ссылка

Встреча в верхах и перспективы российско-украинского стратегического партнёрства

Увеличить шрифт
А
А
А

17-18 мая состоится запланированный визит президента РФ Д.А.Медведева на Украину. После прорыва в двухсторонних отношениях по принципиальным вопросам, в частности после Харьковских договорённостей, логично ожидать дальнейшего развития российско-украинского взаимодействия на качественно новом, максимально продуктивном для двух стран уровне. Судя по документам, которые планируется подписать в ходе встречи в верхах, российско-украинское стратегическое партнёрство будет упрочено.

Первый вице-премьер А.Клюев сообщил на сессии Верховной Рады, что в ходе визита президента России планируются к подписанию пять соглашений:
 
- о демаркации сухопутного участка границы;
 
- об участии Украины в российской системе спутниковой навигации ГЛОНАСС;
 
- о сотрудничестве в банковской, образовательной и культурной областях.
 
Глава Администрации Президента России С.Нарышкин дополнил этот список указанием на совместное заявление по вопросам европейской безопасности и по урегулированию приднестровского конфликта, которое планируется принять в ходе визита. «По Приднестровью лидеры, скорее всего, подтвердят приверженность работе в устоявшемся формате "5+2"», – предположил С.Нарышкин.
 
Некоторое расхождение в количестве запланированных к подписанию документов, озвученных С.Клюевым и С.Нарышкиным, дало повод антироссийски настроенной оппозиции говорить о существовании некоего сговора между президентами относительно тайного подписания ряда документов. Однако вряд ли эта версия оппозиционеров правильно представляет причину расхождения. Документы по газовой теме, хотя и не заявлены к подписанию, но сама тема остаётся центральным пунктом двухсторонних отношений и, вероятно, будет подниматься на переговорах.
 
Из перечисленного пакета все документы показательны каждый по-своему. Следует особо остановиться на участии Украины в ГЛОНАСС. Российская система глобальной навигации, фактически уже построенная, является вместе с американской пока единственными такого рода системами. Они, разумеется, имеют не только гражданское, но и военное предназначение, которое первоначально было основной функцией глобальной навигации. Российская ГЛОНАСС начала создаваться ещё в СССР в кооперации с бывшими союзными республиками единой страны и прежде всего с Украиной. Развал Советского Союза существенно затормозил её достройку. Поэтому возвращение Украины в ГЛОНАСС является логичным, и странно лишь то, что это произошло так поздно.
 
Но ГЛОНАСС, возможно, стала наиболее показательным и ярким свидетельством принципиальной ориентации Украины во внешней политике на восстановление не просто дружественных, но доверительных отношений с Россией. Украина, присоединяясь к ГЛОНАСС, не просто расширяет технические и технологические возможности усовершенствования этой системы и соответственно сможет использовать все её немалые выгоды. По своей сути ГЛОНАСС – это инфраструктура, участие в которой соединяет страны между собой столь же крепко, как и газ с нефтью. Украина потенциально  сможет использовать ГЛОНАСС и в военных целях, что связано с выработкой неких общих для России и Украины оборонно-технических и организационных стандартов. А это момент не только гражданской и военно-технической, но по большому счету и оборонной кооперации.  
 
Демаркация сухопутной границы между двумя странами намечалась давно, шли переговоры, но для Ющенко этот документ, как и Черноморский флот, служили лишним поводом для провокаций и нагнетания антироссийской истерии внутри украинского общества и на международном уровне. Сегодня подписание документов о демаркации сухопутной границы проходит в обстановке добрососедства и взаимопонимания.
 
Деградация экономики при Тимошенко сопровождалась дальнейшим упадком фундаментальных и прикладных научных исследований. Курс на модернизацию экономики в России и на Украине, активизация сотрудничества в наукоёмких отраслях логично ставят на передний план интенсификацию взаимодействия в научной сфере. Здесь перед двумя странами стоят общие задачи – перестроить науку и технологические разработки под задачи модернизации экономики. Вслед за Россией на Украине с приходом новой власти также пришло осознание жизненной необходимости для экономики, повышения производительности труда и резкого увеличения доли наукоёмкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.
 
Если ситуация будет развиваться так, как сейчас, то страны непременно выйдут на принципиально новые форматы сотрудничества, и документы, подготовленные к подписанию 17-18 мая в Киеве приближают это время. Собственно, предложение украинской стороны о доработке Большого Договора от 1997 года, вероятно, и есть начало выхода на новое качество сотрудничества в новом формате.
 
Обе страны уже выходят на совместные проекты, которые заинтересовали Украину, и при этом не требуют её вхождения в Таможенный союз из-за членства в ВТО, от которого Украина, как пока считают новые власти, не может отказаться. И здесь углубление отраслевого взаимодействия уже сейчас сразу переходит в отраслевые интеграционные проекты, что объективно усиливает производственные и сбытовые возможности украинских и российских предприятий.
 
В долгосрочной повестке дня - совместные проекты в атомной энергетике, которые предполагают строительство Россией новых ядерных реакторов на Украине и участие Украины в международном центре по обогащению урана для АЭС в Ангарске. Такой уровень отраслевого взаимодействия является, по сути, началом отраслевой интеграции. Также выходит за рамки простых торговых отношений взаимодействие в авиационной отрасли, где речь идёт об объединении украинского авиапрома в лице концерна «Антонов» с аналогичной российской отраслью в организационных рамках российской объединённой авиастроительной корпорации.
 
В итоге российско-украинская межгосударственная производственная кооперация и отраслевая интеграция выйдут на более высокий уровень. В целом  для украинских властей  очевидно, что сохранить имеющуюся индустрию, провести её модернизацию, сохранить для страны способность не просто потреблять инновации, а производить их возможно лишь путём восстановления единых некогда технологических цепочек, производственной кооперации и как минимум отраслевой интеграции в первую очередь с Российской Федерацией.
 
В гуманитарной области процессы сближения и совместные проекты в принципе не имеют ограничений. Оздоровление гуманитарной ситуации внутри Украины и общий прорыв в российско-украинских отношениях подготовили почву для взаимодействия по общим гуманитарным вопросам.
 
Вопросы украинской истории, тем более  истории бурного ХХ-го века, иные гуманитарные проблемы не могут быть в силу особенностей развития Украины (Малороссии) и её связей с Россией исключительным делом Украины. Этот факт крайне неудачно пытались игнорировать евроатлантические (они же антироссийские) и националистические силы на Украине при Ющенко. Нынешняя украинская власть имеет в этом вопросе общую с подавляющим большинством собственного народа, а также с российскими коллегами точку зрения.
 
Министр образования Д.Табачник уже высказывался о необходимости совместных с Россией программ и учебных пособий по истории, выведение русской литературы из курса зарубежной и пр. Очевидно, документы в образовательной и культурной областях предполагают начало такой совместной работы.
 
Отдельно следует обратить внимание на совместные заявления по внешнеполитическим темам – Приднестровской и по вопросу европейской безопасности. Речь идёт о возвращении двух стран к внешнеполитическому уровню взаимодействия. Возможно, возвращение России и Украины к координации внешнеполитических действий в регионе станет началом согласования позиций по важнейшим внешнеполитическим вопросам.
 
Определённые для двухсторонней встречи вопросы показывают, что у Украины и России есть пока достаточное пространство для развития сотрудничества и совместных проектов вне рамок Таможенного союза или каких-либо ещё более тесных интеграционных организационных структур. Вопрос о Таможенном союзе, возможно, ещё встанет, даже если не сейчас, то где-то в ходе реализации намеченных и будущих двухсторонних экономических и гуманитарных проектов.
 
В целом обозначенная повестка дня переговоров показывает, что, видимо, впервые за всё время постсоветского существования Украина и Россия не в декларациях, а на деле выходят на уровень стратегического партнёрства и естественных для двух стран особых доверительных отношений.
66
Поставить лайк: 55
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vstrecha-v-verhah-i-perspektivy-rossiysko-ukrainskogo-strategicheskogo-partnyorstva