ссылка

Юрий Озеров и правда о войне

Увеличить шрифт
А
А
А

В солдатских сапогах и шинели он с первых дней войны пошёл на фронт. С боями дошагал до Восточной Пруссии и мог бы сделать военную карьеру, дослужиться до генерала. Его награды – ордена Ленина, Отечественной войны, Красного Знамени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»…

Но он стал «генералом» на съёмочной площадке, делая масштабные полотна о масштабных сражениях, командуя войсками, показывая героические и трагические эпизоды, обстрелы, атаки, жестокие испытания, через которые прошли советские воины, завоевавшие победу…

Речь идет о народном артисте СССР Юрии Николаевиче Озерове и киноэпопее «Освобождение» (режиссёр-постановщик Ю. Озеров, авторы сценария О. Курганов и Ю. Бондарев, режиссер Ю. Кун). В этой работе слились воедино опыт офицера-фронтовика и режиссёра-баталиста Озерова.

Больше полусотни реальных исторических фигур. 150 танков, 3 тысячи солдат. Самолёты и автотехника. Оборудованные штабы. Проложенная связь. Над полями сражений кружили вертолёты (в том числе с самим Озеровым на борту). Требовалось увязать в батальных сценах действия различных родов войск, что было сложнейшей задачей. И при этом не допустить ничьей гибели и травм.

Озеров приступил к съёмкам военной киноэпопеи «Освобождение», чтобы ответить правдивым фильмом о войне первым фальсификаторам истории. «Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской армии, извращалась история. И мне, старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты».

Правде о войне Ю.Н. Озеров отдал почти тридцать лет творческой жизни. Из трёх десятков его кинокартин 18 посвящены «незаживающей ране», военной теме. Подобно генеральским победам, его фильмы, соединяя высокую кинематографическую ценность и документальность исторических фактов, заняли достойное место в кинолетописи эпохи.

…Он родился в Москве 26 января 1921 года, с младенчества рос в творческой среде. Отец Николай Николаевич – известный оперный певец, народный артист РСФСР, мать – бывшая актриса, посвятившая жизнь семье, брат Николай – легендарный спортивный комментатор.

Сохранился снимок, на котором маленький Юрий запечатлен в обществе знаменитых Станиславского и Качалова. На фото Константин Станиславский, словно благословляя мальчика, положил ему ладонь на голову.

Детские годы будущего режиссёра были пропитаны духом творчества. Он хорошо рисовал, занимался в художественной школе. Закономерным стало поступление в театральный институт. Однако в жизнь парня ворвалась война.

В 1941 году Озеров связистом попал на фронт. Пройдя ускоренные курсы Военной подготовки, он служил офицером связи Генштаба, принимал участие в разработке военных операций. Участвовал в битве за Москву.

Фронтовыми дорогами офицер Озеров прошел от Москвы до западных границ и далее – в Польшу и Восточную Пруссию. В составе 1-го и 4-го Украинских фронтов освобождал Украину. Потом его боевой путь лежал на Польшу в составе Белорусских фронтов.

Особенно врезался в память штурм Кенигсберга, считавшегося неприступным городом. «Город взяли за 4 дня, хотя гарнизон состоял из 150000 человек… и штурмующих было столько же, сколько немцев. 8000 самолёто-вылетов в один день, да еще артиллерия. Город превратился в костёр, и в этот костёр были брошены войска. Ничего страшнее не видел… Во время штурма погибло всё население… Офицеры-немцы на берегу Прегеля убивали своих жён и детей, потом стреляли в себя… Перед штурмом я загадал, что если останусь жив, то расскажу о великой армии, в которой сражался», – вспоминал об этих событиях будущий режиссёр.

После демобилизации Юрий Озеров в воинском звании майора продолжил учебу на режиссёрском факультете ГИТИСа. Но вскоре, сдав ряд экзаменов, он поступил сразу на 2-й курс ВГИКа к такому мастеру, как Игорь Савченко. Его сокурсниками были будущие асы кинематографа – знаменитые М. Хуциев А. Алов, Ф. Миронер, Н. Фигуровский, В. Наумов, Г. Мелик-Авакян, С. Параджанов, Ю. Вышинский…

Но к военной теме в кино Озеров пришел не сразу. Вначале были видовой фильм «В Никитском ботаническом саду», «Арена смелых» (картина о цирке, получила главный приз на кинофестивале в Венеции), «Сын» (удостоен диплома Венецианского кинофестиваля), «Кочубей» (вошёл в число лучших фильмов 50-60-х годов, отмечен премиями кинофестивалей)…

В содружестве с чехословацкими кинематографистами была снята «Большая дорога». Картина о «похождениях» писателя Ярослава Гашека получилась ироничной и гротескной. Здесь с введением в «игру» ярких персонажей и эпизодов во всей красе проявилось комедийное дарование кинорежиссёра. Картина с большим успехом демонстрировалась за рубежом, выдвигалась на соискание Ленинской премии.

Озеров словно искал себя в режиссуре, нащупывал свою нить в творчестве. И наконец, он «выстрелил» широкоформатной монументальной киноэпопеей «Освобождение» (фильмы «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и завершающий «Последний штурм»). В проекте задействованы пять государств. В эпических полотнах, где с огромной художественной силой показаны бои и дух непобедимой армии, поистине проявился талант Юрия Озерова, мастера батальных сцен, художника и организатора.

Озеров отмечал: «О войне снято много фильмов, но то были фильмы, где показывались отдельные эпизоды войны, типичные, но придуманные, не конкретные... Мне хотелось рассказать о войне в целом, показать, какой она была, сделать фильм в жанре исторической хроники».

Кадры из киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение»

Военный опыт Юрия Озерова, его активная гражданская позиция позволили создать произведение впечатляющего масштаба, аналогов которому не было. Фильм стал грандиозным событием культурной жизни, получил признание на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (главный приз).

Киноэпопея не раз демонстрировалась по телевидению. Она оказалась в центре внимания мировой общественности. Показы прошли в 120 странах, собрав около 400 миллионов телезрителей. Авторский коллектив батального шедевра в 1972 году был удостоен Ленинской премии.

Смелость режиссёра проявилась также в том, что он привлек в качестве консультанта опального маршала Жукова. Несмотря на официальные запреты, в фильм была введена фигура Иосифа Сталина. Здесь Озеров также был верен своему чувству исторической правды и объективности.

Следующая крупная работа – киноэпопея «Солдаты свободы» (1977), созданная совместно с киностудиями нескольких стран. Озерову и его коллегам впервые в мировом кино удалось создать масштабный киноцикл о многолетней антифашистской борьбе в разных странах.

Режиссер старался запечатлеть в кадрах эпоху, в которой он жил. Заметное место в его творчестве принадлежит спортивной тематике (вспомним, что брат режиссера – спортивный комментатор!). Он снял фильм о Мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В период его руководства творческим объединением «Олимпиада-80» вышли в свет несколько таких картин. За фильм «О спорт, ты – мир!» ему была присуждена Государственная премия СССР.

Юрий Озеров преподавал во ВГИКе, много лет состоял в коллегии Госкино СССР. Удостоен высочайших наград, почетных званий ряда государств. Имя Озерова, первого и пока последнего «генерала» жанра военной киноэпопеи, носит фестиваль военного кино. 

377
Поставить лайк: 1520
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору