важнее именно вопросы европейской интеграции в рамках всей Европы», - заявил господин Яценюк. Он подчеркнул, что Киев может стать одним из инициаторов «проекта Большой Европы». «Моя цель – это не просто Европейский Союз, ведь Европейский Союз состоялся, и мало что в мире изменится от того, будет в нем 27 или 2829 стран. И давайте признаем: сегодня в Европейском Союзе тоже есть проблемы», – заявил кандидат в президенты (4).
 
Очевидно, что на данный момент среди ведущих украинских политиков нет общей позиции относительно дальнейшего развития отношений Украины и ЕС. Очень многое будет зависеть от того, кто именно станет четвертым Президентом Украины. Поскольку вся политика на Украине излишне персонифицирована, то именно личность будущего Президента и его видение внешнеполитического курса будут во многом определять дальнейшие шаги Украины в отношениях с ближайшими соседями, европейскими и заокеанскими партнерами.
 
Остается только надеяться, что личные амбиции не станут настолько превалировать над здравым смыслом, как это происходило последние пять лет. В противном случае Украина рискует надолго остаться всего лишь буферной зоной между Европой и Россией, а то и полностью утратить суверенитет, погрязнув в пучине внутренних противоречий и расколов.
 
_____________________________
58
Поставить лайк: 93
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukraina-es-ekonomika-kak-proizvodnaya-ot-politiki