...Вывел советский ВМФ в Мировой океан
12.02.2010
Напечатать
А
А
А
История русского, а потом и советского флота знает немало примеров, когда превосходными моряками становились люди не то что канатами, но и тонкими линьками с морем до того никак не связанные, происходившие из сухопутной глубинки. Ф.Ф. Ушаков родился на Ярославщине, П.С. Нахимов – в Смоленской губернии, А.Г. Головко – в Кабардино-Балкарии, Г.И. Левченко – на Житомирщине, И.С. Исаков – в горном селении близ Карса. Таким был и С.Г. Горшков, родившийся ровно 100 лет назад 13 (26) февраля 1910 г. в г. Каменец-Подольском.
Уроженец Украины, Сергей Георгиевич был связан с ней и многими годами флотской службы. За 15 лет пребывания на Черноморском флоте – с июня 1940 г. по июль 1955 г. – он вырос от командира бригады крейсеров до командующего флотом. Здесь на ЧФ капитан 1 ранга Горшков встретил Великую Отечественную войну.
В середине сентября 1941 г. командование флотом спланировало высадку морского десанта в районе Григорьевки в поддержку войск Одесского оборонительного района. В связи с выходом из строя во время боя контр-адмирала Л.А. Владимирского Горшков получает приказ: принять на себя руководство всей морской частью десанта. Эта внезапно возникшая задача не поставила его в тупик. Сергей Георгиевич, не дожидаясь подхода высадочных средств, принял решение произвести высадку войск имеющимися плавсредствами под прикрытием корабельной артиллерии. Решительность руководителя и дерзкие, умелые действия десантников сделали свое дело. Войска десанта соединились с частями 421-й стрелковой дивизии и ликвидировали вражеский плацдарм, с которого велся обстрел Одесского порта.
Получившего первичное адмиральское звание 31-летнего Горшкова назначают командующим Азовской военной флотилией. Подчиненные ему силы содействовали сухопутным войскам, действовавшим в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечивали морские сообщения в зоне ответственности, защищали южное побережье от вражеских десантов.
Яркая страница в боевой биографии флотилии и ее командующего – участие в Керченско-Феодосийской десантной операции (конец декабря 1941 г. – начало 1942 г.). Контр-адмирал Горшков руководил высадкой десантных частей на северное побережье Керченского полуострова. Против моряков было очень многое – необходимость в кратчайшие сроки собрать несколько сот хотя бы мало-мальски подходящих плавсредств, вплоть до рыбацких лодок, отсутствие на большинстве из них средств связи и навигации, тяжелая штормовая погода, низкая температура воздуха и воды, сильное огневое противодействие гитлеровцев. Тем не менее Азовская флотилия поставленную задачу выполнила, перебросив на Керченский полуостров более 6 тысяч бойцов и значительное количество вооружения.
В августе 1942 г. после отхода войск Красной Армии к Новороссийску 150 боевых кораблей и судов под командованием Горшкова успешно прорвались из Азовского в Черное море, флотилия вошла в состав Новороссийского оборонительного района. Контр-адмирал стал заместителем командующего НОР по морской части и членом военного совета. На него вначале было возложено командование объединенными силами Азовской флотилии и Керченской, Новороссийской, Темрюкской военно-морских баз, а через несколько дней Сергей Георгиевич фактически возглавил оборону всего НОР, став исполняющим обязанности командующего 47-й армией. Необычная ситуация: морской начальник – во главе сухопутного соединения, но это лишь подчеркивает напряжение, с которым приходилось действовать, отстаивая пути на Северный Кавказ. В конце концов гитлеровский план «Эдельвейс» был сорван, Новороссийск, как известно, ни единого дня не находился в руках врага. Это ли не лучшая рекомендация усилий заместителя командующего НОР контр-адмирала Горшкова!
С февраля 1943 г. он командовал вновь сформированной Азовской военной флотилией. С победы под Сталинградом началось массовое изгнание фашистских оккупантов с советской земли. Силы флотилии оказывали поддержку приморским флангам наступающих сухопутных соединений, высаживали десанты под Таганрогом, Мариуполем, Осипенко, на Таманский полуостров.
В крупнейшей за годы войны Керченско-Эльтигенской десантной операции Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота (ноябрь 1943 г.) Горшков лично руководил подготовкой и высадкой морских десантов на главном направлении. Корабли и суда флотилии переправили на Керченский полуостров более 75 тысяч человек, сотни танков, орудий, автомашин, а затем несколько месяцев поддерживали действия войск на плацдарме. Заслуги командующего флотилией были оценены полководческим орденом Кутузова 1-й степени. Еще один, уже флотоводческий орден – Ушакова 2-й степени, – Горшков получил как командующий Дунайской военной флотилией (в которую в апреле 1944 г. была переформирована Азовская) за умелое руководство боевыми действиями при освобождении Крымского полуострова. Позднее флотилия участвовала в боях за освобождение Одессы, Приднестровья, сражалась за свободу народов Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии.
