ссылка

Победитель шведского флота адмирал Василий Чичагов

На заглавном фото: Ревельское сражение на картине И.К.Айвазовского
Увеличить шрифт
А
А
А

В русскую историю адмирал Василий Яковлевич Чичагов вошёл в качестве неоднократного победителя неприятельского флота во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Это был человек выдающегося ума и стратегического мышления, умевший тщательно планировать операции и осуществлять их на практике. О крупном противостоянии между Россией и Швецией в эпоху Екатерины II мы сегодня знаем намного меньше, чем о русско-турецких войнах, утвердивших наше Отечество на Чёрном море. Тем не менее, битвы на Балтике оказали огромное влияние на положение России в Европе и показали, что она, если потребуется, может воевать с двумя противниками одновременно и побеждать их.

Выдающийся род Чичаговых, славный своими представителями, вёл своё происхождение с XVI века, поэтому считался «столбовым». Возвышаться он начал уже в петровскую эпоху, когда дворянство участвовало в многочисленных войнах и имело много возможностей прославиться. В годы правления Елизаветы Петровны один из Чичаговых принял участие в перевороте, приведшем эту императрицу к власти, а второй выказал отвагу на полях Семилетней войны. В семье последнего 11 марта 1726 года родился наш герой, которому предстояло вписать свой род в пантеон русской славы.

Василий Яковлевич Чичагов. Портрет неизвестного художника
Василий Яковлевич Чичагов. Портрет неизвестного художника 

Как и все представители русского дворянства, Василий Яковлевич Чичагов уже с детства готовился к военной службе. Получив домашнее образование и окончив Школу навигацких наук, он отправился на стажировку в Лондон, где получил практические знания морского дела. Британский флот, как известно, веками считался лучшим в мире, поэтому русские морские офицеры не находили зазорным перенимать у англичан боевой опыт и прогрессивные знания. В Россию наш герой вернулся в самом начале правления Елизаветы Петровны и служил на Балтике. В годы Семилетней войны он уже командовал фрегатом и принял участие в морском десанте при осаде Кольберга.

Русский флот после Петра долгое время находился в забвении и почти не был задействован в многочисленных войнах. Корабли гнили в портах и редко выходили в море, неся охрану столицы. Взойдя на престол, дочь Петра несколько изменила положение вещей, однако даже при ней моряки лишь оказывали содействие сухопутной армии, а не проводили самостоятельные операции. Единственным заметным исключением стал обстрел города Мемеля в 1757 году, однако решающего влияния на ход боевых действий он не оказал.

Служа на Балтике и на Белом море, Василий Яковлевич мечтал о больших путешествиях и морских сражениях. В 1765 году его вызвали в Санкт-Петербург и предложили принять участие в секретной экспедиции, которая должна была отыскать проход из Белого моря в Тихий океан. По плану, одна из эскадр под командованием капитана 1 ранга П.К.Креницына выходила из Охотска и направлялась на север вдоль берегов Сибири, описывая по пути всё, что требовалось науке. Ей навстречу из Архангельска двигался отряд В.Я.Чичагова , которому также, преодолевая льды, предписывалось открывать новые земли и вести подробные научные исследования.

К сожалению, в те времена уровень развития техники не позволил осуществить задуманное. Корабли Чичагова быстро столкнулись со сплошными льдами и были вынуждены вернуться, а суда Креницына и вовсе потерпели крушение из-за шторма и едва спасли свои команды. В 1766 году Василий Яковлевич повторил свои попытки пробиться через арктические льды, однако опять потерпел неудачу. После этого Екатерина II оставила проект северного пути и больше к нему не возвращалась.

В годы русско-турецкой войны 1768-1774 годов Чичагову представилась возможность показать свои флотоводческие таланты на юге России. Девятого июля 1774 года у берегов Крыма он нанёс поражение большому отряду турецких судов и получил за это орден Св.Георгия 4-й степени. В последующем Чичагов удачно оборонял Керченский пролив и во время заключения Кючук-Кайнарджийского мира получил заслуженное звание вице-адмирала. После этого Василий Яковлевич был снова переведён на Балтику, где ему предстояло прославиться в новой русско-шведской войне.

Много лет до 1788 года Чичагов выполнял административные обязанности на Балтийском флоте. Благодаря его усилиям и известной честности улучшилась не только материальная база эскадр, но и их боеспособность. Шведский король Густав III, начиная войну с Россией, недооценил возможности русского флота. Ему казалось, что лучшие наши корабли задействованы в новом противостоянии с турками, и Санкт-Петербург станет лёгкой добычей его адмиралов. Уже в первом большом сражении при Гогланде 6 июля 1788 года эти иллюзии были развеяны, однако понадобилось несколько крупных побед, чтобы шведы окончательно потеряли надежду на успешный реванш.

