ссылка

Украина – ЕС: имитация диалога

Увеличить шрифт
А
А
А

Завершившаяся 22 ноября встреча в верхах Украина – ЕС получила дружные позитивные отклики украинских чиновников и более сдержанные – представителей ЕС. Темами встречи стали обсуждение отмены визового режима между Украиной и ЕС, промежуточные итоги сотрудничества в области энергетики, перспективы заключения Соглашения об ассоциации с ЕС, включая создание зоны свободной торговли.

Достигнуты договоренности по Плану действий по введению безвизового режима краткосрочных поездок граждан Украины в ЕС, углублению секторальной интеграции между Украиной и ЕС, прежде всего в сфере энергетики. ЕС поддержала недавнее решение ОБСЕ о председательстве Украины в этой организации в 2013 году.
 
Украинские официальные лица проявляют оптимизм по итогам встречи в верхах. Так, директор Департамента ЕС МИД Украины Василий Филипчук отметил, что саммит продемонстрировал высокий уровень понимания между представителями Украины и ЕС. «Но слова в этот раз были подкреплены достаточно реальными подтверждениями. План действий по безвизовому режиму для граждан Украины – это то, о чём мы уже столько лет ведём диалог с Европейским Союзом» (1).
 
Европейские эксперты в основном более осторожны. Ведущий эксперт Центра европейских политических исследований (Брюссель) Майкл Эмерсон, комментируя принятие Плана действий по упрощению визового режима Украина-ЕС, сказал: «Я был бы осторожен в оценках. Основные положения принятого решения подразумевают упрощение визового режима в долгосрочной перспективе». Говоря о перспективе создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, эксперт отметил, что пока переговоры достаточно сложные и на данный момент отсутствует информация о каком-либо прогрессе в этом вопросе (2).
 
Общий тон отзывов еврочиновников по поводу достигнутых на встрече договорённостей показывает, что внутриполитическая стабильность и предсказуемость политики – это пока главные и единственные достижения новой власти в глазах Запада. В целом о существенных сдвигах в отношениях Украины с Евросоюзом говорить нельзя. Можно лишь предположить, что ЕС пока не намерен останавливать выполнение тех договорённостей, которые были достигнуты ранее.
 
Общая проблема в отношениях Украины и ЕС в экономическом неравенстве и несоизмеримости позиций этих двух партнёров, что даёт о себе знать на каждом витке контактов двух сторон. Не стала исключением и нынешняя встреча в верхах. Украина – страна догоняющего развития, которая упорно позиционирует себя как страна западной периферии. Отсюда и разный смысл, который вкладывают ЕС и Украина в одинаковые понятия и в согласованную, на первый взгляд, повестку дня, идёт ли речь о безвизовом режиме, зоне свободной торговли или соглашении об ассоциации. Это обстоятельство рождает принципиальную невозможность достичь согласия по всем основным вопросам диалога при сохранении равенства интересов.
 
Стратегия ЕС в отношении Украины всегда заключалась в тщательной маскировке своего нежелания (оно, разумеется, не может быть озвучено) интегрироваться с ценностно и ментально инородным, а также опасным в плане потенциальной экономической конкуренции, пространством, каким есть Украина, но при этом не толкнуть Украину в сторону евразийской интеграции. Данная стратегическая цель порождает такие экзотические форматы отношений с бывшими республиками СССР, как «Восточное партнёрство», всякие «программы соседства» и пр.
 
Как оценивать отдельные итоги прошедшей встречи, например принятие Плана введения безвизового режима краткосрочных поездок? Смысл безвизового режима неодинаков для Украины и ЕС. Для украинских властей безвизовый режим с ЕС, включая его разные промежуточные стадии, не является самоцелью и рассматривается, скорее, как часть экономической интеграции Украины в ЕС, поскольку успешно вести бизнес, расширять его и обогащаться невозможно, не участвуя в работе структур, созданных Западным миром, не выполняя установленные им правила. Это означает выход за пределы Украины, прежде всего в Европу, на европейские рыночные (финансовые) площадки представителей крупного отечественного бизнеса. Поэтому основной мотив безвизового режима для Украины – облегчение этому бизнесу ведения дел в Евросоюзе. И безвизовый режим, с точки зрения украинской стороны, должен сопровождать зону свободной торговли.
 
Но в ЕС иное отношение к этой теме. Для разных категорий граждан из стран ЕС вопрос попадания на Украину так остро не стоит, поэтому облегчение визового режима со стороны Украины для них не принципиально. Конкретный мотив еврочиновников в подписании соглашения о безвизовом режиме с Украиной, включая и тот промежуточный этап, по которому было достигнуто согласие (краткосрочные обмены), ограничивается в основном сферой туризма и культурных обменов.
 
