ссылка

Как разрушали СССР: Межрегиональная депутатская группа

Как разрушали СССР: Межрегиональная депутатская группа
Увеличить шрифт
А
А
А

В ходе I съезда народных депутатов СССР (он начался 25 мая 1989 года) сформировалась Межрегиональная депутатская группа (МДГ). Это произошло по инициативе представителей Москвы  Андрея Сахарова, Юрия Афанасьева, Гавриила Попова и др. Вокруг них объединились депутаты, прибывшие из других регионов страны, Анатолий Собчак, Геннадий Бурбулис, Сергей Станкевич, Галина Старовойтова и др. От Украины в ряды межрегионалов вошли Виталий Коротич, Владимир Яворивский, Иван Вакарчук. К концу лета 1989-го численность МДГ достигла почти 400 человек.

Курс на погром

Заявив своей целью изменение политического режима в СССР «от тоталитарного к демократическому», члены МДГ консолидировались не на основе созидательной конструктивной программы (её попросту не было), а на идее разрушения и деструкции. Сахаров предложил сосредоточиться на том, что объединяет членов группы в отрицании. «Все мы были против власти КПСС, – вспоминал позднее Гавриил Попов. – Вот такую объединительную идею мы и выдвинули. Нет – 6-й статье Конституции» (той самой, в которой закреплялась руководящая роль КПСС). Если по всем другим вопросам межрегионалы занимали различные, подчас противоположные позиции, были, что называется, кто в лес, кто по дрова, то в требовании отмены 6-й статьи они действовали заодно.

Валентин Павлов, последний советский премьер, в своей книге «Упущен ли шанс?» (М., 1995) писал, что уже в 1987 году у Михаила Горбачёва «под напором первых серьёзных неудач перестройки вызрела главная идея дальнейших действий – взять курс на погром, на разрушение экономики, списав разруху на последствия брежневского правления». Сахаровское предложение тоже, в сущности, означало курс на погром основных советских институций. Уже через два года, 23 августа 1991-го, деятельность КПСС будет приостановлена, её имущество окажется конфискованным. Позднее, 6 ноября 1991-го, президент РСФСР Борис Ельцин и вовсе лишит КПСС легитимности, подписав указ о её запрещении.

В своё время американский дипломат Джордж Ф. Кеннан отмечал, что, «если кому-нибудь удастся нарушить единство и силу Коммунистической партии, Советская Россия может быть быстро превращена из одного из сильнейших в одно из самых слабых и ничтожных национальных сообществ». Американцы отлично понимали, что это значит выдернуть из-под громадного советского «здания» важнейшую из его несущих конструкций. Вслед за разрушением КПСС как системообразующего стержня государства нарушилась его управляемость, начался развал госструктур, резко ухудшилось социальное положение населения.

«Что дальше делать – никто не задумывался»

Хотя в МДГ насчитывалось пять сопредседателей, фактическим её лидером стал Ельцин. Позднее Николай Травкин, один из межрегионалов, рассказывал: «Конечно, в центре группы был Ельцин. Ясно, в чём заключалась оппозиция Ельцина – взятие власти, личное отношение к Горбачёву, обиды… Что дальше делать – особо никто не задумывался. В МДГ не было человека, который мог бы сказать – как пошагово перейти от сегодняшнего «так жить нельзя» к тому, как жить нужно. Каким образом совершить этот переход? Никто не знал».

Фактическим лидером МДГ являлся Борис Ельцин
Фактическим лидером МДГ являлся Борис Ельцин​​​​​

Помимо Ельцина, ещё одним бесспорным авторитетом в группе считали «теоретика и концептуалиста» Гавриила Попова. Какого рода это был теоретик, можно понять по его книге «Вызываю дух генерала Власова» (М., 2008). Композиционно она выстроена как диалог с Власовым (что-то вроде историко-политического сеанса спиритизма). Обращаясь к генералу-изменнику, Гавриил Харитонович с пафосом заявляет: «В вас я вижу предтечу антисоциалистической народной революции 1989–1991 годов»… Тут уж никаких сомнений не остаётся: Попов совершенно недвусмысленно обозначает идейную связь между власовцами и своими единомышленниками-«демократами».

«Теоретик и концептуалист» Гавриил Попов
«Теоретик и концептуалист» Гавриил Попов​​​​​

И тот же Попов на закрытой конференции Московского объединения клубов избирателей и Московской ассоциации избирателей призывал искусственно нагнетать рост социального недовольства с целью дискредитации власти: «Для достижения всеобщего народного возмущения [нужно] довести систему торговли до такого состояния, чтобы ничего невозможно было приобрести. Затем ввести полностью карточную систему. Оставшиеся товары (от карточек) продавать по произвольным ценам».

Гетмана выбрать не сумели

23–24 сентября 1989 года члены МДГ наконец обнародовали свою «платформу», обозначив главные требования группы: отмена 6-й статьи, демократизация избирательной системы, принятие демократического закона о печати, законов о земле и собственности, подписание нового Союзного договора. По последней теме ещё на I съезде выступил Андрей Сахаров, предложив реформировать СССР по модели Европейского союза; то есть, речь зашла, так или иначе, о разрушении Советского Союза.

Межрегионалы прямо-таки фонтанировали креативными предложениями и «ноу-хау»: они настаивали, что СССР нужно переименовать в СЕАР (Союз Евроазиатских Республик), обсуждали возможность создания Черноморско-Балтийской конфедерации (Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы) в виде некого нового объединения государств. Сегодня эта идея, заложенная ещё в геополитических построениях Юзефа Пилсудского (а ему, в свою очередь, подкинули её англичане), реанимирована в концепциях Балто-Черноморской дуги и Междуморья – Интермариума. Но тогда, в 1989-м, проект Черноморско-Балтийской конфедерации был сочтён недоработанным. Его сторонники, фигурально выражаясь, не сподобились выбрать гетмана: в гипотетической конфедерации Украина желала быть «главной», ну а представители Прибалтики никак не могли с этим согласиться.

Дружеские посиделки в Спасо-Хаусе

Особо нужно упомянуть о методичной работе, по сути кураторской, которую неустанно вели с членами МДГ сотрудники американского посольства в СССР. Джек Мэтлок, посол США в Москве в 1987–1991 гг., подробно рассказывает об этом в своей книге «Смерть империи» (1995):

«Гости собирались в нашей резиденции Спасо-Хаус [особняк в центре Москвы, с 1933 года арендуемый правительством США] по десять и больше раз в неделю на концерты, фильмы, художественные выставки, завтраки и обеды, а потом и на обсуждение политических и экономических проблем. С образованием нового парламента его члены часто дискутировали за обеденным столом по вопросам, которые только ещё подлежали официальному обсуждению…»

Спасо-Хаус – американское посольство в Москве
Спасо-Хаус – американское посольство в Москве

То есть «дружеские посиделки» в американской резиденции происходили ежедневно, а то и дважды-трижды в день, причём на каждой из этих встреч присутствовало немалое число людей. Таким образом, плотной опекой американцев были «охвачены» сотни человек. Из тех, кто постоянно бывал на междусобойчиках в Спасо-Хаус, выкристаллизовался своего рода актив, участники которого стали работать фактически по подсказкам и под диктовку американцев. Мэтлок также сообщает, что через несколько дней после окончания работы I съезда на обед в Спасо-Хауз «пожаловали Ельцин и его очаровательная жена», и с тех пор контакты Бориса Николаевича с американским послом были регулярными.

Посол США в СССР –  улыбчивый Джек Мэтлок, 1987 год
Посол США в СССР –  улыбчивый Джек Мэтлок, 1987 год

С полным основанием можно сделать вывод, что Спасо-Хаус выполнял функции иностранного координационного центра тех событий, что происходили в Москве и по всей стране. Контрразведчик Рэм Красильников, работавший в советских резидентурах в Оттаве и Бейруте, в 1990-х читавший лекции в Академии ФСБ, пишет в своей работе «Новые крестоносцы. ЦРУ и перестройка» (2003): «Резиденция в Спасо-Хаус превратилась в место оживлённых свиданий со сторонниками и противниками Горбачёва». А Вячеслав Широнин, многие годы проработавший в советской контрразведке, возглавлявший один из аналитических центров КГБ СССР, в своей книге «Агенты перестройки» (2010) отмечает, что у Мэтлока сложились «приятельские отношения со Станкевичем, Коротичем, Афанасьевым, Поповым, Бурбулисом, Арбатовым, Шмелёвым».