С декабря 1944 г. вице-адмирал Горшков – командующий эскадрой Черноморского флота. «Преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала» – так обосновывалось его назначение на эту должность в представлении, подписанном командующим ЧФ. Сергей Георгиевич оправдал доверие. Семь раз отмечался он в приказах Верховного Главнокомандующего.
А когда боевые действия на Черном море закончились, пришла пора боевой учебы. В повседневную практику эскадры по требованию ее командующего была введена система сбор-походов, при которой корабли эскадры в реальных условиях отрабатывали взаимодействие с соединениями авиации, торпедных катеров и подводных лодок. Чтобы получить допуск к управлению кораблем, каждый потенциальный командир в обязательном порядке сдавал зачеты. Впоследствии такая система была внедрена и в ВМФ в целом, что позволило адмиралу В.С. Сысоеву, стоявшему во главе Черноморского флота в конце 60-х – первой половине 70-х годов прошлого столетия, сделать авторитетный вывод: «Можно смело утверждать, что в то время эскадра была образцовым соединением, а именно: здесь была заложена основа школы морской службы С.Г. Горшкова».
В конце 1946 г. адмирал Горшков стал начальником штаба, а в 1951 г. – командующим ЧФ. На этих постах окрепло и получило дальнейшее развитие оперативно-стратегическое мышление Горшкова. Это было время активной боевой учебы, освоения новых кораблей, практической разработки основ ведения морских операций. Под руководством Сергея Георгиевича шли работы по созданию новых видов вооружения, проводилась подготовка Южного полигона, созданного в 1949 г. для проведения испытаний ракет.
Утверждение СССР в качестве одного из главных субъектов мировой политики, военно-техническая революция, сопровождавшаяся появлением принципиально новых средств вооруженной борьбы, подвигли его к убеждению, что роль ВМФ для обеспечения военной безопасности государства не только не снижается, но возрастает. Поэтому требуется выводить флот на океанские просторы с тем, чтобы пресекать поползновения потенциального противника с морских и океанских направлений.
Для ядерного противоборства с Соединенными Штатами Америки были нужны и новые типы кораблей, и командные кадры, чье сознание было бы, образно говоря, повернуто с прибрежного на океанское направление. В то же время Сергей Георгиевич ясно осознавал, что при невиданном усилении роли ВМФ в современной войне он, как и любой другой вид Вооруженных Сил, не в состоянии решить свои задачи изолированно от других видов ВС и родов войск.
Таковы были базовые установки, с которыми Горшков пришел к руководству советским ВМФ. Вступив в должность главнокомандующего в январе 1956 г., Сергей Георгиевич стоял во главе флота на протяжении 30 лет. Беспрецедентно! Такой длительной службой у нас не мог отрекомендоваться ни один военачальник или флотоводец. Он стал Адмиралом Флота Советского Союза, дважды Героем Советского Союза, лауреатом Ленинской (1985 г.) и Государственной премий (1980 г.).
Но главный результат его деятельности на посту главкома, конечно, не звания и награды, а создание океанского ракетно-ядерного атомного Военно-Морского Флота СССР.
В начальный период своей деятельности в должности главкома Сергей Георгиевич был крайне зависим от точки зрения высшего политического руководства. Это отразилось, например, в принятом в 1956 г. пятилетнем плане военного кораблестроения. Такой план не удалось «пробить» предыдущему главкому адмиралу Н.Г. Кузнецову, разошедшемуся с Н.С. Хрущевым во взглядах на облик будущего ВМФ. Горшков же не стал упорствовать и согласился с первым секретарем ЦК в том, что стране не нужны крупные корабли (крейсеры, авианосцы), а ядро морских стратегических ядерных сил должны составлять подводные лодки. Покривив душой и согласившись с субъективным мнением такого «знатока» флота, как Хрущев, Горшков сохранил за собой только что приобретенный пост и в дальнейшем сумел обеспечить развитие флота в целом в правильном направлении. Правда, это дорого стоило стране и ее Вооруженным Силам.
Летом 1964 г. был одобрен план строительства ВМФ на новое десятилетие, который предусматривал дальнейшее развитие морской составляющей стратегической ядерной триады. Предусматривалось строительство значительного количества больших противолодочных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок. Советские планы подстегивались высокими темпами наращивания ядерных мускулов военными флотами США, Великобритании и других стран НАТО.
