Внешняя политика Украины: смысл и эффективность
14.09.2011
Напечатать
А
А
А
В последнее время одновременно с охлаждением российско-украинских отношений украинская сторона активизировала контакты с США в военной области и вместе с тем ищет способ нейтрализовать критику ЕС в адрес действий украинских властей по «делу Тимошенко».
Смысл внешнеполитических действий украинских властей сводится к попыткам избежать надвигающейся международной изоляции и при этом максимально решить все важные задачи как на евразийском, так и на европейском направлениях. В такой формулировке данный внешний курс невыполним. Есть основания предполагать, что украинская сторона попытается максимально полно использовать все ресурсы с целью решения оговоренной задачи, прежде чем сделает выбор в пользу одного геополитического направления.
Действия Украины на противоположных внешних направлениях обусловлены в первом случае стремлением снизить цену на российский газ без существенных экономических уступок России. А во втором – подписать до конца года как минимум соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, не отказываясь от методов выстраивания управляемой демократии, которые расходятся с требованиями ЕС к «правильным» политическим системам. В последнем случае для Партии регионов важно довести до конца судебный марафон в отношении главных оппонентов регионалов из БЮТ – Тимошенко и Луценко, столь осуждаемый в Европе.
На российском направлении украинская сторона использует различные комбинации методов прямого и непрямого давления, включая откровенный блеф. Так, блефом являются планы по снижению в течение ближайших пяти лет критической зависимости от импортного, т.е. российского, газа. «Это очевидно, что чрезмерная зависимость от импортного газа - плохая для нас перспектива. Поэтому так серьезно мы занялись непростыми долгосрочными проектами увеличения собственной добычи» (1), - отметил недавно премьер-министр Украины Н. Азаров.
Ранее глава украинского правительства сообщал о планах сократить за пять лет - с 2012 по 2017 годы - закупки газа в России с 41 до 12 млрд кубометров. Ожидается, что за счет увеличения добычи газа на шельфе удастся уменьшить объем закупок на 7 млрд кубометров. Добыча сланцевого газа и газа угольных пластов снизит их еще на 5 и 4 млрд кубометров соответственно, а переход электроэнергетики и металлургии на уголь – на 8 млрд кубометров. Кроме того, 5 млрд кубометров газа планируется поставлять из Азербайджана через СПГ-терминал (2).
Высокопоставленный источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго сообщил газете «Коммерсантъ Украина», что «столь серьезное сокращение потребления газа Украиной должно заставить российскую сторону задуматься, и мы надеемся пересмотреть его цену в сторону снижения» (3).
Подобные высказывания отражают ничем не подкрепленные намерения украинских государственных чиновников по радикальному снижению использования российского природного газа. В данный момент они продиктованы не столько желанием реального сокращения закупок российского газа в рамках некой программы, сколько попытками надавить на российскую сторону и получить снижение цены на газ.
По существу, объявленные проекты невыполнимы в заявленные сроки и пока нет признаков подготовки к их выполнению. Так, добыча сланцевого газа в заявленных объемах нереальна, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров: «Канаде и США понадобилось более 15 лет на разведку и начало промышленной разработки сланцевого газа. За пять лет довести его добычу до 5 млрд кубометров нереально» (4). Также невыгодны Украине и поставки газа из Азербайджана. Сейчас этот газ Азербайджан продает по $270-300 за тысячу кубометров, что с учетом двух перевалок и доставки морем на завод (который ещё не начинал строиться) СПГ обойдется Украине дороже, чем импорт российского газа.
Эксперты сомневаются и в реалистичности заявленных планов по увеличению добычи газа. Член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма отмечает, что собственная добыча голубого топлива в Украине на протяжении многих лет снижается. В частности, за семь месяцев текущего года объем добычи природного газа сократился на 1,1 млрд кубометров (5).
Неоднократные заявления о реорганизации НАК «Нафтогаз Украины» также, скорее всего, преследовали цель не столько реальной реорганизации во исполнение Европейской энергетической хартии, сколько изучение возможной реакции российской стороны и выявление её намерений. Спокойная реакция руководства РФ и «Газпрома» показала, что внутренние дела украинской компании не являются для России основанием к разрыву контрактов 2009 года. Как сообщил народный депутат от Партии регионов В. Колесниченко, пока соответствующий законопроект в парламенте не зарегистрирован.
К факторам экономического и политического давления на Россию можно отнести отказ пропустить через Керченский пролив в Азовское море большой десантный корабль Черноморского флота «Азов». Экипажу было предложено уплатить деньги украинской стороне и нанять лоцмана, хотя ранее к боевым кораблям подобные требования не предъявлялись. Это крайне недальновидный шаг, который подрывает все предыдущие заявления украинских властей об учёте интересов России в Азово-Керченской акватории и осложнит официальному Киеву дальнейшие переговоры о размежевании морской границы с Россией.
Близкое к завершению «дело Тимошенко» также перестало быть фактором давления на российских партнеров и осталось потенциальным, хотя и сомнительным фактором аргументации в гипотетическом международном арбитраже (если будут доказаны нарушения Ю.Тимошенко внутриукраинского законодательства при подписании газовых контрактов).
Безрезультатность всех перепробованных мер давления на российских коллег и нарастающее охлаждение отношений с ней, видимо, породили противоречия в украинском Кабинете министров по вопросу дальнейшей линии поведения в отношениях с Россией. К попыткам украинской стороны перейти на конструктивный стиль общения с РФ можно отнести решительное обещание главы Кабмина, что Украина будет соблюдать подписанный в 2009 году контракт «до того момента, пока мы не убедим наших партнеров, что необходимо пересмотреть эти несправедливые условия и пока не заключим новый договор» (6).
Предвестником перехода украинских властей к реальным компромиссам с Россией может стать и объявленный пересмотр Украиной импортных пошлин в рамках ВТО в сторону их повышения. Более низкие импортные пошлины, на которые согласилась Украина в рамках ВТО, были одним из основных аргументов Киева против вступления Украины в Таможенный союз.
Глава Кабмина Н. Азаров в письме главе Украинского союза промышленников и предпринимателей народному депутату А. Кинаху поставил задачу по оформлению соответствующей заявки в ВТО. Документ является ответом на обращение народного депутата о том, что Украине следует воспользоваться таким правом в соответствии со ст. XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО (7).
На западном направлении у официального Киева два приоритета: заключение соглашения об ассоциации с ЕС до конца года и нейтрализация негативных последствий «дела Тимошенко» в плане перспектив подписания этого соглашения. Здесь способом нейтрализации негативного влияния международных аспектов на «дело Тимошенко» является усиление военно-дипломатических контактов Украины с США и НАТО.
Так, 9 сентября сего года впервые за время нахождения во главе государства В. Януковича, министр обороны Украины М. Ежель на встрече в Киеве с заместителем министра обороны США А. Вершбоу говорил о преемственности политики новой власти в отношениях с США и НАТО. О том, что проведение этой политики обеспечивается Хартией о стратегическом партнерстве США и Украины.
Хартия была подписана экс-министром иностранных дел В. Огрызко ещё при В. Ющенко и предусматривала продолжение интеграции Украины в НАТО. «Развитие стратегического партнерства с США – приоритет для Украины», – сказал М. Ежель (8). Демонстративная активизация контактов Украины с США, видимо, будет нарастать по мере ухудшения отношений с Россией и ЕС. Никаких иных конструктивных способов воздействия на этих двух участников системы отношений Украина – РФ – ЕС – США украинская дипломатия не выработала.
Заявление президента Польши Б. Комаровского по итогам встречи с президентом Украины В. Януковичем, а также отсутствие в средствах массовой информации сообщений о содержании бесед свидетельствует, что польская сторона, видимо, получила от президента Украины некие заверения о благоприятном исходе «дела Тимошенко».
«После разговоров с президентом Януковичем могу иметь ограниченную, но обоснованно оптимистичную точку зрения о перспективе развития ситуации (в Украине), также в контексте дела Юлии Тимошенко. … Будем продолжать действия, которые должны утвердить успех "Восточного партнерства" в Варшаве и также выход Украины из сложной ситуации, в которой она оказалась, по мнению многих государств-членов ЕС, из-за дела Тимошенко», - сказал польский президент (9).
В контексте сделанного президентом Польши заявления может оказаться истинной версия об осуждении Ю. Тимошенко с последующей амнистией её президентом Украины либо существенным смягчением приговора судами высшей инстанции. Судимость Ю. Тимошенко не даст ей возможности полноценно участвовать в политической деятельности, в частности претендовать на место в парламенте, и в то же время позволит остаться на свободе, что ликвидирует стимул для объединения оппозиции и уберёт фактор критики запада.
Перечисленные задачи и направления внешнеполитической деятельности украинских властей показывают принципиальное нежелание крупнейших украинских финансово-промышленных групп договариваться с российскими партнерами о конструктивных формах сотрудничества на основе взаимных уступок и открытого диалога. Они подталкивают украинское политическое руководство к попыткам переиграть Россию, создать для себя односторонние выгоды любой ценой, пусть даже и ценой ухудшения межгосударственных отношений. Подобный подход в принципе отвергается также и ЕС.
Политические игры украинской стороны могут обернуться для Украины и российско-украинских отношений крупными потерями, прежде всего, для самих украинских политических и предпринимательских кругов. Пока полтика Украины на основных внешних направлениях лишь усугубляет её дипломатическую изоляцию. Не исключено, что в ближайшее время, независимо от характера внешнего выбора, Киев все же попытается смягчить тон в отношениях с Россией.
(1) http://news.liga.net/news/N1126679.html
(2) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(3) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(4) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(5) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(6) http://news.liga.net/news/N1126345.html
(7) http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/ukraina-namerena-v-etom-godu-nachat…
(8) http://www.nr2.ru/kiev/347641.html
(9) http://lb.ua/news/2011/09/11/114263_Posle_vstrechi_s_YAnukovichem_Komor…
(2) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(3) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(4) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(5) http://kommersant.ua/doc.html?docId=1760322
(6) http://news.liga.net/news/N1126345.html
(7) http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/ukraina-namerena-v-etom-godu-nachat…
(8) http://www.nr2.ru/kiev/347641.html
(9) http://lb.ua/news/2011/09/11/114263_Posle_vstrechi_s_YAnukovichem_Komor…
70
Поставить лайк: 259
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vneshnyaya-politika-ukrainy-smysl-i-effektivnost