Фильм «Большая жизнь» опровергает украинские мифы.
Современная украинская пропаганда с 2014 года изображает Донбасс как регион, вплоть до середины XX века имевший уникальную украинскую идентичность, якобы уничтоженную большевиками. При этом подчёркивается, что коренные украинцы погибли во время «голодомора», а на их место приехали русские переселенцы, полностью изменившие национальный состав края. Подчёркнутую лживость подобных утверждений опровергают не только документы, свидетельствующие об изначально многонациональном населении Донбасса, но и советские фильмы, показывающие реальную жизнь городов и сёл пролетарского региона.
4 февраля 1940 года советские зрители открыли для себя полнометражный фильм «Большая жизнь», рассказывающий о некоторых эпизодах жизни донбасских рабочих-горняков. Режиссёром картины стал Леонид Давидович Луков, а сценарий написал Павел Филиппович Нилин, книга которого легла в основу сюжета.
Фильм стал своеобразной энциклопедией будней советских рабочих и инженеров Донбасса. Безусловно, он не лишён некоторых идеологических штампов, присущих 30-40-м годам, однако примечателен широкой панорамой народной жизни края.
Суть сюжета состоит в том, что молодой инженер Петухов (его сыграл Марк Наумович Бернес), рационализатор и активист, предлагает новый метод добычи угля. Основная часть коллег поддерживает начинания Петухова, однако находятся и те, кто пытается чинить ему препятствия. В подобной роли выступают бывшие кулаки и тайные вредители – излюбленный сюжет того времени.
Впрочем, современного зрителя скорее может заинтересовать изображение будней жителей Донбасса, трудящихся на шахте. Любопытно, что одним из главных героев фильма становится не передовик – стахановец, а лентяй и пьяница Харитон Балун, которого блестяще сыграл актёр Борис Фёдорович Андреев.
В картине отчётливо заметно, что население Донбасса – это интернациональный плавильный котёл, в котором русские, украинцы и представители других национальностей вместе работают, дружат и создают семьи. Нет никаких признаков национальных противоречий, цепляний за «идентичность» и прочих свидетельств антагонизма живущих в рабочем посёлке людей. Впрочем, их и не могло быть, так как простые люди быстрее находят общий язык и зачастую не поддерживают этнические мифы.
Как и следует ожидать, фильм заканчивается достаточно оптимистично. Устроивший пьяный дебош Харитон Балун предстаёт перед общественным судом, после чего принимает решение исправиться и поменять свою жизнь. Горный инженер Петухов, поддержанный коллективом, внедряет свою технологию и избегает диверсии со стороны вредителей. Последние выдают себя и попадают за решётку, где уже не могут наносить ущерб советскому производству. Сюжет в настоящий момент, конечно же, выглядит наивным, однако в те времена он мотивировал людей на ударный труд и преодоление последствий Гражданской войны.
В 1946 году вышло продолжение фильма, в котором действие в рабочем посёлке происходит сразу же после войны. Главные герои борются с пособниками фашистов и восстанавливают разрушенное производство. Оба фильма получили сталинские премии и были восторженно встречены зрителями, которые по достоинству оценили не только игру актёров, но и замечательные песни, среди которых особенной популярностью стала пользоваться композиция Николая Богословского «Спят курганы тёмные», ставшая народной для Донбасса.
Заглавное фото: плакат Анатолия Бельского к фильму Большая жизнь