ссылка

Украинский энергетический хаб

Увеличить шрифт
А
А
А

Украинская власть твердо уверена, что создание газоэнергетического хаба обеспечит стране не только вожделенную «энергетическую независимость», но и станет огромной услугой для ЕС. Что, в свою очередь, позволит доказать европейцам важность Украины для Евросоюза, для которого энергетическая безопасность на сегодня является актуальнейшей темой в повестке дня.

В украинском правительстве ни на секунду не сомневаются, что Брюссель клюнет на эту удочку. В частности, на заседании Кабмина премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о том, что Европейский союз заинтересован в обустройстве в Украине газоэнергетического хаба. «В ходе заседания Совета сотрудничества Украина-ЕС в Люксембурге впервые на высшем уровне была сформулирована и официально заявлена концепция роли Украины в энергетической стратегии. ЕС заинтересован, чтобы Украина стала европейским газо-энергетическим хабом. То есть чтобы на нашей территории хранились стратегические запасы газа для европейского рынка и размещались маневренные энергетические мощности», - сказал он.

По убеждению премьера, украинская ГТС вместе с подземными хранилищами газа (ПХГ) просто незаменимы для европейцев. «Развитие сети украинских ПХГ, модернизация нашей ГТС способны сыграть ключевую роль в обеспечении стабильности европейского энергетического рынка. Это большой многолетний проект, сложный как в политическом, так и в техническом отношении. Нужно начинать его практическую разработку», – сказал Азаров (1).

Тут же вице-премьер Юрий Бойко получил задачу разработать концепцию развития и модернизации украинской ГТС и презентовать ее до саммита Украина-ЕС в Вильнюсе. К новым перспективам будет адаптирована всего год назад обновленная Энергетическая стратегия Украины до 2030 года. Об этой глобальной задаче отчитался и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, который заявил, что европейские и украинские компании обсудят создание газо-энергетического хаба в сентябре. «Есть договоренности с еврокомиссарами Оттингером и Фюле о проведении заседания комитета по этому вопросу между заинтересованными лицами из ЕС и компаниями из Украины. Это состоится примерно в сентябре», - сказал он.

Стоит заметить, что нынешняя идея создания газоэнергетического хаба в Украине отнюдь не нова. Ранее президент Виктор Янукович заявлял, что Украина после модернизации газотранспортной системы может предложить свои ПХГ как основу для нового биржевого рынка газа. В частности, еще в марте этого года Янукович рассказал о глобальных планах украинской власти по поводу перспектив украинских ПХГ. «По какому принципу будут работать хранилища? Мы сейчас об этом тоже думаем. Возможно, они будут работать по принципу газовой биржи. Это такой своеобразный будет спотовый рынок на Востоке Европы», – заявил он. И пояснил, что в этих хранилищах смогут приобретать газ не только страны или крупные предприятия с долгосрочными договорами на поставку газа, но и малый бизнес (2).

Тогда эта идея выглядела не особо реалистичной, учитывая, что как раз тогда бушевали споры вокруг дальнейших перспектив украинской ГТС. Идея Киева по созданию трехстороннего (Украина-Россия-ЕС) консорциума, который бы провел модернизацию и далее распоряжался бы украинской газотранспортной системой, была абсолютно эфемерной. А без этой определенности говорить о каком-то «спотовом рынке на Востоке Европы» просто не приходится.

* * *

Впрочем, ряд вопросов по модернизации ГТС остается и сегодня. Можно было заметить, что украинская власть весь июнь бодро рапортовала – нет отбоя от европейцев, рвущихся вкладывать средства в модернизацию украинской ГТС. В начале месяца заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун заявил о том, что Deutsche Bank и немецкие энергетические компании готовы вложить в модернизацию ГТС Украины колоссальные средства. «И Deutsche Bank, и энергетические компании, в том числе и Ferrostaal, не прочь взяться за весь объем работы - модернизацию всей ГТС Украины. Это большой объем работ, в пределах $5-7 млрд, но это во много раз меньше, чем обходные газпроводы, которые строятся, построены или которые хотят построить», - заявил чиновник, намекая на обходные газопроводы, которые строит Россия. А спустя две недели Эдуард Ставицкий заявил о том, что в сентябре 2013 года Украина ожидает открытия кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в объеме еще 326 млн. евро для модернизации ГТС.

