Украина: манипуляции с «национальными героями»
18.12.2008
Напечатать
А
А
А
До сих пор нерешенной проблемой украинского государства остается формулирование общепринятой и понятной государственной идеологии. Одним из самых сложных аспектов её формирования является выбор исторических персонажей, в равной степени адекватно воспринимаемых во всех регионах страны.
В наибольшей степени это касается периода новейшей истории и таких одиозных фигур, как Бандера и Шухевич.
Причиной тому служат, на наш взгляд, несколько факторов.
Во-первых, новейшая история, как никакой другой период, политизирована. Политизация коснулась не только исторических деятелей, но и целых исторических периодов и явлений. Ярчайший тому пример – «голодомор». По словам заведующего отделом новейшей истории и политики Института истории Украины НАНУ Георгия Касьянова, уже первые зарубежные поездки главы украинского государства показали, что Ющенко лично заинтересован в эскалации общественного мнения вокруг темы голода 1932-33 годов [1].
Еще одним свидетельством политизации являются школьные учебники истории, в которых воспеваются Бандера и Шухевич. С учетом того, что старшеклассники не являются полностью политически социализированными личностями и не обладают сформированным мировоззрением, подобные манипуляции с сознанием в будущем могут привести к непредсказуемым последствиям. В качестве примера можно привести учебник новейшей истории часть вторая (1939-2001гг.) для 11-го класса средней общеобразовательной школы Ф.Г. Турченко, П. П. Панченко, С. М. Тимченко.
Современная политическая наука исследует широкий спектр манипулятивных технологий, которые традиционно применяют СМИ для обработки общественного мнения. Характерно, что в отечественных реалиях они нашли отражение и в школьных учебниках истории.
В данном случае под манипуляцией следует считать обращение к анонимному авторитету. Например, «Было немало случаев, когда идеями независимости Украины, пропагандируемыми повстанцами и подпольщиками, увлекались выходцы из Поднепровья, оказавшиеся по каким-либо причинам в Западной Украине: учителя, медработники, красноармейцы (даже офицеры), крестьяне, которые во время голода 1946-47 гг. массово выезжали в Галичину [2, С. 107].
Как можно подтвердить данное утверждение фактами? Далее по тексту они не приведены.
Характерно, что в словаре терминов и понятий учебника отсутствует коллаборационизм. Это не случайно, ибо при создании «позитивного» образа деятелей ОУН-УПА широко применяется такой прием пропаганды, как «подмена понятий». Например, деятельность УПА и советских партизан в 1943 году рассматривается в одном разделе под названием «Сопротивление». При этом текстуально на изложение деятельности советских партизан отводится 1,5 страницы [2, C.44-45 ], а «активизации деятельности УПА» – 3,5 стр. [2, C.45-48].
Освещение деятельности Р. Шухевича начинается в разделе, посвященном послевоенному периоду 1945-1950 гг. При этом упоминается о том, что он являлся главнокомандующим УПА в (1943-1950гг.), председателем Генерального секретариата Украинской главной освободительной рады. Портрета Р. Шухевича в учебнике не помещено. Не рассказывается подробно и о его деятельности в период оккупации немецко-фашистскими войсками Украины.
Видимо, авторы сочли эту часть его биографии не слишком привлекательной. Поскольку газета «Вільне слово», издававшаяся во Львове в годы нацистской оккупации, так описывает события: «Около 3 часов утра 30 июня 1941 года вошли в город первые патрули немецких армий. Это были украинцы из батальона под командованием Р. Шухевича. Они представились митрополиту Андрею Шептицкому. Выслушав доклад И. Гриньоха, глава церкви благословил их … Во дворе Святогорского собора митрополит провел богослужение в честь непобедимой немецкой армии и её вождя Адольфа Гитлера.
Радуемся освобождению земли нашей от безбожного большевизма, говорил Шептицкий. Искренне просим Всевышнего о победе немецкого оружия… Благословляю вас, сыны мои на священную борьбу… Начинайте с Богом»[3].
С точки зрения логики непонятно, как можно было бороться за независимость Украины под знаменем вермахта?
Отношение нацистов к независимой Украине было пренебрежительным. «Рейхскомиссар Кох отверг идею свободной Украины. Славяне – принадлежат к семейству кроликов. Если класс хозяев не будет его подталкивать, они сами никогда не смогут подняться выше кроличьего уровня»[4].
Подмена понятий имела место и в другом. Для героизации коллаборационистских батальонов «Нахтигаль» и «Роланд» предложена версия о том, что после провала и непринятия немецкими властями «Акта о провозглашении украинского государства» Стецько, «около 300 членов ОУН были арестованы, а 15 руководящих деятелей организации расстреляны. Эти репрессии повлияли на настроения в батальонах «Нахтигаль» и «Роланд», личный состав которых отказался выполнять приказы немецкого командования. Спустя некоторое время, эти части были расформированы, а служившие в них офицеры-украинцы арестованы»[2, С. 29].
Однако в реальности судьба Шухевича сложилась по-иному. «"Нахтигаль" под его командованием дошел до Винницы, а затем гитлеровцы нашли им новое применение. "Легионеров" подучили во Франкфурте-на-Одере, а затем, объединив с "коллегами" из "Роланда" в "шуцманшафтбатальон-201", отправили бороться с белорусскими партизанами. За усердие в "ратном труде" Шухевич был награжден Гитлером Железным крестом»[5].
Следует вспомнить, что своему назначению на должность командира «Нахтигаля» Шухевич был обязан непосредственно Бандере. «…Вскоре батальон насчитывал около тысячи человек и состоял из четырех рот. Непосредственно руководили его формированием немецкие офицеры – Альбрехт Херцнер, «полномочный представитель абвера», Теодор Оберлендер и правая рука Бандеры Р. Шухевич»[6, С. 83-86].
Таким образом, процесс формирования образа «национальных героев» Украины в том виде, в каком он сегодня проводится, обладает значительным конфликтогенным потенциалом. Применение разнообразных технологий управления массовым сознанием приводит к конфликту между успешными реципиентами формируемой идеологии и носителями традиционных ценностей гуманизма и демократии.
В качестве противовеса подобной политической технологии может выступить только альтернативный поток политической социализации. Его институтами могут и должны стать общественные организации, как составные части формирующегося гражданского общества и, конечно же, непосредственные участники описываемых событий – ветераны Великой Отечественной войны.
Манипуляции общественным сознанием опасны и с точки зрения развития демократии. Это нарушение двух ее основополагающих принципов: права человека свободно получать незаангажированную информацию, а также плюрализма мнений. Для реального следования продекларированной линии на построение демократического государства центральной власти следует отказаться от «двойных стандартов» в оценке исторического прошлого.
_________________________________
2. Турченко Ф. Г.. Панченко П. П., Тимченко С. М. Новейшая история Украины. Часть вторая (1939-2001): Учебник для 11-го кл. сред. общеобразов. учебн. завед. – К. : Генеза, 2001. – 416 с.
3. Газета Вільне слово. – 1941. – 16 июля.
4. Газета «Понедельник». – №23.– 2003. – 21 июля.
5. В. Рябчиков. Коричневые пятна национализма // Крымская Правда. – 1998. – 5 сентября.
6. Обвиняет земля – Организация украинских националистов: документы и материалы.– М., 1991. – 157 с.
2749
Поставить лайк: 300
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukraina-manipulyacii-s-nacionalnymi-geroyami