Земельный банк: хорошо забытое старое
Неотвратимо приближается тот момент, когда земли сельскохозяйственного назначения станут полноценным товаром. Это значит, что землю можно будет легально покупать, продавать, закладывать, дарить и передавать по наследству прозрачно и легально. При этом особенно важно, чтобы земля, как и любой товар, имела понятную цену.
Конечно, любители половить рыбку в мутной воде и скупить ресурсы за бесценок не переведутся никогда. Но на то и существует государство с его контролирующими органами, чтобы сады и пашни не уходили от фермеров к латифундистам, как когда-то ваучеры, за три бутылки водки. Все имеет свою цену, которая может изменяться в разные стороны, но бросовой при этом быть не должна.
Земельный банк есть, а продажи нет
В Украине с 14 октября вступил в силу закон «О внесении изменений в Закон Украины “О банках и банковской деятельности” относительно Государственного земельного банка». Верховная Рада приняла этот закон 18 сентября, а 9 октября его подписал Виктор Янукович. Документ устанавливает особенности функционирования Государственного земельного банка. Правительство имеет право сформировать уставный капитал Государственного земельного банка как за счет взносов в денежной форме, так и в виде земельных участков. Особенности выдачи государственному земельному банку банковской лицензии, а также осуществление регулирования и надзора за Государственным земельным банком с учетом специфики его деятельности должен установить Национальный банк Украины.
Земельный банк должен предоставлять исключительно крестьянским, фермерским, сельскохозяйственным предприятиям кредиты не более чем под 5% от ставки Национального банка. Законом предоставляются центральному органу по вопросам земельных ресурсов и его территориальным отделениям полномочия по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности, исключая указанные полномочия в местных государственных администрациях. Предусматривается передача Кабинетом министров Украины земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в уставной капитал государственного земельного банка, который полностью принадлежит государству и не подлежит приватизации. Закон сообщает, что земли государственной и коммунальной собственности в Украине после вступления в силу настоящего Закона, считаются разграниченными.
Создание Земельного банка позволит кредитовать аграриев под 10% годовых против действующих в украинских банках кредитных ставок в размере 20-25%. Кредитование Земельным банком предприятий АПК позволит уменьшить нагрузку на госбюджет, из которого в настоящее время компенсируется часть ставок по кредитам. «Мы планируем создать Земельный банк для того, чтобы сельхозпроизводители имели благоприятные условия для работы. Сейчас кредитные ставки, под которые кредитуются аграрии в других странах, составляют 4-7% годовых, а кредитные ставки, которые предлагают коммерческие банки для украинских аграриев, колеблются в пределах 20-25%, то есть четверть части от тела кредита», - отметил директор Департамента финансово-кредитной политики Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Баграт Ахиджанов. «Львиная доля государственных средств уходит на погашение тех высоких кредитных ставок, которые ежегодно растут. С одной стороны, есть объективные обстоятельства, формирующие эти кредитные ставки, но государство не влияет на это. Поэтому мы решили поддержать идеологию создания Земельного банка, который позволил бы аграриям получать кредиты под ставки не более 10% годовых», - подчеркнул он.
Однако вслед за созданием Земельного банка Верховная Рада продлила мораторий на продажу сельскохозяйственных угодий, пока не будет принят закон о рынке земель. Ранее парламент разрешил продажу земли под объекты недвижимости и под промышленные предприятия. Таким образом, окончательное решение земельного вопроса откладывается как минимум на год и достается в наследство следующему созыву украинских депутатов.
Как это было раньше
Экономисты, чиновники и биржевые работники пытаются придумать все новые и новые схемы легализации земельного рынка. Однако изобретать велосипед не нужно. Есть опыт других стран, а есть и наш, местный, увы, подзабытый.
Еще в царствование Анны Иоанновны (1730-е годы) в России существовала «Монетная контора», для того чтобы облегчить положение лиц, нуждавшихся в кредите. Императрица приказала этой конторе выдавать ссуды под обеспечение золота и серебра с «взысканием» 8 %. То есть земельный залог начал упорядочиваться.
По указанию Елизаветы Петровны в 1754 году были учреждены первые Дворянские Заемные банки в Санкт-Петербурге и Москве. Одной из главных функций этих учреждений была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества в размере 500-1000 рублей одному лицу. По указу Екатерины ІІ в 1766 году банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6 % годовых.
В последний год царствования матушки-государыни был основан Государственный Заемный Банк, занимавшийся выдачей ссуд дворянам для улучшения их хозяйства. Он выдавал деньги под имения, дома и фабрики сроком на двадцать лет под 8 % годовых дворянам и на 22 года под 7 % городским думам. Капиталом банка стали все наличные суммы, находящиеся в закрытых Дворянских банках, но с самого начала существования нового банка его оборотных средств было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в земельном кредите.
В царствование Александра II система кредитных организаций была преобразована коренным образом — в вопросы регулирования земельных отношений вошел частный капитал. В 1863 году был утвержден устав Общества Взаимного Кредита в Санкт-Петербурге, «Акционерного коммерческого банка» и устав первого земельного учреждения, которое было основано на принципе взаимности — Херсонского Земельного Банка. В 1866 году был выработан и утвержден устав Общества Поземельного Кредита, а в 1871 году — устав Акционерного Харьковского Земельного Банка. С 1862 по 1872 годы в России было основано 33 акционерных банка, 11 акционерных земельных банков, а 1873 году уже функционировало 222 городских общественных банка.
Контора Акционерного Харьковского Земельного Банка
Практически одновременное появление такого количества кредитных учреждений привело к различным спекулятивным операциям и к краху некоторых банков, например Московского ссудного банка. В 1883 году указом Александра ІІІ был учрежден устав Сельских банков. Ознако сельскому населению было трудно воспользоваться предоставленным кредитом в лице этих кредитных учреждений, и для усовершенствования этого вопроса год спустя правительство выработало устав и положение Крестьянских Поземельных Банков, а в 1885 году были учреждены Государственные Дворянские Земельные Банки с целью дать возможность дворянам выйти из их «стеснительного положения» и обремененного долгами хозяйства.
Закладной лист в пятьсот рублей Акционерного Харьковского Земельного Банка
Все существующие тогда банки делились на государственные, общественные и частные. И эта система просуществовала до конца 1917 года, когда произошли национализация банков и нерыночный передел земли.
Замечу, что большая часть частных банков, работавших с земельными участками, располагалась в губерниях Юга России, т. е. на территории нынешней Украины, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов Российской Федерации, так что обращение законодателей и сотрудников Земельного банка к архивам своих и соседних регионов было бы нелишним. Ведь тогда можно будет избежать многих ошибок, допущенных предшественниками.