Более общий мотив ЕС лежит в стремлении не допустить российско-украинской интеграции и создания нового мирового (и европейского) центра силы. Для этого руководство ЕС эксплуатирует заинтересованность украинской политико-предпринимательской прослойки в беспрепятственных контактах с Евросоюзом, поддерживая в ней постоянный уровень ожиданий евроинтеграции, так же как это  десятилетиями делается в отношениях с Турцией.
 
План действий по введению безвизового режима краткосрочных поездок граждан Украины в ЕС предусматривает выполнение Украиной ряда реформ в правоохранительной сфере, управлении границами и борьбе с нелегальной миграцией. В.Янукович выразил уверенность в том, что Украина сможет его быстро выполнить. «Это не будет легким заданием, но я уверен, что мы выполним его в 2011 году», – отметил глава государства.
 
Но вся проблема в том, что выполнение технических требований безвизового режима сопряжено с ликвидацией коррупции, принципиальными и глубокими реформами государственного управления и государственного аппарата с целью более эффективого руководства страной. А это работа не на один год и для её выполнения необходима не только политическая воля, но и время для развития объективных социально-экономических и политических процессов.
 
Поэтому, с одной стороны, еврочиновники честны в том, что, сформулировав жёсткие требования, выполнение которых необходимо для получения Украиной Соглашения об Ассоциации (элемент которого - безвизовый режим), сделали процесс прозрачным для украинских властей. С другой стороны, предвидя невозможность реализации в обозримом будущем этих условий, им не надо заботиться о том, что данные Украине обещания по теме евроинтеграции придется выполнять.
 
Официальные лица ЕС охотно комментируют конкретные условия и требования, предъявленные Украине, но наотрез отказываются давать ответ, попадёт ли Украина в ЕС в случае их полного выполнения. Соответственно, деятельность украинского МИДа сводится к официальным интерпретациям всякого рода намёков и полунамёков представителей ЕС, сигналов о «позитивных перспективах», «углублении» и «расширении», «активизации и интенсификации», «непременном», «в конечном счёте» вхождении в ЕС. Помните, как в свое время Ющенко гордился тем, что получал от Запада некие сигналы о возможной евроинтеграции? И что же изменилось за пять лет его правления?
 
Симптоматичны слова директора Национального института стратегических исследований при Президенте Украины А.Ермолаева, что главный политический итог встречи в верхах состоит в том, что обе стороны подтвердили желание существенно ускорить переговорный процесс по политической ассоциации и созданию зоны свободной торговли.
 
Имитация диалога и корректное дипломатическое оформление пустопорожней демагогии – это и есть главный итог встречи ЕС-Украина.
 
Более активно ЕС заинтересован в Зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной, но содержание этого интереса у двух партнёров абсолютно не совпадает, что также заставляет предполагать практическую недостижимость каких-либо конкретных договорённостей по данной теме в обозримом будущем.
 
Европейский Союз как экономически более развитая сторона заинтересован в беспрепятственном продвижении на украинский рынок всей номенклатуры товаров и как можно в большем объёме с целью ослабить проблему перепроизводства собственной продукции. Украина заинтересована в облегчённом продвижении в ЕС продукции тех немногих отраслей, которые сохранили конкурентоспособность после развала СССР (в первую очередь – это продукция горно-металлургического комплекса и химической промышленности), но абсолютно не заинтересована в беспрепятственном и широком проникновении на свои рынки продукции из стран ЕС, которая полностью вытеснит с рынка украинского производителя. Последнее особенно касается наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, в частности продукции украинского ВПК. Но и об украинском сельскохозяйственном производстве забывать тоже не следует. В противном случае о национальном секторе в этой сфере производства можно просто забыть.
 
В этом, видимо, суть затруднений на переговорах между Украиной и ЕС по ЗСТ. Так, заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин на встрече с послами 24 ноября отметил необходимость «достижения сторонами компромиссных и взаимоприемлемых решений относительно условий функционирования будущей ЗСТ, в том числе в рамках следующего раунда соответствующих переговоров, который состоится 6-10 декабря с.г. в Брюсселе» (3).
 
Но правила диктует та сторона, к которой стремятся присоединиться. К тому же она ещё и сильнее экономически.
 
Вопрос в том, согласятся ли украинские финансово-промышленные группы (сырьевые и полусырьевые отрасли) и их политические представители интегрироваться в ЕС в формате своих корпораций ценой ликвидации остальной украинской индустрии и сельскохозяйственного производства?
 
Но если даже такое согласие и последует, то заключение соглашения по ЗСТ на условиях Запада (а иные невозможны) - ещё не есть гарантия членства Украины в ЕС.
 
(1) ubr.ua
(2) ubr.ua

(3) http://www.from-ua.com/news/ba31da8016671.html

22
Поставить лайк: 80
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukraina-es-imitaciya-dialoga