Видный деятель МДГ Юрий Афанасьев
Видный деятель МДГ Юрий Афанасьев​​​​​

Такую же работу «западные партнёры» вели в столицах союзных республик. Недаром Мэтлок в своей книге сообщает: «Мы познакомились буквально со всеми видными политическими деятелями в Москве и со многими влиятельными людьми за пределами столицы». На первой странице его книги можно прочесть посвящение: «Мужчинам и женщинам, преданно и умело служившим своей стране в американском посольстве в Москве и генеральных консульствах в Киеве и Ленинграде в 1987–1991 годах».

Из сказанного следует, что уже с 1989 года базовые подходы к решению различных вопросов, готовившихся к рассмотрению на съездах народных депутатов и в Верховном Совете, определялись и прорабатывались в американском посольстве, под бдительным оком заокеанских «доброхотов». Собственно, здесь проходили подготовку и получали инструкции те агенты влияния, которые в дальнейшем составили кадровое ядро «ликвидаторов» Союза и ближайшего окружения Ельцина.

 Мимикрия под перестройщиков

Межрегионалы старались не бескорыстно: для оплаты работы депутатов, готовивших проекты изменений в Конституцию, Союзный договор и т. п., Координационный совет МДГ учредил премию. При этом финансирование разработок проектов осуществлял ряд западных благотворительных фондов и неправительственных организаций: Фонд Форда (американский социолог Джеймс Петрас убеждён, что Фонд представляет собой «крышу» для ЦРУ), Фонд Рокфеллера (который в 1930-е финансировал исследования германских нацистов в области евгеники), Фонд Карнеги, различные структуры Национального фонда демократии США и прочие подобные конторы. Кроме того, с МДГ сотрудничало множество зарубежных консультантов, журналистов, политтехнологов, экспертов.

Поначалу МДГ мимикрировала под движение «за перестройку». Её членов как бы и обвинить было не в чем: ведь они же за перестройку, объявленную Горбачёвым и партией?! На самом деле межрегионалы успешно использовали приём, который уже был обкатан в отдельных республиках различными национальными «рухами» и «фронтами» – те тоже первоначально создавались якобы для скорейшего продвижения перестройки.

«Как говорится, шушукались»

До поры до времени члены МДГ были весьма лояльны по отношению к Горбачёву. Историк Александр Островский в книге «Глупость или измена? Расследование гибели СССР» (М., 2011) констатирует, что Юрий Афанасьев плотно контактировал с помощником Горбачёва Анатолием Черняевым и «правой рукой» генсека Александром Яковлевым. Сам Горбачёв уже в 2000-х сделал признание относительно своих связей с сопредседателями МДГ: «Я поддерживал с ними контакт – и гласный (прямо в зале), и негласный (как говорится, шушукались)… Я очень тесно был связан с Сахаровым. У меня была постоянная связь с Гавриилом Поповым. С Ельциным тоже общались. Члены МДГ присылали мне протоколы своих заседаний».

Михаил Горбачёв «поддерживал контакт» с МДГ
Михаил Горбачёв «поддерживал контакт» с МДГ​​​​​​

Другие межрегионалы тоже контактировали с ближайшими сподвижниками Михаила Сергеевича. Виталий Коротич, к примеру, рассказывал в одном из интервью: «У меня были замечательные отношения с Александром Яковлевым. Он мог прийти ко мне домой с бутылкой, и мы говорили с ним о чем угодно: про баб, про политику…»

Всё это, считает Островский, даёт основание утверждать, что МДГ возникла если не по прямой инициативе Горбачёва, то, во всяком случае, при участии генсека и его окружения.

Просуществовав около двух лет, МДГ была распущена вскоре после ГКЧП. Собственно, свою часть работы по развалу страны межрегионалы выполнили, запустив разрушительные процессы распада Союза и формирования «демократически» (то бишь прозападно) ориентированных властных структур.

МДГ сделала своё дело, МДГ могла уходить.

1701
Поставить лайк: 4322
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору