Марина Влади: «Я человек русской культуры»
Хотя Марина Влади, последняя жена Владимира Высоцкого, родилась во Франции, в парижском предместье Клиши-ла-Гаренн, у неё русские корни. «Я русского происхождения не только по крови, но и по тому, что мне передали родители – так Марина говорит о себе в одном из интервью. – Они привили мне, прежде всего, любовь к искусству. Я человек русской культуры».
Авиатор, скульптор, певец
В одной из своих книг Марина Владимировна сообщает, что её отец Владимир Васильевич Поляков-Байдаров появился на свет «в очень богатой московской семье» в 1890 году. Некоторые исследователи полагают, что речь идёт о клане банкиров и железнодорожных магнатов Поляковых, однако точные данные на этот счёт отсутствуют. Отец Марины был щедро одарённым от природы и необычайно разносторонним человеком: помимо юридического факультета Московского университета, Владимир окончил ещё и Московскую консерваторию по классу вокала; кроме того, он входил в одну из команд Московской футбольной лиги, а также занимался в Военной школе аэронавтики, став одним из первых дипломированных пилотов в России.
Во Франции Владимир Васильевич оказался во время Первой мировой войны, в 1915 году, в составе одной из русских экспедиционных военных бригад в качестве авиатора-добровольца. После революции в России он остался во Франции, окончил авиационную школу, позднее работал инженером на авиазаводе. Однако художественная сторона его натуры со временем всё же возобладала над всем остальным: он стал работать в мастерской замечательного французского скульптура Антуана Бурделя, а с 1922 года целиком отдался артистической деятельности, принимая участие в концертах Русского артистического общества и выступая на вечерах Союза офицеров – участников войны. Со второй половины 1920-х Владимир Васильевич пел в парижском театре «Русская опера» Алексея Церетели – у него был прекрасный баритон.
Дед актрисы был связан с Харьковом
Со своей будущей женой Милицей Евгеньевной Энвальд Поляков-Байдаров познакомился в 1926 году в Сербии, во время гастролей театра. Отец Милицы Евгений Васильевич Энвальд (дед Марины Влади) принадлежал к роду, начало которому в России положил один из шведских офицеров, перешедших на русскую службу после поражения армии Карла XII под Полтавой. Участник русско-японской войны, Евгений Васильевич долгое время командовал 124-м пехотным Воронежским полком, который в течение нескольких лет квартировал в Харькове. В самом начале Первой мировой войны Воронежский полк был отправлен на австро-венгерский фронт.
Уже в первые месяцы войны Евгений Васильевич был награжден «за боевые отличия» Георгиевским крестом IV степени и произведен в генерал-майорский чин. Во время Гражданской войны Энвальд, примкнув к деникинской армии, служил в её штабе. Когда Вооружённые силы Юга России заняли Донбасс, Крым, Харьков, Царицын, Киев, Евгений Васильевич был назначен командиром Харьковской бригады Государственной стражи – она выполняла функции политической, криминальной и территориальной полиции. Но зимой 1919–1920 гг. части ВСЮР вынуждены были отступить, и Энвальд вместе с деникинскими войсками навсегда покинул Харьков.
После разгрома Белого движения Евгений Васильевич вместе с семьёй перебрался в сербский город Суботицу. Бывший генерал-майор вынужден был работать дворником и звонарём в местной церкви. Умер он в декабре 1925-го. А через год его дочь Милица вышла замуж за Владимира Полякова.
Среди предков Марины Влади были не только царские и белые офицеры, но и советские. Михаил Васильевич Энвальд, брат Евгения Васильевича, офицер лейб-гвардейского гренадерского полка, выпускник Николаевской академии Генштаба, весной 1918-го перешёл на службу в Красную армию. В течение полугода он командовал Костромской пехотной дивизией, а с 1919-го стал преподавать в Высшей стрелковой школе.
«Колдунья»
Марина родилась 10 мая 1938 года; кроме неё, в семье были ещё три девочки – её старшие сёстры. Милица Евгеньевна и Владимир Васильевич целенаправленно готовили дочерей к артистическому поприщу. «Я не выбирала свою профессию, – рассказывала позднее актриса, – меня к этому методически готовили. Играть мне очень нравилось, как нравилось и то, что я зарабатываю деньги». Ей не исполнилось ещё и 14 лет, когда умер отец, которого она очень любила (похоронили Владимира Васильевича на участке русских авиаторов на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Сценический псевдоним Влади она возьмёт себе именно в память об отце.
В 1948 году 10-летняя Марина получила небольшую роль в киноленте «Летняя гроза». А в 1955-м кинорежиссёр Андре Мишель пригласил её сняться в главной роли в фильме «Колдунья» по мотивам повести Александра Куприна «Олеся». После выхода картины в прокат на 17-летнюю актрису обрушились известность и слава. К этому времени она уже несколько лет была знакома с талантливым актёром и кинорежиссёром Робером Оссейном. У нас его знают, прежде всего, по циклу фильмов об Анжелике, точнее, по созданному Оссейном образу графа Жоффрея де Пейрака. Родители Робера были родом из Российской империи: мать, Анна Миневская, пианистка и театральная актриса, родилась в Киеве, а отец, композитор Андре Оссейн (настоящее имя – Аминулла Гусейнов), уроженец Самарканда, по отцу имел азербайджанское происхождение, а по матери – таджикское. Но между собой, по воспоминаниям Робера, мать и отец говорили только по-русски. Познакомились они в Германии, уже бежав из России после революции, а когда в 1933-м в Германии пришли к власти нацисты, уехали в Париж.
Сниматься Робер Оссейн начал с 17 лет. Когда он впервые увидел Марину, она, по его словам, была совсем ребёнком: «Беленькая, розовая, острая на язычок. К 15 годам она стала очень красива. Я был старше на 10 лет, но при ней робел, словно мальчишка». Именно Марине он предложил главную роль в своём первом самостоятельном фильме «Негодяи идут в ад», а в декабре 1955-го женился на ней. В скором времени в семье появились двое сыновей – Пётр и Игорь. Позднее Робер признавался: брак распался из-за того, что Влади не желала «расставаться с сёстрами, родителями, привычным укладом», а он не хотел жить огромной общей семьёй (члены семьи Поляковых-Байдаровых действительно всегда были неразлучны, составляя настоящий клан).
Расставшись с Оссейном в 1959-м, Влади через несколько лет вышла замуж за владельца авиакомпании в Африке Жана-Клода Бруйе, в прошлом – лётчика, и родила третьего сына Владимира. Однако совместная жизнь и на этот раз оказалась недолгой: Марина и Жан-Клод прожили вместе три года. В это время артистическая карьера Влади была на крутом подъёме. Получив в 1963 году премию Каннского фестиваля (за главную роль в киноленте «Королева пчёл»), она превратилась в кинозвезду мирового масштаба и стала чрезвычайно востребованной.
«Тобой и Господом храним»
С Владимиром Высоцким Марина познакомилась в июле 1967 года. Позднее она напишет в книге «Владимир, или Прерванный полёт»: «Я оценила Володю прежде всего именно как поэта и актёра. Это не была любовь с первого взгляда к нему как к мужчине». В одном из интервью последних лет Влади говорит: «Встретив Володю, я сразу поняла, что вижу гениального актёра, поэта и певца». Сыгранные им театральные роли она оценивала чрезвычайно высоко: «Гамлета он играл, как никто. Я никогда больше не видела такого Гамлета. Я сама играла в «Гамлете» во Франции с прекрасными актёрами, но то, что он делал на сцене, – этого никто не смог сделать».
1 декабря 1971 года Марина вышла замуж за Высоцкого. В течение 12 лет она оставалась не только его женой, но и, без преувеличения, его ангелом-хранителем. Сам Высоцкий это тоже понимал, недаром в последнем стихотворении он напишет:
Мне меньше полувека, сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Все эти годы Марина разрывалась между Парижем и Москвой. «Границы и страны для нас не имели значения, – рассказывает она. – В Москве я жила восемь месяцев в году, полностью посвятив себя Володе. Для этого мне пришлось отчасти пренебречь своей карьерой. Володе постоянно нужна была помощь. Несколько раз я спасала его от смерти. Жизнь наша была сложной. Далеко не небесный рай, в который я вообще не верю».
Собственно, благодаря Марине Владимир Семёнович получил возможность выезжать за границу, и именно её стараниями были организованы сольные концерты Высоцкого во Франции, США, Мексике.
«Он был замечательный мужик – добрый, щедрый, бесшабашный, с душой нараспашку, – вспоминает актриса о Владимире Семёновиче. – В большей степени русский, чем подавляющее большинство других. Его широта проявлялась и в том, что он себя никогда не жалел, буквально сжигал свою жизнь…»
Умер Высоцкий в дни Московской Олимпиады, 25 июля 1980 года. Влади, отмечая, что у него много песен, в которых он говорит о смерти, утверждает: «Он её не боялся. Потому что знал, что останется навсегда».
«Я была замужем за потрясающими мужчинами»
После похорон Высоцкого, вернувшись домой во Францию, Влади в течение многих месяцев пребывала в жесточайшей депрессии. Справиться с этим состоянием ей помог Леон Шварценберг, маститый врач-онколог, убеждавший Марину, что жизнь имеет ценность сама по себе. За него она и выйдет впоследствии замуж. Леон был старше актрисы на 15 лет, в годы Второй мировой войны он участвовал во французском Сопротивлении, в 1943-м был арестован и заключён в концлагерь Маутхаузен.
Их союз был стабильным, ровным, мирным и спокойным, без надрыва. Леон нисколько не протестовал против того, что Марина слушала пластинки Высоцкого, перечитывала его письма. А когда её подруга актриса Симона Синьоре посоветовала ей написать книгу о Владимире Семёновиче, Шварценберг одобрил эту идею. Брак с Леоном оказался самым продолжительным в жизни Марины: она вышла за него в 1981 году и не разлучалась с мужем до самой его смерти в декабре 2003-го.
Смерть Леона – он умер от рака печени – по словам самой Влади, «сбила её с ног». Однако она сумела выкарабкаться и после этого удара судьбы. В громадной степени актрисе помогло то, что руководители парижского театра «Буфф дю Нор» предложили ей сделать моноспектакль на основе её книги о Высоцком. Премьера, состоявшаяся осенью 2006-го, прошла блестяще; в прессе спектакль назвали «настоящим маленьким шедевром». А в начале 2009 года Влади приехала с этой же постановкой в Москву, где спектакль с большим успехом был представлен в Центре имени Вс. Мейерхольда.
В последние годы, давая нечастые интервью, Марина рассказывает о пережитом и передуманном. Несмотря на то, что актриса снялась более чем в сотне фильмов, она убеждена, что всё-таки самое хорошее в её жизни – это её четыре брака. «Я была замужем за потрясающими мужчинами, – говорит Влади. – Не всем удаётся встретить таких людей, с какими я жила. Все мои мужчины были людьми уникальными…»