Кто отравил воду в Северском Донце?
На протяжении двух недель на Донбассе (и на подконтрольной Киеву территории, и в республиках Донбасса) разворачивается настоящая экологическая катастрофа, о которой молчат украинские СМИ. Только в городских чатах и форумах местные жители возмущаются и делятся подробностями, однако официальные органы успокаивают – ситуация под контролем.
Речь идёт о воде, с которой на Донбассе всегда были и есть проблемы.
Первыми забили тревогу жители Славянска (город подконтрольный Украине), рассказывая в социальных сетях о том, что вода из-под крана изменила цвет, стала бурой и плохо пахнет. Диапазон запахов был широк – от болота и канализации до ацетона и лекарств.
Глава Славянской военно-гражданской администрации Вадим Лях в первых числах декабря успокоил – это сезонное явление, в связи с тёплым декабрём наблюдается рост сине-зелёных водорослей. Но тёплые декабри не редкость на Донбассе.
«Сертифицированная лаборатория «Славгорводоканала» ежедневно проводит замеры и проверяет качество воды в водопроводных сетях. В них выявляется увеличение концентрации аммония, но она не превышает предельные нормы. Сейчас показатели идут на спад. Пока же рекомендуем кипятить и отстаивать воду, чтобы убрать посторонний запах»,
– пояснил Лях, продемонстрировав протоколы исследования воды.
А ещё через пару дней такие же жалобы появились по другую сторону линии разграничения – от жителей Донецка. Там жаловались на сильный запах ацетона, дончане писали, что даже руки приходится мыть покупной водой.
В отличие от Славянска, в Донецке обнаружили в воде присутствие фенолов, которые в два раза превышали норму.
В Донецкой обладминистрации (подконтрольной Киеву) даже провели заседание специальной комиссии, где были представлены результаты лабораторных исследований воды, взятой в Харьковской области в реке Северский Донец. Там также обнаружили целый набор химических элементов. И был поставлен диагноз: какое-то предприятие сливает в реку свои отходы, после чего обратились в СБУ и Национальную полицию с требованием найти это предприятие-нарушителя.
Пока нарушителя найти не получается, между тем вода продолжает «благоухать», что делать – никто не знает. В Мариуполе выход нашли – город полностью перешёл на водоснабжение из Старокрымского водохранилища. Беда в том, что объёмов этого водохранилища надолго не хватит, полгода от силы, в последний раз город переходил на старокрымскую воду в 2014–2015 годах, когда водовод «Воды Донбасса» был перебит в ходе боёв.
«Чтобы вы понимали, все города вверх по реке так и продолжат пить воду из Северского Донца. Только Мариуполь может в такой ситуации, чтобы уменьшить риски, позволить себе перейти на альтернативный источник в виде Старокрымского водохранилища. На данный момент дискомфорт у горожан может вызывать жёсткость воды, которая достигла показателя 15 мг/л (жёсткость воды из Северского Донца достигает 7-8 мг/л)»,
– рассказал директор мариупольского водоканала Владимир Антоненко.
В Донецке, чтобы как-то уменьшить неприятный запах, снизили содержание хлора в воде, добавив для очистки активированный уголь. На подконтрольной Киеву территории ограничились тем, что ещё раз напомнили во вторник, 14 декабря, о запрете употреблять воду из-под крана в пищу.
По словам экологического активиста из Харькова Артёма Приходько, район загрязнения речной воды находится в Харьковской области между городами Изюм и Балаклея. То есть место определено точно, вот только предприятие, которое сбрасывает отходы в реку, найти не удалось. Зато оказалось, что именно в окрестностях Изюма не так давно компания «Нафтогаз» начала добычу газа плотных пород, так теперь будут называть сланцевый газ, чтобы не пугать местное население.
При добыче такого газа требуется сначала провести гидроразрыв пласта, когда в скважины закачивается вода с химикатами. Местные жители утверждают, что использованную после гидроразрыва воду просто сливают в котлованы.
Но молчат СБУ и Национальная полиция, ищут предприятие, которое внезапно начало сливать отходы в реку.
«Фоновые показатели Северского Донца свидетельствуют об экологическом загрязнении реки. Источник загрязнения находится в Харьковской области. Точный адрес загрязнителя устанавливается»,
– говорится в официальном сообщении Донецкой обладминистрации.
А в Донецке встревожены не на шутку: мало того что ВСУ постоянно обстреливают Донецкую фильтровальную станцию, разместив свой блокпост всего в 300 метрах от въезда на ДФС, теперь появилась ещё одна угроза. Но не единственная.
«На месте российских властей я бы озаботился вопросом качества воды в реке Северский Донец. Как минимум, провёл полный химмотологический и спектрографический анализ. Просто я сомневаюсь, что на Донбассе есть лаборатория, которая имеет необходимое и современное оборудование для таких анализов. Река Северский Донец впадает в реку Дон, из которой осуществляется водозабор половиной Юга России. Поэтому лучше перестраховаться и проверить. Тем более что под Харьковом, откуда и пошло загрязнение реки Северский Донец, находится действующая биологическая лаборатория США»,
– предупреждает донецкий инженер и военный эксперт Владимир Орлов.