Адмирал Ф.И. Новоселов вспоминал, что Сергей Георгиевич всегда стремился иметь союзников и соратников среди руководителей оборонного комплекса страны, прежде всего судостроения. При определении перспективы развития флота всегда опирался на науку: и академическую, и флотскую. Он высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, таких, как Н.Н. Исанин, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, П.Д. Грушин, Ю.Б. Харитон, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Г.М. Бериев. Общение с видными учеными и работниками оборонного комплекса, встречи и беседы с учеными ВМА и институтов ВМФ позволяли Горшкову получать большой объем научно-технической информации, перерабатывать ее и быть во всеоружии при решении сложных проблем строительства флота.
Вот лишь один пример, характеризующий восприимчивость Сергея Георгиевича к перспективным разработкам в кораблестроении. В начале 60-х годов, когда только начиналось освоение космоса, он поддержал предложение генерального конструктора крылатых ракет В.Н. Челомея о создании морской космической разведывательной системы по обнаружению надводных кораблей противника в океане и передаче данных непосредственно на надводные и подводные корабли. И такая система была создана и принята на вооружение ВМФ.
Параллельно со строительством флота развивалась теория военно-морского искусства, отразившая последние достижения научно-технического прогресса, появление нового оружия, создание новых классов кораблей. Вершиной военно-морского искусства стала в 70-е годы теория стратегической операции ВМФ на океанском театре военных действий.
Основой для разработки теории стратегического применения ВМФ послужил опыт оперативно-стратегических учений, главными из которых стали маневры «Океан» (апрель – май 1970 г.), проведенные под руководством Адмирала Флота Советского Союза Горшкова. Это было крупнейшее в его бытность главкомом ВМФ, да и вообще в истории отечественного военного флота, оперативно-стратегическое учение, развернувшееся в акватории Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, а также Баренцева, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Черного, Балтийского и Средиземного морей. Учебная обстановка была максимально приближена к реальным боевым условиям, массово выполнялись боевые упражнения с фактическим применением различных видов оружия и боевых систем, учебные атаки и удары. К глубокому сожалению, маневры были омрачены гибелью АПЛ К-8.
Под руководством Горшкова впервые в истории отечественного ВМФ были успешно осуществлены дальние походы кораблей, наглядно свидетельствовавшие о неизмеримо возросших возможностях флота. Назовем лишь несколько наиболее ярких – достижение Северного полюса атомной подводной лодкой «Ленинский Комсомол» (1962 г.), всплытие на Северном полюсе атомной подводной лодки СФ (1963 г.), первое в мире групповое кругосветное плавание советских атомных подводных лодок (1966 г.).
Тридцатилетнее пребывание адмирала у руля ВМФ было отмечено не только успехами, о чем сам главком самокритично заявил при сдаче должности в 1985 г.: «Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия». К их числу, в первую очередь, относятся аварии и катастрофы на атомных подводных лодках. Разумеется, в этих ЧП отразилась большая совокупность причин технического свойства и человеческого фактора. Но есть в них и доля вины главкома ВМФ.
Чтобы меры безопасности не отставали от темпов усложнения конструкции кораблей, их вооружения и техники, руководству флота пришлось бы остро ставить вопросы перед ЦК КПСС и правительством, идти на неизбежный конфликт с руководителями оборонной промышленности. Но на осложнение отношений главком ВМФ идти не хотел. Со временем он стал заложником той ситуации, которая на заре его карьеры обеспечила ему прочность позиций и благосклонность высших лиц государства. Горшков, в отличие от своего предшественника Кузнецова, не то что не конфликтовал с руководством страны и Минобороны, но наоборот – сумел завязать с ним прочные личные контакты. С Л.И. Брежневым, ставшим в 1964 г. первым секретарем ЦК КПСС, и Маршалом Советского Союза А.А. Гречко, возглавившим в 1967 г. Министерство обороны, он был хорошо знаком по обороне Новороссийска в 1942–1943 гг. Фронтовые связи Сергей Георгиевич сумел упрочить и использовать в интересах развития ВМФ. Однако это же обстоятельство чем дальше, тем больше приносило делу вред. Мужественность, решительность и даже жесткость изменяли флотоводцу, если речь заходила о необходимости нарушить законы партийно-административной системы.
Как всякий человек, адмирал Горшков не может быть освобожден от критики. Но знал бы Сергей Георгиевич, что будет представлять собой наш Военно-Морской Флот всего десять лет спустя после его ухода с поста главкома…
388
Поставить лайк: 389
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vyvel-sovetskiy-vmf-v-mirovoy-okean