Ликвидация бандеровщины: осенняя удача МГБ в Карпатах
Во второй половине 1950 года основное противостояние советских спецслужб и пограничников с отрядами УПА* переместилось в Карпаты. За четыре года активной зачистки бандеровцам был нанесен ощутимый урон. Была ликвидирована большая часть опытного командного состава, что приводило к реформированию структуры, сменам руководства и ужесточению конспирации.
В тактике советских органов закрепилось блокирование районов с тщательным прочёсыванием территорий, мощной агентурной работой, направленной на захват или уничтожение командиров банд УПА.
В середине октября 1950 года Управление «2-Н» МГБ Украинской ССР разработала серию операций по ликвидации бандеровского руководства. Для этого была создана оперативная группа МГБ, при поддержке сводных групп 215-го и 448-го стрелковых полков дислоцированной в Станиславе 82-й стрелковой дивизии внутренних войск под руководством полковника Прохора Клокова.
Курировали операцию хорошо знавший территорию начальник Управления «2-Н» МГБ Украинской ССР полковник Роман Николаевич Сараев, начальник УМГБ по Станиславской области, бывший замначальника Смерша 1-го Украинского фронта полковник Владимир Иванович Шевченко, от МВД – полковник Филипп Михайлович Неизмайлов.
Операция проводилась в Косовском, Кутском, Яблоневском и Жабьевском районах, а ей предшествовали агентурные мероприятия. По данным одного из агентов, в районе села Шешоры должна была пройти встреча руководителей Карпатского краевого провода ОУН*.
Информация была правдивой. На встрече обсуждались планы подполья на весну 1951 года.
Принимающей стороной выступал окружной проводник Коломийщины Григорий Йосипович Легкий Борис. В ОУН он попал, будучи слушателем Станиславской гимназии.
Несмотря на молодость, Легкий проявил себя способным для мобилизационной работы. Он разрабатывал операции, вёл переговоры с мадьярским генералом Ференцем Фаркашем де Кисбарнаком. За свои заслуги получил Серебряный крест. Его имидж отчаянного боевика поддерживала легенда о том, что он сбежал из гестапо. Так или иначе, ему был доверен один из самых «бандеризованных» регионов. Легкий дважды бывал в Мюнхене по приглашению Бандеры.
На встречу к Борису в лагерь на хребте Корметура прибыл окружной проводник Буковины Васыль Савчак Сокол, более известный в бандеровских кругах по кличке Сталь.
На встрече обсуждались вопросы зимовки и операций на весну, оговаривались явки, обменивались паролями.
Васыль Савчак ранее возглавлял провод Коломыйщины, а в 1945 году стал окружным проводником Буковины. В 1950 году был назначен организационным референтом Карпатского краевого провода ОУН.
К ОУН Сталь прибился, когда был членом «Пласта», отличался тщательностью в подготовке операций и дерзостью их проведения. Особо жестокими акции Савчака стали после гибели его жены Леси, референта пропаганды Коломыйского окружного провода ОУН, убитой спецгруппой МГБ 3 августа 1947 года в селе Нижний Вербиж.
20 октября 1950 года «охотники на бандеровцев» окружили лагерь Легкого. Прозвучало предложение сдать оружие, а после отказа начался бой, в результате которого все были зачищены. Согласно лубочной легенде современных хронистов УПА, Борис и Сталь «перебили до взвода вэвэшников» и взорвали себя «фугасной гранатой». Однако всё было куда прозаичнее.
Разгром лагеря Легкого дал возможность расширить поиски и провести ещё ряд подобных операций.
Следующим объектом «охотников» стал Степан Слободян (Ефрем, Клим, Роман, Via 0-5). Этот упырь попал в поле зрения НКВД, когда после работы в старшинской школе «Олени» он стал политруком штаба военного округа УПА «Говерла».
Слободян отличался особыми навыками, отчего летом 1946 года краевой проводник майор УПА Ярослав Мельник Роберт назначил его главой референтуры пропаганды Карпатского краевого провода. Сам Роберт был убит спецгруппой НКВД 1 ноября 1946 года в своей норе на горе Яворина.
Через три года его место занял Степан Слободян, а в 1949 году после смерти Васыля Сидора Шелеста он возглавил провод Карпатского края.
Оперативники МГБ, внимательно изучив документы и информацию, которую удалось добыть после боя на хребте Корметура (особенно пароли), вышли на след Слободяна, скрывавшегося по схронам Солотвинского и Перегинского районов.
Операция готовилась очень тщательно, отчего круг поиска сузился, и майор МГБ М. Качур сообщил, что Слободян с группой лиц укрылся в схроне в селе Бережница, куда сразу выдвинулись оперативно-разведывательные группы. 18 ноября 1950 года село было блокировано и само появление здесь МГБ стало полной неожиданностью для бандитов, которых уничтожили стремительно и без жалости.
Отчасти решительности «охотников» добавила неожиданная смерть одного из офицеров, в которого неожиданно выстрелила супруга Слободяна Мария Нема Марта.
В коротком бою были ликвидированы сам Слободян Ефрем, его жена, референт Карпатского краевого провода, поручик Службы безопасности (СБ) Прокоп Духович Дар, референт СБ Калушского окружного провода, его охранники Васыль Каминский, Иван Морис Дуб, Иван Юркив Кармелюк и ещё два боевика СБ. Их тела вывезли в Калуш.
В результате операции было убито ещё 15 бандитов, 24 арестовано, обнаружено и уничтожено несколько десятков схронов и бункеров.
Параллельно с коллегами Станиславщины работали сотрудники МГБ во Львовской области. По агентурным данным было определено, что в с. Вербляны Яворивского района находятся два Владимир Коростиль (Осыка) и Юлиан Кедринский (Жмурко). Первый командовал сотней и был референтом Краковецкого районного провода ОУН. 24-летний Жмурко представлялся весьма перспективным деятелем. Сын униатского священника, он имел отличное образование, аналитическое мышление.
Кедринский прошел несколько боевых «вышколов» в старшинской школе «Олени», а после в Службе безопасности, сам стал инструктором. После был перевёден на работу в СБ, где стал следователем, а затем и референтом СБ, будучи одновременно референтом Яворивского надрайонного провода ОУН.
4 ноября 1950 года оперативно-маневренная группа окружила двух референтов и их охрану в доме Олексы Борового. Во время отчаянной попытки бандеровцев вырваться из кольца их посекли автоматными очередями.
Важнейшим успехом осени 1950 года стала ликвидация Осипа Дякива (Горновой, Наум, Артём), одного из теоретиков ОУН, заместителя головы Генерального секретариата УГВР (Украинской головной освободительной рады).
Дякива называют автором известной статьи «Чому ми в нашій боротьбі ставимо на власні сили українського народу» и редактором ряда подпольных издательств. В 1948 году после ликвидации Зиновия Тершаковца он возглавил Львовский краевой провод ОУН, а вскоре введён в состав Центрального провода. Был очень близок к Роману Шухевичу.
Наумом занималась отдельная группа Управления «2-Н» МГБ. В августе 1950 года его шайка была окружена в с. Добростань на Станиславщине, в перестрелке убит районний референт СБ ОУН Городоччины Григорий Максимович Хмара, а Дякив ушёл.
Новое лежбище бандита обнаружила опытный агент МГБ Роза Анна Фроляк, сообщившая о появлении объекта наблюдения в с. Страдч Яворивского района, куда сразу перебросили группу опытных оперативников во главе с майором Г. Клименко, сюда же прибыл и начальник УМГБ по Львовской области полковник Виктор Фокин. Операцию готовили три дня, методично сокращая территорию поиска, выставляя секреты и засады, что дало возможность уничтожить и взять в плен ещё несколько боевиков.
28 ноября был найден хорошо подготовленный схрон недалеко от с. Великое Поле. При выкуривании бандеровцев все были ликвидированы. Среди убитых оказался и Дякив.
Его труп увезли во Львов для опознания, которое провели связные Шухевича Катерина Зарицкая и Галина Дидык, а секретарь Львовского обкома КП(б)У Иван Грушецкий сразу же сообщил о смерти бандита в Киев.
В этот же день возле с. Остров Галицкого района Станиславщины в схроне был обнаружен Богдан Трач (Бодьо, Юра) глава Станиславского окружного провода ОУН. Сдаваться он отказался и был уничтожен гранатой. Ликвидация бандеровщины продолжалась.
Заглавное фото: агентурно-боевая группа, Станиславская область, начало 1950-х гг.