Заявлялось также, что модернизацию одной из компрессорных станций магистрального трубопровода «Союз» уже в ближайшее время якобы начнет немецкая Ferrostaal Industrieanlagen, которая осуществит проект за счет упомянутых кредитов Deutsche Bank. Однако, комментируя работу Ferrostaal Industrieanlagen в Украине, член правления и исполнительный директор компании Кай Эвальдсен уже успел сделать интересное заявление. Он пояснил, что финансирование проекта со стороны Deutsche Bank подразумевает государственные гарантии со стороны правительства Германии.

Это означает, что речь идет уже не о бизнес-проекте, о котором рассказывал Виктор Янукович, а о политическом решении немецкого правительства и, как следствие, всего Евросоюза. А значит, ЕС настроился на полный контроль украинской ГТС как составляющей собственной энергобезопасности. Недаром он готов вложить в нее миллиардные средства.

Соответственно, весь проект ЕС делает, исходя из своих интересов. А то, что модернизацией занялась немецкая компания, свидетельствует о том, что украинским предприятиям нет места в этих работах (равно как и  заказов, и новых рабочих мест). Правда, в Ferrostaal Industrieanlagen обещают, что, возможно, при модернизации всей ГТС привлекут и местных партнеров. Но на это виртуальное обещание надежды мало: пока что все работы планируется проводить исключительно немецкими специалистами с использованием оборудования фирмы Siemens.

А 28 июня по вопросу создания консорциума по управлению украинской ГТС стала известна позиция «Газпрома». «Сегодня переговоры по консорциуму не ведутся, потому что необходимо внести изменения в законодательство Украины, а это не сделано», – заявил А. Миллер (3).

* * *

Интересно, что в Украине и ЕС настолько увлеклись идеей создания на базе украинской ГТС газового хаба, что даже включили в проект Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, который может быть подписан на саммите Восточного партнерства в ноябре 2013 года в Вильнюсе.

В документе, в частности, говорится о том, что таможенные сборы и количественные ограничения на импорт и экспорт энергетических товаров должны быть запрещены между сторонами. По сути, это условие, и есть база для использования европейцами ПХГ Украины.

Но вот вопрос: о каком экспорте энергоносителей из Украины может идти речь, когда страна способна самостоятельно обеспечить лишь малую долю собственных потребностей? Понятно, что в этом случае можно говорить лишь об экспорте в Украину газа из Европы. Какого именно газа? Также понятно – исключительно российского. А если его не будет?

Но и здесь украинские чиновники находят вариант, состоящий в том, чтобы предложить европейским компаниям хранить газ в ПХГ Украины (4). Для этого правительство намерено отменить пошлины на экспорт газа (5).

Но Украина была бы не Украиной, если бы и в этом не искала выгоды. Ведь в то же самое время Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), повысила тарифы на хранение газа в подземных хранилищах компании «Укртрансгаз» в 2,57 раза, на закачку и отбор газа из ПХГ – более чем в 4 раза. А неделей раньше Кабмин принял решение о том, чтобы в период подготовки к отопительному сезону (июль-октябрь 2013 года) обязать частные украинские газодобывающие компании закачивать в ПХГ 50% от их объема добычи топлива (6).

* * *

Но способны ли ПХГ Украины обеспечить хранение газа для Европы в тех объемах, которые ей необходимы?  Вот министр Эдуард Ставицкий заявил, что Украина готова предоставить половину существующих хранилищ под хранение газа из Европы. «Мы предложили нашим коллегам для единоразового хранения 15 млрд. кубометров газа», – похвастался он, уточнив, что остальную часть Украина планирует оставить для надлежащей организации отопительного сезона.

Однако 15 млрд. кубометров для Европы сущий пустяк, из-за которого явно не стоит особо напрягаться – в настоящее время потребность ЕС по газу составляет около 500 млрд. кубометров в год. Кстати, еще два года назад еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер спрогнозировал, что эта потребность в ближайшие годы возрастет на 20%. «В перспективе европейский рынок будет нуждаться в 600 млрд. куб. м газа в год», – сказал он. Что такое на этом фоне каких-то 15 млрд. кубометров?

У Киева вроде бы есть ответ на этот вопрос. Тот же Эдуард Ставицкий заявил, что, кроме существующих возможностей хранения газа, Украина намерена нарастить мощности ПХГ, которыми управляет «Укртрансгаз», более чем вдвое – с текущих 32 млрд. кубометров до 75 млрд., т.е. сразу на 38 млрд. кубометров!

По его словам, объемы хранения действующих ПХГ в западной части Украины можно увеличить до 55 млрд. кубов, а в Харьковской и Полтавской областях существует «геологическая возможность» организовать хранилища мощностью не менее 10-20 млрд. кубов газа (7).

Перспективы впечатляют, однако, увы, с реальными возможностями они имеют мало общего. В конце июня «Газпром» принял решение больше не использовать ПХГ Украины для закачки и хранения своего газа и предоставил «Нафтогазу» «последний» аванс на $1 млрд. на обеспечение транзита газа (8).  

Украинская сторона как-то не принимает во внимание, что «Газпром» для обеспечения поставок газа эксплуатирует на территории РФ 21 ПХГ и целый ряд ПХГ в Европе – совместно с иностранными партнерами. Такие как: «Реден», «Хайдах» и «Катарина» (снабжение газом немецких и австрийских потребителей, обеспечение поступлений газа в Словению, Венгрию, Словакию и Италию). В Сербии реализуется проект ПХГ «Банатский двор» (экспортные поставки газа в Венгрию, Сербию, Боснию и Герцеговину). В Нидерландах планируется создать ПХГ «Бергермеер», которое может стать крупнейшим в Западной Европе. В марте 2013 г. российский концерн подписал соглашение о строительстве нового ПХГ в Дамборжице (Чехия).

* * *

Как сообщили специалисты «Нафтогаза» автору этих строк в неофициальных комментариях, увеличить объемы существующих ПХГ можно максимум на 4-5 млрд. кубометров. А при реализации тех проектов по строительству новых хранилищ, которые рассматривались в последние десятилетия и хоть как-то были технически обоснованны, общие объемы ПХГ можно увеличить максимум на 15 млрд. кубометров. Т.е. вместо задекларированных 32 млрд. мы получаем от силы 19-20 млрд. Но и это – при условии серьезных капиталовложений, по сравнению с которыми модернизация ГТС покажется мелкими карманными расходами.

Где взять эти деньги – в Кабмине не уточняют, что делает всю идею с газо-энергетическим хабом очень похожей на… Заметим также, что на сегодня российский «Газпром» оплатил украинскому НАК «Нафтогаз» транзит газа до конца 2014 года (в целом это 5 млрд. долл. авансом!), а украинская сторона все равно не в состоянии оплатить закупку газа за лето 2013 года и заполнить свои ПХГ. Причина банальна: у «Нафтогаза» совершенно нет средств, как нет их и в украинской казне (9).

* * *

Планируя создать такой энергетический хаб, Киев надеется не только обслуживать Европу с помощью своих ПХГ, но и получать от нее российский газ по более низкой цене. Выполнение обеих этих задач требует главного – возможности реверсных поставок российского газа от ЕС. А вот тут у европейцев и украинцев начинаются серьезные проблемы.

Известно, что в настоящее время российский «Газпром» заблокировал поставки газа в Украину из Словакии. Эдуард Ставицкий, комментируя этот факт, невразумительно пробормотал, что информация о блокировании «верна в некоторой мере, но не совсем». 

В частности, как рассказал пресс-секретарь председателя правления ОАО «Газпром» Сергей Куприянов, Россия блокирует продажу газа Словакией Украине, потому что это не предусмотрено условиями российско-словацкого контракта на поставку газа. «Ситуация очень простая: некоторые наши покупатели в Европе думают, что они могут стать поставщиками газа на Украину, забывая, что по условиям контракта они у себя дома должны получить газ, а не где-то еще», – сказал Куприянов.

Он объяснил, что контракт со Словакией предусматривает прокачку газа до определенного места в этой стране, и его откачка в другом месте, а именно на границе с Украиной, не может быть осуществлена. И если Словакия желает, то может перекачивать газ назад в Украину с той точки сдачи, куда по договору его поставляет Россия. Но Словакия не имеет технической возможности запустить газ в обратную сторону (для этого надо строить отдельный газопровод из этой страны в Украину), а использовать для этого ресурсы «Газпрома» эта страна не имеет права.

В Словакии сходятся МГП из Италии, Франции, Германии и др. европейских стран, что делает Словакию мощным европейским газовым хабом. Именно на этот путь, а не на Венгрию и Польшу рассчитывала Украина.

Та же история и с другими европейскими «поставщиками» газа в Украину – Венгрией, Польшей, Румынией. Эдуард Ставицкий утверждает, что в сумме поставки из всех этих стран (включая «заблокированную» Словакию) могут достичь 30 млрд. кубометров газа в год. Однако украинские эксперты уже подсчитали, что даже если «Газпром» вдруг по какой-то причине решил бы дать европейцам возможность использовать свои мощности (что, понятно, лишено всякого практического смысла для России), то общий объем газа из ЕС никак не превысит 16 млрд. куб. м в год.

Все это означает, что идея создания газоэнергетического хаба в Украине абсолютно не подтверждается техническими возможностями – ни в плане возможностей украинских ПХГ, ни относительно возможности реверсных поставок.

Все эти проекты, сильно попахивающие авантюризмом, весьма негативно влияют на отношения между Украиной и Россией. Ведь вместо того, чтобы искать взаимно приемлемые варианты дальнейшего сотрудничества, Киев ищет исключительно обходные пути для решения газовых проблем. И находит варианты, весьма подозрительные в плане соответствия нормам международного права и имеющейся договорной базе с Россией. А значит, украинская власть со своей идеей энергетического хаба для ЕС очень быстро может оказаться в глухом тупике, куда она сама себя сейчас усиленно загоняет. 

1. http://interfax.com.ua/news/economic/158443.html

2. http://korrespondent.net/business/economics/1514713-yanukovich-mechtaet…

3. http://m.ria.ru/economy/20130628/946425892.html

4. http://ukranews.com/ru/news/economics/2013/07/01/99558

5. http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article?art_id=246475955&cat_i…

6. http://www.unian.net/news/579921-tarifyi-na-hranenie-gaza-v-phg-ukrainy…

7. http://finance.bigmir.net/news/economics/35760-Mechtaya-sdelat-Ykrainy-…

8. http://neftegaz.ru/news/view/111218

9. http://hronika.info/ekonomika/3775-gazprom-dal-avans-naftogazu-za-tranz…

89
Поставить лайк: 131
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Časopis argument: Коллапс украинской энергетики? ЕС поможет свитерами!

Отток инвестиций с Украины бьёт рекорды

На Украине нашли украинский русский язык

Украина в мировых лидерах по количеству мин

Кризис в Белоруссии сделал Минск ближе к портам России

Mysl polska: энергетическая независимость Украины оказалась дорогим обманом

Добыча газа под Святогорском: экономика или политика плюс коррупция?

Украина и Белоруссия – особенности нынешнего экономического сотрудничества

Украина и Молдова: как из двух худых одного толстого лепят

https://odnarodyna.org/content/ukrainskiy-energeticheskiy-hab