Как создавался «Мосфильм»

За годы своего существования киностудия «Мосфильм» создала множество шедевров, которые мы не устаём пересматривать. «Броненосец Потёмкин», «Весёлые ребята», «Баллада о солдате», «Живые и мёртвые» уже стали историей, но не потеряли своей актуальности. Нет в живых уже многих великих актёров, гениально сыгравших свои роли, шагнули в вечность режиссёры Г.Н.Чухрай, Г.Н.Данелия и А.А.Тарковский, а воплощённые ими образы продолжают жить на плёнке.
Фильмы (все они были немыми) начали снимать в России в начале XX столетия. На улице Житной в Москве располагалось знаменитое киноателье А.А.Ханжонкова, построенное в 1911 году и ставшее первым заведением подобного рода в империи. Предприниматель, имевший хороший доход, приглашал в свои картины В.В.Холодную, И.И.Мозжухина, В.А.Полонского и многих других звёзд кино. Он не только экранизировал русскую классику, но и создавал картины мелодраматического содержания, весьма любимые зрителями. После Октябрьской революции Ханжонков эмигрировал, а его киноателье было национализировано советской властью.
В 1919 году на основе бывшего заведения Ханжонкова большевики создали 1-ю кинофабрику Госкино, а потом неофициально объединили её с киноателье другого дореволюционного предпринимателя И.Н.Ермолаева (3-я кинофабрика). Таким образом, было создано единое московское кинопроизводство, которое 30 января 1924 года выпустило первую общую картину «На крыльях ввысь». Она имела революционное содержание и была посвящена приключениям советских лётчиков времён Гражданской войны.
Дата выхода фильма позже стала днём официального основания «Мосфильма». К сожалению, до настоящего времени картина не сохранилась, хотя всегда существует вероятность, что её случайно обнаружат в запасниках киностудии.
С выходом первой картины начался массовый выпуск кино преимущественно революционного содержания. Некоторые картины носили интригующие названия «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Крест и маузер», «Еврейское счастье», но первым подлинным шедевром, известным не только современникам, стал фильм «Броненосец Потёмкин», созданный молодым режиссёром С.М.Эйзенштейном.



Своё название «Мосфильм» киностудия обрела 4 января 1936 года. В это время она уже сделала себе имя и имела в штате известных актёров. Что касается эмблемы в виде композиции В.И.Мухиной «Рабочий и колхозница», то она появилась лишь в 1947 году в фильме «Весна».
Известнейшей актрисой «Мосфильма» стала легендарная Л.П.Орлова, снявшаяся в фильмах «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и других киношедеврах. Сложно даже вообразить себе популярность этой женщины, которая на экране воплощала мечту человека о красивой и весёлой жизни в условиях сложной обстановки 30-х гг. и послевоенных будней. Фильмы с её участием часто не имели ярко выраженной идеологической окраски и носили скорее развлекательный характер.
В годы Великой Отечественной войны «Мосфильм» снял множество фильмов патриотического содержания. В то время киностудия эвакуировалась в Алма-Ату, временно поменяв «прописку». Некоторые её сотрудники добровольцами отправились на фронт, 46 из них не вернулись с полей сражений. Известным фильмом этого времени стала картина «Иван Грозный», удостоившаяся восторженных отзывов как советской, так и западной публики. В 1943 году «Мосфильм» вернулся в Москву, чтобы никогда её уже не покидать.



В 50-е -70-е гг. кино обрело цветные краски, с приходом «оттепели» изменился и репертуар многих фильмов. С каждым десятилетием выходило всё больше картин по сюжетам русской классики, ранее остававшейся в тени политического кино. На небосклоне «Мосфильма» не переставали появляться талантливые режиссёры, среди которых наибольшую популярность обрели Григорий Чухрай, Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Андрей Тарковский.
Какие фильмы 60-70-хх гг. запомнились зрителю больше всего? Несомненно, это «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие шедевры, которые мы пересматриваем и сегодня.
История «Мосфильма» не закончилась с разрушением Советского Союза и продолжается в наше время. Многие старые фильмы восстанавливаются с помощью современных технологий, каждый год появляются новые картины. Таким образом, сохраняются старые традиции и появляются новые, а кино живёт своей уникальной жизнью, создавая мир, в который хочется возвращаться снова и снова.
Заглавное фото. Здание «Мосфильма» на современной фотографии