ссылка

ЗЕкручивание гаек вместо либерализации

Увеличить шрифт
А
А
А

Законотворческая деятельность нового состава Верховной рады всё больше напоминает взбесившийся принтер. В парламент  один за другим стали поступать наспех оформленные инициативы по изменению условий работы предпринимателей. Чего только стоят планы повысить ренту на добычу железной руды (законопроект №1210), бьющий по крупным компаниям горно-металлургического комплекса. Но больше всего шуму в обществе наделали одобренные 20 сентября законопроекты № 1053-1 и № 1073, против которых активно протестуют предприниматели.

«Наше бизнес-сообщество находится в шоке»

Согласно новому закону «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (№ 1053-1) с марта 2020 года весь малый бизнес, который сегодня платит единый налог и имеет оборот более 1 млн гривен в год, будет обязан обзавестись кассовыми аппаратами. Для некоторых видов деятельности предельная планка по обороту и вовсе не установлена. Ювелирным магазинам, «бутикам» поношенной одежды, интернет-магазинам, курьерским службам, продавцам бытовой техники и электроники с гарантией, ресторанам, кафе, турагентствам, отелям, сервисам по бронированию придётся выдавать чеки вне зависимости от выручки.

Второй нормативный акт под названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» (№ 1073) предусматривает контроль над соблюдением норм первого закона. В частности, если покупатель найдёт ошибки в выданном ему чеке на сумму свыше 100 грн, государство оштрафует продавца (150% стоимости товара в первый раз, следующие – 250%) и вернёт бдительному гражданину все потраченные деньги. Нетрудно догадаться, что новшества в первую очередь затронут ларьки, магазины и другую розничную торговлю, то есть физических лиц – предпринимателей (ФЛП).

В законах есть ещё целый ряд занимательных моментов. Например, «там есть такая прелесть, как увеличение штрафов за несвоевременную регистрацию налоговых накладных. Причём налоговых накладных при сделке с неплательщиком налогов. В этом случае государство вообще ничего не теряет. Зарегистрируешь ты эту накладную, не зарегистрируешь, это никак не отразится на налоговых поступлениях в бюджет. При этом штрафы увеличиваются, по-моему, в 4 раза. Цель тупо фискальная – добыть денег. Причём добыть денег ни с прибыли, ни с обложения теневых оборотов, а зацепиться за какую-то ошибку техническую  и по этой ошибке ударить штрафом», – объясняет директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергей Саливон.

Также из законодательства убирается норма об ответственности фискального чиновника за неправильно принятое решение, а валютные риски полностью переносятся на налогоплательщика. В результате может получиться ситуация, когда фактически по бухгалтерскому учёту у предприятия прибыли нет, а по налоговому учёту есть. «Руководство Рады сейчас лоббирует законопроекты, от которых мы едва отбились при режиме Порошенко. Причем их хотят принять даже в более жёстком варианте. Власть хочет ввести кассовые аппараты для ФЛП, “премии” потребителям за наводки на точки, которые не выдают чеки, а также резкое увеличение штрафов за малейшие налоговые ошибки. Честно говоря, наше бизнес-сообщество находится в шоке», – отметил глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич.

Pro

Сама же власть уверена, что с новыми нормами у добросовестных ФЛП проблем не возникнет. Пакет законопроектов направлен на «уход от схем по уклонению от налогообложения крупного бизнеса с использованием инструмента единого налога», уверяет инициатор изменений Даниил Гетманцев. «Необходимо исключить возможность использования псевдо-ФЛП, когда большой магазин продает телефон и дает чек от ФЛП. Хотя мы в здравом уме и трезвой памяти понимаем, что за день он делает выручку больше, чем лимит, установленный для ФЛП на год», – подчёркивает нардеп. По его словам, для честного бизнеса налоговое регулирование не ужесточается, а, напротив, послабляется. «Мы повысили до 2,5 млн [грн.] лимит ежегодных операций для 2-й группы плательщиков единого налога», а также ослабили штрафы, ввели электронный чек, что позволяет обойтись без классического кассового аппарата, отмечает Д. Гетманцев.

Абсолютно спокоен за добросовестных предпринимателей и премьер-министр Алексей Гончарук. «Малым переживать нечего. Но тем, кто действительно большой, средний и скрывает это, пытается делать из себя 100-200 и более маленьких частных предпринимателей, у тех действительно будут проблемы», – заявил глава правительства. В качестве примера он привёл ситуацию с ресторанами, где расчёты зачастую проводят через ФЛП. «Сегодня если есть два заведения и одно работает честно, а другое использует схемы оптимизации, то честное проигрывает», – отметил А. Гончарук и добавил, что власть поступает очень гуманно, предоставляя время на перестройку бизнес-модели, чтобы работать в правовом поле.

Кроме того, физическим лицам, а также ФЛП из первой группы кассы ставить не придётся. «То есть миф о том, что дедушка, который торгует помидорами на рынке, обязан будет покупать РРО, это неправда», – подчеркнул на специальном брифинге глава Государственной налоговой службы Сергей Верланов. Остальным предоставляется отсрочка (закон вступает в силу с марта 2020 года с переходным периодом для предпринимателей из «группы риска» до 1 октября 2020 года, для прочих – до 1 января 2021 года) и возможность использовать для расчётов не классический кассовый аппарат, а смартфон. В этом случае чек о покупке останется в информации электронного кабинета продавца, поступит покупателю на телефон, а также автоматически попадёт на сервер фискалам.

По мнению некоторых экспертов, массовый ввод кассовых аппаратов действительно позволит побороть контрабанду и вывести из тени значительную часть экономики. «Есть две модели: азиатская и европейская. В Европе все платят налоги. В Европе нет малого бизнеса, который не платит налоги… Кассовый аппарат – метод заставить платить налоги, кнут, но другого пути нет. Кассовый аппарат стоит недорого. Многие банки предлагают его бесплатно, дают в аренду за 1 грн. Куда дешевле, только не воруйте», – считает директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Согласно исследованию Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine, из-за занижения оборотов ФЛП госбюджет ежегодно теряет 2-2,5 млрд грн. Сумма ничтожная, если посмотреть на то, что «серый импорт» и контрабанда лишают бюджет до 93 млрд грн, зарплаты в конвертах – 74 млрд грн, а офшорные схемы – 36 млрд грн. Но второй подспудный мотив нововведений, о котором мало вспоминают как власть, так и предприниматели, – это как раз борьба с контрабандой. Дело в том, что для выдачи легального чека у предпринимателя должны быть соответствующие документы на продаваемую им продукцию. «На сегодняшний момент в Украине до 40% товара, который продается, – фальсификат. Ужас. В Европе такого нет. Очень много контрабанды. Кто её продает? ФЛП», – отмечает А. Охрименко.

et contra

Резко против такой формы фискализации бизнеса выступают сами предприниматели. «Вместо либерализации, которую нам обещали, имеем ухудшение условий», – подчеркнул сооснователь «Новой почты» Владимир Поперешнюк, а генеральный директор интернет-супермаркет Rozetka Владислав Чечёткин и вовсе пообещал закрыть бизнес, если закон №1073 будет подписан. В частности, его не устраивает, что в нормативном акте «нет ограничений на количество заявлений, нет ответственности для заявителя, нет ответственности налоговой (правильный или неправильный чек они решают по своему усмотрению). Зато есть потенциальный штраф для бизнеса в 250% и всегда, по каждой жалобе [и] 100% проблемы с внеплановой проверкой для предпринимателя».

В итоге вместо пополнения казны реформаторы могут получить массовое закрытие ФЛП и падение доходов бюджета. Многие из ФЛП, работающие в «серой зоне» (платят налоги, но не все), окончательно уйдут в тень, а другие не выдержат дополнительной финансовой нагрузки и закроют свой бизнес. «Стоимость фискализации, даже с применением виртуальных РРО, составит 7,6 тыс. грн на одного предпринимателя, или 8,5 млрд грн в масштабах страны. А для общества в целом это миллиарды гривен в год чистых потерь», – считает старший экономист аналитического центра «CASE-Украина» Владимир Дубровский.

Выиграют только крупные торговые сети, зачистившие своё поле от «мелочовки». Эксперты уверены, что новое законодательство увеличит затраты государства на администрирование, поспособствует коррупции, ухудшит инвестиционный климат, повысит цены на продукцию и вытолкнет дополнительную рабочую силу на заработки в Польшу. При детальном изучении закона «есть чёткое ощущение, что написали 1-2 человека. И в чём-то, может быть, они разбираются, но в остальном они, мягко говоря, плавают», – считает С. Саливон.

Следующим этапом тотальной фискализации может стать контроль интернет-продаж на интернет-платформах типа OLX, а также учёт доходов и расходов всех и каждого через доступ к банковской тайне.

106
Поставить лайк: 2655
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

На Украине 2,5 тысячи официальных гривневых миллионеров

Путь Украины в ЕС ведёт на польские поля

Наглый грабёж: почему украинское электричество дороже немецкого

Налог на выведенный капитал поменяет систему координат экономики Украины

Что будет, если Киев полностью разорвет экономические связи с Россией?

«Нафтогаз» в узде. И «нафтогазовая» узда

Итоги украинской недели. Сколько можно биться головой о стену

Украина и FATCA: американские шпионы в карманах

Налоговая реформа и децентрализация в Украине: без точек соприкосновения

https://odnarodyna.org/content/zekruchivanie-gaek-vmesto-liberalizacii