Ускользающие даты Истории
Нас часто спрашивают: «Почему вы печатаете статьи о Полтавской битве 10 июля, если каждому известно, что она произошла 8-го»?
Формально читатель прав. Полтавская битва произошла 27 июня (по «старому стилю»). По правилу перевода этой даты на «новый стиль», поскольку событие относится к XVIII веку, к данному числу следует добавить 11 дней, как и к любому другому событию предшествующего, XVII века (ибо «номера» столетий, не делящиеся на четыре, в данном случае - годы 1600-й и 1700-й, - високосными не являются и «поправочного» дня не добавляют). Следовательно, целый сонм авторов, указавших в своих сочинениях датой Полтавской битвы 8 июля, будто бы не ошибается.
Критиков нашей (и не только нашей) датировки Полтавской битвы 10-м июля проще всего было бы отослать к Федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах России», принятому Государственной думой Российской Федерации 10 февраля 1995 года. Но ведь это не ответ, а лишь повод обвинить в невежестве ещё и авторов данного документа, а заодно и депутатов, за него проголосовавших.
Пётр I в Полтавской битве. Художник Луи Каравакк.
Но ни депутаты не ошибались, указав на 10 июля как на истинную дату Полтавской баталии, ни хронисты, помещающие её именно в этот день истории. Проблема кроется в конфликте календарей, именуемых, соответственно, юлианским (названного в честь Гая Юлия Цезаря, введшего его с 1 января 45 года до н. э.) и григорианским, объявленным папой Григорием XIII буллой Inter gravissimas («Среди самых важных») 24 февраля 1582 года.
Ни римский диктатор, ни глава католической церкви, безусловно, сами не разрабатывали календарей, ставших известными впоследствии по их именам. За первым стояла группа александрийских учёных во главе с астрономом Созигеном. Основываясь на уходящей вглубь веков высокой астрономической культуре эллинистического Египта, они создали тщательно продуманный и несложный в бытовом применении календарь: три года простых и четвёртый високосный,
Подручные папы Григория XIII по составлению нового, «григорианского» календаря Клавий Христофор (слева) и Алоизий Лили.
Спустя 16 столетий учёные, обретающиеся вокруг папского престола – Алоизий Лили, Клавий Христофор и другие – обвинили действующий календарь в неточностях: в частности, якобы накопившейся разнице в 10 дней по сравнению с истинным ходом времени. «Лишнее» попросту «вырезали» из календаря 1582 года: тогда после 4 октября сразу наступило 15-е.
Подобное «вырезание», на сей раз целых 13 дней, произошло и в ХХ веке, при принудительном введении большевиками григорианского календаря в России. В феврале 1918 года из этого месяца исчезли числа от 1 по 13, официально их не существовало. Но на самом-то деле они никуда не подевались!
Декрет о введении «западно-европейскаго календаря» и календарь февраля 1918 года, из которого 13 дней попросту «исчезли».
Подобное насилие над календарём (плюс разность сроков введения григорианского счёта времени, растянувшиеся на 369 лет, когда в 1949 году последним принял этот календарь Китай) отнюдь не прошло даром. Один из исследователей приводит такой пример. Сервантес и Шекспир умерли, если верить современному календарю, почти в один день – соответственно 22 и 23 апреля 1616 года. Один – в Испании, другой – в Англии. На самом деле разница составляет 11 дней, т.к. католическая Испания уже использовала на то время григорианский календарь, Англия же приняла его лишь через 56 лет после смерти своего гения – в 1672 году.
Путаницы хватает и у нас. К примеру, Н.В. Гоголь родился 20 марта (по старому стилю) 1809 года, которое переводят на новый стиль как 1 апреля. В то же время сам Николай Васильевич неоднократно писал, что появился он на свет в день взятия Парижа в 1814 году, а оно произошло двумя днями раньше, 30 марта. Вывод: многие даты рождений и смертей известных людей, а также событий не соответствуют астрономическим (положению звёзд в момент их свершения). В принципе любую дату григорианского календаря есть смысл проверять через юлианский, церковный – и лишь тогда она обретёт статус истины.
Астрономы Николай Коперник и Жюль Скалигер, противники введения григорианского календаря.
Не папские, а настоящие учёные встретили новость о введении григорианского календаря с ужасом, ибо он смешивал все даты. Даже начало летосчисления трактовалось по разному: 1 января 1 года нашей эры юлианский календарь показывает субботой, а григорианский – воскресеньем. Ревностный католик астроном Николай Коперник попросту наотрез отказался от участия в комиссии по введению календаря папы Григория XIII. Другой астроном Жюль Сезар Скалигеp, противник нового календаря (ибо он нарушал непрерывный счёт дней), поступил хитрее: уже в следующем, 1583 году он возродил «старый» стиль в астрономии под названием юлианского периода. Таким образом не только православная церковь, но и астрономия продолжала пользоваться «устарелым» юлианским календарём. «И хотя в основу и иулианского, и григорианского календарей положена продолжительность тропического года, – пишет один проницательный исследователь, – по промыслу Божию, иулианский год оказался ближе к точнейшему звёздному году, нежели григорианский. То есть старый стиль оказывается точнее нового».
Да это, пожалуй, наблюдал не раз каждый человек: в великие церковные праздники погода почти всегда соответствует им. Наступление календарных весны, лета, осени и зимы гораздо лучше чувствуется в средине марта, июня, сентября и декабря, чем на первое число этих месяцев, когда они начинаются «по закону». Опять же дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния по юлианскому календарю на целую неделю ближе к астрономическим точкам отсчёта начал времён года, а по григорианскому отстоят от них на три недели. Здесь юлианский календарь наглядно гораздо точнее григорианского!
Папа римский Григорий XIII был человеком, мягко говоря, неоднозначным. Родил сына Джакомо, невзирая на принятый обет безбрачия. Получив известие о кровавой резне, учинённой с согласия Екатерины Медичи над гугенотами в ночь святого Варфоломея (с 23 на 24 августа 1572 года), в которой только в Париже, как считается, погибло около 30 тысяч человек, а во всей Франции – до 300 тысяч, приказал отслужить благодарственный молебен и отчеканить памятную медаль. Был вдохновителем тайного заговора, направленного на уничтожение английской королевы Елизаветы. Экспансия католицизма (не последнюю роль в которой играл и «правильный» календарь в противовес «языческому») достигла при нём огромных размеров.
Медаль папы Григория XIII, прославляющая «богоугодное дело» - Варфоломеевскую ночь, резню «еретиков» в Париже 1572 года
Григорианский календарь, немало наломав дров в датировках, накопил уже столько ошибок, что давно пошли разговоры о его замене. Одним из вариантов нового календаря является новоюлианский православного югославского учёного, геофизика, математика и астронома профессора Милутина Миланковича. Предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским, и это «использование иулианского столетия (то есть счёта по старому стилю) вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление в астрономии», – делает вывод исследователь.
* * *
Вернёмся, однако, к частному случаю: дате Полтавской битвы, запутанной ввиду применения вышеупомянутых формальных правил. Битва состоялась в день святого Сампсона (Самсона, Самсония), который православная церковь всегда чтит именно 10 июля. В прежнее время она, эта дата, никогда и ни у кого не вызывала ни малейших сомнений. Была увековечена на первом памятнике Полтавской битвы, построенном полтавским полковником Руденко «в 69-е лето от победы под Полтавой, от создания Мира 7286 года, от рождества Христова 1778 года, в благополучное и славное царствование ЕКАТЕРИНЫ Алексеевны Вторыя, императрицы и самодержицы Всероссийския» – вот сколько календарных «привязок» было сделано ради точности, ради того, чтобы никто не промахнулся, празднуя дату.
Полтавский полковник Руденко. Слева от него – первый памятник Полтавской битве 1778 года
Памятник представлял собой каменную пирамиду, в две стороны которой были вмонтированы медные доски: с изображением – размером 109х86,2 сантиметра, с надписями – 109х27,5 сантиметра. Изумительной красоты резьба воспроизводила вид сражения. Надпись поясняла: где Полтава, где российская и шведская армии, где «Государь Пётр Великий», где «Король Шведский Карл XII»… Уточняла, кто памятник создал и зачем:
«Полтавской брани вид являет сей металл
Сим сделал Бог с небес начало Русской славы
Которого отец в сей самой битве был
В благодарение Всевышнему Сиону
В хвалу ж Петровых дел грядущих в память дней.
Как в день САМПСОНОВ, Карл, сражен Петром, низпал
Руденко, гражданин усерднейший Полтавы
И вольность чрез ПЕТРА из плена получил
Устроил каменный священный храм САМПСОНУ
Средь стен отечества поставил образ сей».
Фрагмент гравированной доски памятника Руденко. В центре (помечен буквой D) царь Пётр I.
В надписи трижды был упомянут Сампсоний Странноприимец, дабы исключить любое отклонение от даты, по нынешнему календарю – 10 июля, по тогдашнему – «июня 27 дня», о чём и строка особая гласила: «сражение обоих армий… на день преподобного САМПСОНИЯ Страннопримца, коего образ изображён молящийся Иисусу Христу о ниспослании с небес победы, что последовало к щастию всея России». То есть и Малоросии тоже, в нынешнем понимании – счастью Украины.
Копия рисунка с закладной доски Воскресенского храма города Полтавы, работы П. Балабина. Гравюра на меди 1778 г.
Это же изображение было повторено на закладной доске Воскресенского храма, близ памятника, возведенного в том же 1778 году. В 1936 году эта церковь была разобрана, и на её месте построено музыкальное училище. Памятник обветшал и был разобран ещё раньше – в 1811 году.
Воскресенская церковь г. Полтавы, в которой до разрушения в 1920-х годах хранились медные доски с первого памятника Полтавской битве.
Упомянутые гравированные доски перенесли в Воскресенский храм, а после его разрушения – в Музей Полтавской битвы, открытый в 1949 году; в 1920 годах (после его разграбления) - в Центральный пролетарский музей Полтавщины (ныне краеведческий музей). После восстановления музея Полтавской битвы в 1949 года их передали туда, где, по утверждениям, доска экспонируется. Но только – с изображением. Доску с поясняющими надписями убрали в запасники (как и многое другое, входящее в противоречие с современными трактовками истории).
Пример правильного соотношения дат юлианского и григорианского календаря, к Полтавской битве относящийся (через празднование памяти преподобного Сампсона Страннопримца); взят из православного календаря на 2005 г.
Саму же Полтавскую битве в городе, которому она принесла всемирную славу, сначала повадились не праздновать, а «отмечать», притом 27 июня – в день пустой, отстоящий от настоящего на 12 суток. Потом и эта новомодная традиция сошла на нет в соответствии с установками на то, что она была «трагедией украинского народа» (на тот момент не существовавшего в принципе).
Хотя письменами, врезанными в металл современниками события и их ближайшими потомками, утверждается прямо противоположное. Но это фальсификаторов истории никак не устраивает.
На заглавном фото. Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»