ссылка

Блистательная суворовская виктория при Измаиле

Фрагмент диорамы «Штурм крепости Измаил русскими войсками в 1790 году»
Увеличить шрифт
А
А
А

Эта победа – отнюдь не случайность, а итог мудрой политики императрицы Екатерины II, которая умела подбирать не только достойных администраторов, но и талантливых полководцев, способных достигать небывалых вершин. Пожалуй, нет в русской истории периода, более богатого на государственных деятелей титанического склада ума и подлинной гениальности. Суворов, Румянцев, Ушаков, Кутузов, Потёмкин – список можно продолжать до бесконечности. Именно эти люди совокупными усилиями создали проект Новороссии, превратили опасный и дикий край в процветающий регион Российской империи.

Война 1787 – 1791 годов изначально протекала крайне неудачно для турок, лелеявших амбициозные планы восстановления своего господства в Крыму и уничтожения Черноморского флота России. Как это часто бывало и прежде, враги России совершенно недооценивали своего противника, имевшего на южном фронте сильную сухопутную армию и быстро растущий флот. Тем самым они позволили европейским дипломатам втянуть себя в очередную авантюру, закончившуюся ожидаемым разгромом. Впрочем, поражение османов ничему не научило, в последующем они ещё не раз наступали на старые грабли.

Штурм Измаила на гравюре XVIII века
Штурм Измаила на гравюре XVIII века

В 1788 году турки потеряли Очаковскую крепость, господствовавшую над Днепровским лиманом. По своему значению эта победа стоит в одном ряду с измаиловской. Отныне турецкие пушки больше не запирали выход русским торговым судам из Херсона и Екатеринослава, а военные корабли Черноморского флота могли беспрепятственно перемещаться по северной акватории моря.

Многочисленные победы, одержанные Россией, заставили Екатерину задуматься не просто об обороне, но и об утверждении на новых берегах. Во-первых, тем самым отодвигалась угроза от уже закрепленных по Кучук-Кайнарджийскому миру территорий. Во-вторых, империя приобретала новые торговые порты и базы на Чёрном море. В-третьих, ослаблялись турецкие позиции в регионе и связи османов с враждебными России кавказскими народами. Безусловно, не все задачи были выполнены в ходе войны, некоторые из них были до конца реализованы только в конце XIX столетия, однако первый уверенный шаг совершила именно Екатерина II.

План крепости Измаил
План крепости Измаил

Измаил был сильнейшей турецкой крепостью на Дунае близ новых русских позиций. Европейские инженеры, приглашённые османским правительством, укрепили его в соответствии с новейшими достижениями технической мысли. Однако не только мощные стены защищали крепость, но и огромный гарнизон, сильнейшую часть которого составляли янычары.

В русской историографии принято недооценивать боевые качества турок, хотя на самом деле многие из них были умелыми и фанатичными воинами. Османская Порта к концу XVIII столетия ещё не исчерпала свой боевой потенциал, у неё были сильные армия и флот. Кроме того, значимую помощь туркам оказывали военные инструкторы из Европы, которые были кровно заинтересованы в создании эффективного противовеса русской армии.

А русская армия исподволь подбиралась к Измаилу, захватывая небольшие крепости на побережье и в глубине региона. В 1789 году русскими войсками был взят Гаджибей, на месте которого позже возникла Одесса. Осознавая мощь Измаила, его осаду и штурм русское командование откладывало на конец войны, стремясь блестящей победой добиться выгодного для России мира.

Что же собой представлял Измаил по состоянию на 1790-й год? Треугольная крепость была окружена глубоким рвом, глубина которого составляла до 10 метров, был насыпан высокий вал. В общей сложности её защищало 11 бастионов с сотнями орудий. Крепость состояла из двух частей – Старой Западной и новой Восточной. Гарнизон Измаила составлял 35 тысяч солдат, из которых значительная часть состояла в регулярных подразделениях. Известна фраза коменданта крепости о том, что «скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил». Таким образом, турки считали крепость неприступной.

С первого взгляда, турецкая оценка обороноспособности Измаила представлялась верной. Скорее всего, заурядный полководец её бы действительно не взял, убив время на затяжную осаду. Однако Суворов. которого Потёмкин дальновидно назначил руководить штурмом, был лучшим русским полководцем в истории. Это и предопределило то, что произошло позднее.

М. Иванов «Штурм Измаила 11 декабря 1790 года»
М. Иванов «Штурм Измаила 11 декабря 1790 года»

До Суворова Измаил уже пытались взять войска под командованием племянника екатерининского фаворита Григория Потёмкина – Петра и командующего флотилией де Рибаса. Последний был героем Гаджибея, однако на новом месте не преуспел. Собственно, ничего удивительного в этом не было, брать крепость мог только тот генерал, которого солдаты неизменно ассоциировали с победой. В противном случае они могли просто не выдержать той нагрузки, которую представлял собой штурм.

Не стоит также забывать, что многие опасались испортить себе биографию неудачными действиями. Особенно это касалось иностранцев на русской службе, которых легко могли отставить от должности.

Так или иначе, но предшественники Суворова утверждали, что в конце года Измаил взять будет практически невозможно. К счастью, главнокомандующий с их точкой зрения не согласился и призвал под Исмаил Суворова.

Стоит отметить, что Григорий Потёмкин, руководивший русскими войсками на южном фронте, был человеком весьма своеобразным. Далеко не всегда он действовал решительно и был готов брать на себя ответственность. Это проявилось во время осады Очакова, едва не сорвавшейся из- за сомнений главнокомандующего. На это раз, впрочем, всё сложилось благополучно.

План штурма Измаила
План штурма Измаила

Любопытно, что подготовка к штурму крепости не была для турок неожиданностью. Они тщательным образом готовились к отражению атаки и были полны решимости сбросить русских в ров. Удивляться их высокому боевому духу не приходится – все условия были на их стороне.

Суворов принял решение штурмовать Измаил сразу с трёх сторон. Один отряд наносил удар со стороны моря (де Рибас), а два других – по Новой и Старой крепостям. Со стороны моря турецкие позиции были наиболее слабыми, так как ранее турки надеялись защищать этот фланг боевыми кораблями. Разгром их речного флота заставил командование крепости спешно возводить новые батареи, однако они были достаточно «сырыми» и могли не выдержать серьезного натиска.

Ещё 10 декабря российская артиллерия подвергла Измаил массированному обстрелу. Серьёзного вреда крепости это не нанесло, однако морально подготовило солдат к неизбежности штурма.

11 декабря в 5.30 утра русские войска вышли из лагеря. Шестью сухопутными колоннами командовали: 1-й – генерал-майор С.Л. Львов, 2-й – генерал-майор Б.И. Ласси, 3-й – генерал-майор Ф.И. Мекноб, 4-й – бригадир – В.П. Орлов, 5-й – бригадир М.И. Платов и 6-й – генерал-майор М.И. Голенищев-Кутузов. Три колонны (генерал-майор Н.Д. Арсеньев, бригадир Черноморского казачьего войска З.А. Чепега и секунд-майор лейб-гвардии Преображенского полка И.И. Марков (Морсков) высадились со стороны моря.

Штурм крепости показал отменную выучку и высокий боевой дух русских солдат и офицеров. Он длился до 16 часов и отличался страшным ожесточением. Солдаты обеих армий в полном смысле слова стояли по колено в крови, со стороны турецкой армии погибло более 26 тысяч человек.

Собственно говоря, исход боя во многом определился уже в первый час битвы. когда русские смогли ворваться в крепость. Дальнейшее уже представляло собой «зачистку» территории. Турки оказывали мощное сопротивление, предпочитая гибель плену. Только из командовавших пали четверо пашей и шестеро высших офицеров крымского хана.

Крест за взятие Измаила
Крест за взятие Измаила

Взятие Измаила справедливо было сочтено русским обществом делом небывалым. На Суворова обрушился поток наград, в том числе «высочайших» пожалований.

Штурм Измаила не завершил войну, но стал одним из её самых важных событий. Турки после этого окончательно убедились в высочайшей мощи русского оружия и практически потеряли веру в победу.

В честь измаильской победы поэтом Гавриилом Державиным и композитором Осипом Козловским был создан гимн «Гром победы, раздавайся». До 30-х годов XIX столетия он считался неофициальным гимном Российской империи.

Что же Измаил? К сожалению, по Ясскому миру крепость была возвращена туркам. Брать ее пришлось ещё дважды, окончательно – во время войны 1877-1878 гг.  Но последующие штурмы уже не были столь запоминающимися и столь кровавыми.

Заглавное фото: фрагмент диорамы «Штурм крепости Измаил русскими войсками в 1790 году»

339
Поставить лайк: 216
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору