28 августа Тернопольский областной совет народных депутатов обратился к президенту, премьеру и председателю Верховной Рады Украины с требованием расторгнуть Будапештский меморандум 1994 г. и восстановить ядерный статус украинского государства. Это требование обосновывалось необходимостью обеспечить защиту страны от потенциальной российской агрессии, дипломатическая, информационная и экономическая подготовка к которой якобы уже ведется. В качестве примера в первую очередь приводилось знаменитое письмо Дмитрия Медведева Виктору Ющенко, при этом все претензии, изложенные в нем, были названы мифическими, призванными всего лишь оправдать агрессивный курс России. Депутаты также посетовали на то, что другие страны-гаранты согласно Будапештскому меморандуму – США и Великобритания – не предпринимают никаких мер для того, чтобы как-то урезонить зарвавшуюся Россию. В общем, другого выхода, кроме собственной ядерной бомбы, у Украины уже не остается.
Что здесь можно сказать? Первое, что приходит на ум, - это то, что инициаторы вброса данной темы в общественное мнение – большие оригиналы. Ничем иным нельзя объяснить тот факт, что высказаться на тему ядерного оружия решила такая, безусловно уважаемая, но все-таки обладающая очень скромной компетенцией организация, как областной совет. Здесь сразу хочется узнать, как в Тернопольской области обстоят дела со школами, больницами, дорогами и прочими объектами соцкульбыта, что тамошние депутаты начали браться за вопросы всемирно-исторического значения. Ну а заодно, конечно же, было бы интересно узнать, что думают о ядерном статусе тернопольские сельсоветы.
Недаром существует пословица: куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Когда областные или сельские советы начинают рассуждать о ядерных вопросах, то обязательно случаются какие-нибудь казусы. В своем несколько наивном, а потому трогательном заявлении тернопольские областные депутаты потребовали от руководства своей страны разорвать Будапештский меморандум, накладывающий, по их мнению, на Украину непомерные обязательства и мешающий противостоять агрессии москалей. Далее, в течение последующих полутора месяцев упоминание о тяжелом Будапештском меморандуме, который именуется где протоколом, где соглашением, где договором, начинает кочевать из одной газеты в другую. В итоге в стране формируется устойчивый консенсус – естественно, от этого страшного Будапештского меморандума надо бежать как черт от ладана. Правда, некоторые наиболее продвинутые работники прессы успокаивают горячие головы: дескать, не колготитесь, коллеги, срок этого меморандума и так истекает уже в декабре, вместе с договором СНВ-1, стоит ли пороть горячку из-за нескольких месяцев?
Между тем сразу видно, что депутаты Тернопольского облсовета перед принятием заявления, текст которого им подсунул не иначе какой-нибудь враг Украины, не удосужились прочитать сам меморандум, а журналисты и политики, подхватившие затем эту инициативу, переоценили их осведомленность. На самом деле Будапештский меморандум не накладывает на Украину не только непомерных обязательств, а вообще никаких не накладывает. На москалей перед Украиной накладывает, на США с Великобританией тоже, а вот на Украину – нет! Да и сам меморандум носит название «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении ядерного оружия». Иными словами, разрывая меморандум, Украина просто лишает себя гарантий безопасности, но никакого юридического права на ядерное оружие не получает.
Теперь о том, какую связь все это имеет с договором СНВ-1, на который так усердно ссылается украинская пресса. Этот договор об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан в 1991г. между СССР и США. После распада СССР его ядерное оружие оказалось на территории четырех бывших союзных республик – Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Казахстана. Поэтому в 1992 г. между этими республиками и США в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол к договору СНВ-1, адаптировавший его к изменившимся обстоятельствам. Отдельный пункт этого протокола гласил, что «Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина присоединяются в возможно кратчайшие сроки к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968года в качестве государств-участников, не обладающих ядерным оружием, и незамедлительно принимают все необходимые действия с этой целью в соответствии с их конституционной практикой». Понятно, что простоватые тернопольские депутаты перепутали Лиссабонский протокол с Будапештским меморандумом, но куда, спрашивается, смотрели их кураторы из Секретариата президента, Верховной Рады?
Итак, СНВ-1 утрачивает свою силу 5 декабря и Лиссабонский протокол вместе с ним. Но отказ от ядерного оружия был оформлен Украиной все-таки не этим протоколом, а ДНЯО, который она подписала в 1994 г. одновременно с Будапештским меморандумом. То есть для возобновления своего ядерного статуса Украине придется выйти из договора о нераспространении ядерного оружия. Это было бы очень сильным ходом, учитывая, что до сих пор подобное позволила себе только Северная Корея. Хотя депутаты Тернопольского облсовета об этом опять же могут не знать.
После выхода заявления депутатов Тернопольского областного совета тема возвращения Украине ядерного оружия, несмотря на всеобщий сумбур в мозгах, прочно обосновалась в информационном пространстве этой страны, чего не было довольно давно. На украинских интернет-форумах по этому вопросу разворачиваются такие ожесточенные сражения, что кажется, дай в руки их участникам настоящее ядерное оружие, они применят его незамедлительно. Первые лица украинской политики пока предпочитают хранить свое мнение при себе, проверяя общественную реакцию на своих менее статусных сподвижниках, но не исключено, что какие-то комментарии мы услышим еще до президентских выборов. Пока же ядерную тему разогревают украинские националисты, а в СМИ уже начинает мелькать информация, что президентом ядерной державы совсем не прочь была бы стать Юлия Тимошенко и что эти самые националисты работают на разогреве именно у нее.
Что касается предвыборных украинских раскладов, в которых может быть задействована ядерная тема, то комментировать их очень сложно. Действующая украинская элита, колеблющаяся в стратегическом целеполагании вместе с собственным предвыборным рейтингом, ориентирована на деньги и в каждый конкретный момент может легко пользоваться любыми идеологемами, заимствуя их извне или перехватывая у конкурентов. Соответственно, и альянсы здесь могут рождаться самые причудливые и непредсказуемые. Во всей этой шумихе важно лишь то, какова на самом деле вероятность того, что Украина снова станет ядерной державой.
Украинская пресса пестрит намеками на то, что часть находившегося на Украине на момент распада СССР ядерного оружия удалось спрятать и спасти от уничтожения. Это якобы было делом рук патриотически настроенных офицеров СБУ и министерства обороны Украины, которые предвидели, что еще настанут времена, когда крылатые ракеты и ядерные мины окажутся совсем не лишними. Теперь осталось только дождаться, когда истечет уже упоминавшийся Будапештский меморандум, он же Лиссабонский протокол, и тогда трепещите, москали.
Итак, есть ли на самом деле на Украине ядерное оружие? Скажу честно, не знаю, и вообще думаю, что в мире существует не очень много людей, которые могут ответить на этот вопрос абсолютно достоверно. Но есть вещи, которые я знаю точно, которые знают все и которые позволяют делать определенные выводы.
Прежде всего, нужно констатировать, что отказ Украины от ядерного оружия произошел не потому, что ее руководство испытывало теплые чувства к России. Он произошел потому, что таково было требование США, для которых увеличение числа ядерных государств было абсолютно неприемлемым. Дик Чейни, Брент Скоукрофт и другие ключевые фигуры в команде Буша-отца не были похожи на людей, способных пустить этот столь важный для вырисовывавшегося нового мирового порядка вопрос на самотек. Совершенно понятно, что эта тема обсуждалась с Кравчуком еще до окончательного распада СССР, и безъядерный статус был главным условием признания Украины как независимого государства со стороны США и их союзников. И вряд ли в тот момент, когда беловежская троица еще сама не была уверена в успехе своей аферы, президент Кравчук мог позволить себе в этом вопросе упорствовать. Понятно также и то, что отказывались от ядерного оружия Кравчук, а затем и Кучма не бесплатно. Они выжали из американцев столько денег, сколько те были готовы за это заплатить. Безопасность ядерных объектов, переподготовка персонала, то да се, в общем, заинтересованные лица на этом деле, безусловно, наварили немало.
То, что Украина в лице президента Ющенко не будет восстанавливать свой ядерный статус, как говорится, и ежу понятно. Это было бы слишком вызывающе по отношению к разоруженческим инициативам Барака Обамы, за которые он уже успел получить Нобелевскую премию. Но не выглядит абсолютно неправдоподобным и такой вариант, когда Ющенко вдруг с ужасом обнаружит, что на Украине еще и в самом деле осталась так, на всякий случай, про запас и исключительно для «внутреннего потребления» какая-то часть ядерного оружия. Какой кошмар! О, этот коррумпированный режим Кучмы, какое же тяжелое наследие ты оставил! Пяти лет не хватило, чтобы все разгрести. И тут же открывается бездна возможностей. Сразу обеспечена поддержка США, ибо транзит власти в стране с ядерным оружием и неустойчивой политической системой – тот еще риск.
Может, конечно, быть и так, что с этой темой выступит, например, Тимошенко. Тогда в описанной схеме все будет то же самое, только президент другой. Но это уже будет в новом 2010 году, а до него еще с такими заявлениями украинских ядерноозабоченных депутатов дожить надо.