Выборгское сражение на картине И.К.Айвазовского
Выборгское сражение на картине И.К.Айвазовского

После неожиданной смерти адмирала С.К.Грейга (1788 год), командующего Балтийским флотом, Чичагов был назначен его преемником. Этот выбор Екатерины Алексеевны оказался очень удачным и быстро привёл к успехам русского оружия.

Уже в следующем, 1789 году, Василий Яковлевич отправился с эскадрой к берегам Швеции, где нанёс врагу крупное поражение при Эланде. В результате победы весь флот шведского адмирала Карла Зюдерманландского оказался заперт в тесной бухте Карлскруны и не смог принять участие в защите побережья. Это позволило Чичагову и пришедшему к нему на помощь вице-адмиралу Т.Г.Козлянинову взять инициативу в морской войне в свои руки и заставить Стокгольм отказаться от всяких попыток атаковать Санкт-Петербург с моря.

В 1790 году шведы попытались взять реванш за предыдущие неудачи. Карл Зюдерманландский пополнил свои эскадры новыми людьми и отправился к русским берегам с большим флотом. Возле побережья Эстляндии (ныне северная Эстония) в Ревельской бухте (Ревель – старинное немецкое название Таллина) Чичагов встретил противника и вступил с ним в неравный бой. У шведов было 22 линейных корабля и четыре фрегата, у русских – 10 линейных кораблей и пять фрегатов. Таким образом, враг превосходил наши силы в два раза. В последовавшей битве Василий Яковлевич построил свои корабли таким образом, что часть из них оказалась прикрыта орудиями Ревеля и могла нивелировать численное преимущество шведов. После неудачной атаки, потеряв два линейных корабля, шведский командующий приказал прекратить бой и ушёл из зоны видимости Чичагова.

Карл Зюдерманландский не был готов признавать себя побеждённым. После Ревеля он попытался прорваться к Санкт-Петербургу, однако потерпел очередное поражение в Красногорском сражении. На этот раз его противником была эскадра вице-адмирала А.И.Круза. Отчаявшись победить русский флот, шведский флотоводец отправился в Выборгский залив, где надеялся отдохнуть и починить корабли для дальнейших боевых операций.

Узнав о попытке шведов прорваться к Кронштадту, Чичагов покинул Ревель и соединился с Крузом. После этого численное преимущество перешло уже к русским морякам, и они заблокировали Карла Зюдерманландского в тесной бухте. 22 июня (третьего июля) 1790 года шведы попытались вырваться из ловушки и сами напали на наши корабли. В последующей битве лишь небольшому отряду врага удалось прорваться и стремительно уйти в Свеаборг . 17 кораблей шведского командующего были сожжены, остатки его флота до конца войны были заперты в Финляндии и не могли ничего предпринять против флота Чичагова.

Выборгская победа стала самым большим успехом русского флота в этой войне. Она полностью уничтожила шведский флот и заставила Стокгольм поспешно просить о мире. К сожалению, морские победы Грейга, Чичагова и Круза не удалось подкрепить успехами на сухопутных театрах, ведь основные силы русских армий находились на войне с турками. В связи с этим императрица Екатерина согласилась на мир без территориальных приобретений, который многим казался не слишком выгодным. Впрочем, успехи русского оружия надолго отбили у шведов всякое желание вернуть земли, утерянные в ходе Северной войны (1700 1721 г.)

Надгробие В.Я.Чичагова  на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
Надгробие В.Я.Чичагова  на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Войной со шведами закончились военные подвиги Чичагова. В 1793-м году он был отправлен к британским берегам для блокады французского побережья (начинались революционные войны), однако в бой так и не вступил. Вернувшись домой, Василий Яковлевич до своей отставки в 1797 году командовал Балтийским флотом, охранявшись подходы к Санкт-Петербургу. Закончив военную карьеру, Чичагов отправился в имение, где и завершил свой земной путь в начале царствования императора Александра I. За свою службу Отечеству адмирал был удостоен высших наград империи – орденов Андрея Первозванного и Св.Георгия 1-й степени. Кроме того, его именем были названы острова в архипелаге Новая земля, а также остров в Северной Америке и гора на острове Шпицберген.

На заглавном фото: Ревельское сражение на картине И.К.Айвазовского

38
Поставить лайк: 9
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору