ссылка

Уроки Даниила Галицкого

Увеличить шрифт
А
А
А

В глубине веков фигура князя Даниила Галицкого видится сегодня как политический символ. Вот и Петр Порошенко, спонсирующий  поиски останков князя в Польше, называет его «украинским королем», забывая, что Украины в то время не было и в помине, а самого князя Даниила Галицкого именовали и до сих пор именуют королем русским. Единственным в отечественной истории.

Даниил Галицкий на памятнике «Тысячелетие Государства Российского», Великий Новгород. 

Даниил Галицкий – прямой потомок  великого Ярослава Мудрого, сын князя Романа Мстиславовича, принадлежащего к старшей ветви Мономаховичей. Княжение легендарного Владимира Всеволодовича Мономаха  стало в истории  последним периодом укрепления Киевской Руси.

Во времена  Даниила Галицкого Русь раздирается не только со всех сторон: татаро-монгольское нашествие с востока и крестоносцы с запада, но и изнутри междоусобными бранями.   Казалось бы, сама судьба существования Русского государства уже предрешена. Ведь ни одна армия, ни одна страна не может долго сражаться сразу на два фронта, да еще при внутреннем разобщении!

Однако именно в это время на северо-востоке Руси появляется великий князь Александр, которого назовут Невским. А в землях  Руси Червонной, в Галиции,  поставляется на княжество Даниил. Историки очень любят сравнивать этих двух великих князей-современников. Без преувеличения можно сказать, что и сегодня, когда идет формирование  нового евразийского  пространства, политические приоритеты этих двух замечательных людей по-прежнему можно считать символами современной геополитики как Российской Федерации, так и Украины.

Святой благоверный князь Александр Невский

Нынешние «свидомые» историки весьма горды тем, что именно Галицкое княжество первым в конце XI века отделилось от Киева, а следовательно, и от  Руси и стало на путь самостоятельного развития – столь вожделенной независимости. Вопрос только в том, к чему это привело. Русь стала Святой, Великой, а  Галичина? Всегда в составе какого-либо государства.

* * *

Десятилетним мальчиком усилиями венгров Даниил становится Галицким князем. В те времена взрослели быстро, особенно находясь на вершине власти. Спокойно пережив многие боярские склоки, вплоть до отстранения от  княжества, несмотря на ряд неправильных политических решений, он все же занимает княжеский престол, и не только Галицкий, но и Киевский. Несомненно, князя Даниила можно назвать собирателем юго-западных русских земель в Галицко-Волынскую Русь.

Также несомненно, что решающим для цивилизационного выбора князя Даниила стала битва на реке Калке в 1223 году. Несмотря на мужество и незаурядное  искусство брани, русские потерпели сокрушительное поражение от казавшихся дикими кочевников. Наверное, с тех пор слово «орда» и стало символом чего-то огромного, темного и страшного.  Только объединившись, можно было победить нового страшного врага. Вопрос в том, кому и с кем объединяться.

Александр Невский принял не простое,  но мудрое и оказавшееся единственным правильным  решение: выбирая из двух зол, он сумел найти меньшее.  Татаро-монгольская орда, что называется, не лезла в душу русских людей. То есть, удовлетворяясь политическим и материальным господством, ханы не требовали изменения веры – Православия.  Поэтому великий русский князь сделал все возможное для того, чтобы «закрыть восточный фронт»  и сосредоточил свои силы  на противостоянии католической Европе, неустанно стремящейся с помощью крестоносцев поработить Православную Русь. Так окрепла русская самобытность, так творилась русская история, так ковалось будущее могущество великого государства.

Даниил Галицкий вынес из поражения на Калке совсем другие уроки. Он старался всеми силами и средствами с помощью, как бы мы сейчас сказали, евроинтергации сбросить страшное иго татаро-монгольской Орды, которую назвал «поганой». Особенно ничего не обещая, европейцы вынуждали Галицкого князя на все новые и новые шаги сближения с ними. Он даже женил своих детей с политической выгодой, да и сам вступил во второй брак с дочерью Литовского князя Миндовга.

Однако татары продолжали разорять Русь, они уничтожили Киев и двинулись на Волынь и Галич. Для того чтобы хоть как-то сохранить княжество, Даниил Галицкий все-таки вынужден был поехать в Орду и принять зависимость от ханов. Хоть и  приняли его довольно милостиво, но унизительно – по словам  южнорусского летописца: «О злее зла честь татарская!»

Пожалуй, самым опрометчивым  шагом князя Даниила Галицкого стало подчинение папе римскому.  В истории можно увидеть немало примеров, когда в угоду сиюминутным и весьма призрачным политическим планам приносилось в жертву вечное – христианские убеждения. «Бога не видел никто и никогда», – пишет в Евангелии святой апостол Иоанн Богослов. Наверное, поэтому некоторые власти предержащие предпочитали нечто более осязаемое. В поиске так и не состоявшегося компромисса с мусульманами в Византии началось иконоборчество, а Ватикан принял догмат филиокве –  добавление к Символу Веры о исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Сына, признанное Православной Церковью еретическим и еще более отдалившем Римское католичество.

Обеспокоенный сближением Галицкого князя с татаро-монгольскими ханами папа Иннокентий IV предлагает Даниилу королевскую корону в обмен на католизацию юго-запада Руси. И он соглашается! Возможно, на это решение повлияло свержение его зятя, Владимирского князя Андрея Ярославича, войском хана Сартака и передача ярлыка  Александру Невскому, а также наступление  хана Куремсы на приграничные Галицко-Волынские земли.

На Руси не зря любые сношения с Ватиканом рассматривались аналогично сделке с диаволом. Большие обещания неизбежно несут погибель. Так произошло и с Даниилом Галицким. В январе 1254 года он был коронован в Дрогичине, а за год до этого Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды. Казалось бы, цель достигнута, и вероотступничество было не напрасным. Но этот папский призыв так и остался декларацией о намерениях без реальных действий.

Нельзя сказать, что западные союзники совсем не помогали. Но все это выглядело весьма сомнительно. Да, Галицкому князю благодаря их помощи удалось освободить от орды Луцк и часть Волыни и развернуть поход на Киев. Конечно, галичане могут гордиться тем, что их князь был первым русским, кто нанес поражение татарам. Но успех этот был кратковременным. Даже в походе на Киевское княжество до самого Киева войско так и не дошло, ограничившись разорением и грабежом города Возвягль. К тому же возникли проблемы с литовцами из-за дележа добычи – разозлившись, они опустошили окрестности  не так давно освобожденного от Орды Луцка. Все эти события, произошедшие летом 1255 года, привели к разрыву отношений Даниила Галицкого с папой римским.  Но он сохранил королевский титул для себя и право на этот титул для своих преемников, которые именовали себя «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («Король Руси» или «князь всей земли Русской, Галицкой и Владимирской»). Ныне же на памятнике Даниилу Галицкому пишут – «Король Данило».

Памятник Даниилу Галицкому во Львове

А потом пришло такое время, когда интересы Орды и Даниила Галицкого совпали, наверное, «евроинтеграция» уже совсем допекла. В 1258 году вместе они идут на Литву, а затем и на Польшу, причем  весьма успешно. Однако уже в 1259 году татары потребовали срыть  фортификационные сооружения галицких и волынских крепостей. Только город Холм сохранил их. Здесь князь Даниил провел последние годы жизни, здесь и скончался в 1264 году.

* * *

Историческая личность Галицкого князя представляется более трагической, чем героической. Не сумев сделать правильный цивилизационный выбор, он оказался, что называется,  между молотом и наковальней. Сближаясь то с Западом, то с Востоком, он не увидел своего главного союзника – ту Русь, которая стала Великой и в состав которой вошла большая часть угнетавшей ее Орды.

Возложив политические надежды на казавшуюся цивилизованной Европу, князь Даниил Галицкий был жестоко обманут. Да, он сумел построить отдельное государство, но уже при его сыновьях и внуках оно рассыпалось. Оторвавшись от общей русской истории, он был обречен на политическое одиночество.

Так и нынешние «свидомые» последователи Даниила Галицкого – чужие везде. Русскими они быть не хотят, а в европейскую «семью» не принимают. Так и болтаются туда-сюда, между Западом и Россией, ища неких выгод. Русское Православие им претит, Римское католичество принять мешает та же «свидомость», вот и остаются униатами, самосвятами или раскольниками, как говорят в народе, ни то ни се. Вот это и есть «украинство». Ни туда ни сюда. Нечто непонятное, а потому чуждое. Так сказываются невыученные уроки князя Даниила Галицкого.

255
Поставить лайк: 587
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Почему Штаты продвигают «фанарского вора»?

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

https://odnarodyna.org/content/uroki-daniila-galickogo