ссылка

Ющенко как политический бумеранг?

Увеличить шрифт
А
А
А

 

Интересно, чем можно объяснить тот факт, что политические трупы никак не тонут, несмотря на всю очевидность необходимости этого процесса. Правда, следует заметить, что иным не дают утонуть не только их «политическая легковесность» и верные соратники, но и политические противники.

Экс-президент Украины Виктор Ющенко был бы хорошим премьер-министром, если бы согласился занять эту должность при президенте В.Януковиче…
 
Об этом 2 марта заявила заместитель главы администрации главы государства Анна Герман в эфире "5-го телеканала". «Если мы вспомним премьерство Ющенко - это не было худшее время для Украины. Мне кажется, он был бы хорошим премьером, если бы он согласился на эту должность», - сказала А.Герман. «У нас есть единственный критерий - профессиональный, и такой, который сумеет объединить Парламент. Вот два
требования к кандидату, и здесь не важна ни фамилия, ни партийность, ни
любые другие факторы», - отметила она.
 
Подобное заявление одного из самых верных соратников нового президента не может не вызвать как минимум недоумения. В чем смысл не только назначения В.Ющенко на должность премьера, но даже разговоров об этом? На первый взгляд, есть как минимум шесть возможных вариантов, которые можно условно подразделить на три блока:
 
Игры с электоратом
 
1. Политический ход, направленный на определенный «зондаж» общественного мнения относительно возможных уступок Партии регионов своим слабо радикальным политическим противникам для увеличения общей легитимности власти.
 
2. Косвенное свидетельство о наличии тайных договоренностей между В.Януковичем и В.Ющенко, достигнутыми в процессе еще предвыборной гонки.
 
Любой из этих вариантов не несет дополнительного выигрыша ни самому В.Януковичу, ни его партии, так как есть очень высокий риск потери доверия со стороны собственного электората и никаких шансов на получение поддержки оппозиционного.
 
Коалиционные схватки
 
3. Неофициальное объявление об уже принятом решении о назначении В.Ющенко премьером в обмен на голоса части «НУНС» для новой Коалиции (поскольку официальное возможно лишь после формирования новой правящей Коалиции);
 
4. Козырь в торговле с «НУНС» в обмен на поддержку и вхождение части «НУНС» в новую правящую коалицию, а также дополнительный механизм для раскола «Нашей Украины – Народной Самообороны». Поскольку недавно лидер «Народной самообороны» Ю.Луценко заявлял, что кандидатура В.Ющенко на должность премьер-министра для него абсолютно неприемлема.
 
Реализация любого из рассмотренных сценариев будет свидетельствовать о том, что, вопреки своим предвыборным обещаниям, став президентом, В.Янукович не собирается в ближайшее время распускать Парламент и проводить досрочные выборы. В этом случае он сильно рискует повторить путь своего предшественника на посту президента – В.Ющенко. Однако следует напомнить, что у В.Ющенко в начале его президентского срока был несравнимо более высокий уровень поддержки народа, а финансово-экономическое положение страны по сравнению с нынешним можно назвать блестящим. Ни подобного кредита доверия населения, ни благоприятной экономической ситуации в стране для В.Януковича сейчас нет. Поэтому любая ошибка или просчет будут играть против него вдвойне.
 
Следуя заветам Макиавелли
 
5.Дымовая завеса , которая позволяет вести реальные переговоры о будущем премьерстве как с внешними силами (в первую очередь с С.Тигипко и А.Яценюком), так и внутрипартийными группировками. Поскольку В.Янукович не сделал объявления о том, что возглавлявшийся им до выборов оппозиционный Кабинет министров начнет работу в качестве действительного в том же составе, можно сделать вывод, что переговоры внутри Партии регионов по данному вопросу идут и вряд ли они очень просты.
 
6. «Мальчик для битья второй свежести». Этот вариант предполагает весьма слабую возможность назначения В.Ющенко премьером на период до местных выборов, дату проведения которых большинство экспертов прогнозируют на осень. Здесь прослеживается аналогия с назначением С.Кириенко на должность премьера в России незадолго до дефолта 1998 года. Сразу же после августовских событий Правительство С.Кириенко ушло в отставку и «всех собак» повесили именно на него персонально.
 
Оба этих варианта свидетельствуют о чрезвычайно сложной экономической ситуации и достаточно высоком риске дефолта страны, несмотря на все оптимистические заявления. Принятие политической ответственности за подобное развитие событий для нынешней власти мало приемлемо, поскольку уровень доверия населения весьма низок и есть риск всплеска общественного недовольства действиями новой власти.
 
В любом случае тема о возможном премьерстве В.Ющенко свидетельствует о том, что на данный момент политические игры и «подковерная борьба» идут полным ходом, причем, к сожалению – в ущерб экономике Украины. Безусловно, можно предположить наличие такого плана выхода экономики Украины из кризиса, который предусматривает резкое и быстрое ухудшение ситуации, например управляемый дефолт. Однако для осуществления подобного сценария необходимо как минимум владеть точной информацией о текущем положении дел и обладать запасом прочности на случай непредвиденных осложнений. Уже сейчас понятно, что у В.Януковича не было времени ни для ознакомления с реальным состоянием украинской экономики, ни на создание базовых договоренностей с внутренними и внешними партнерами для осуществления «дефолтного» сценария.
 
Риски у угрозы
 
Визиты в Брюссель и Москву могут свидетельствовать о попытках заручиться внешней поддержкой для своих начинаний. При этом не следует забывать о том, что «многовекторность», удававшаяся Л.Кучме, в нынешних условиях может и не сработать. Слишком много проблем накопилось у Украины за период президентства В.Ющенко, который не решил ни одного внешнеполитического вопроса в пользу Украины. Особого доверия к Украине нет ни в ЕС, ни в России. Акт посещения Брюсселя перед визитом в Москву, безусловно, создаст президенту Украины В.Януковичу определенные трудности в переговорном процессе как с президентом России Д.Медведевым, так и с премьер-министром В.Путиным.
 
Проведение же президентом В.Януковичем официальных встреч с российским руководством на фоне разговоров о возможном назначении В.Ющенко премьер-министром Украины способно существенно осложнить переговорный процесс либо вообще свести его результативность к нулю.
 
Даже если принять во внимание все резоны для подобных разговоров или для планирования реального назначения В.Ющенко на пост премьера, то очевидные внешнеполитические издержки этого шага однозначно перевешивают возможные и далеко неочевидные тактические выигрыши для Партии регионов и нового президента. К тому же из сделанного А.Герман заявления неясно, в какой степени она высказывала собственные взгляды, а в какой они отражают дискуссии, ведущиеся в Партии регионов и личный взгляд самого президента на возможность подобного выбора.
 
В сложившейся политической и экономической ситуации В.Януковичу могли бы помочь его сильные качества: определенность, рассудительность, рационализм. Именно рациональное отношение к ситуации, четкое определение приоритетов дальнейшего развития Украины, исходя из требований времени, а не неких виртуальных идей и благих намерений даст ему возможность исправить существующее катастрофическое положение страны. Попытки же учесть интересы всех и быть одинаково «хорошим» как для своих сторонников, так и для оппонентов – это путь в никуда.
 
Таким же шагом в небытие может стать политика делегирования своему окружению возможности решать принципиальные задачи по их собственному разумению. У В.Ющенко уже были «люби друзи»… Результат известен всем – страна летит в пропасть. И только согласованные и продуманные действия могут затормозить это падение и начать подъем.
2745
Поставить лайк: 125
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/yushchenko-kak-politicheskiy-bumerang