Передвижник Владимир Маковский
Движение «передвижников» произвело революцию в русской живописи и подарило ей национальный характер. Художники –реалисты на своих полотнах целенаправленно помещали сцены из зримой жизни, практически отказавшись от прежних академических сюжетов. Их творчество равно прославляли и горячо отрицали, однако всё равно считали гениальным. Всего за несколько десятилетий был создана широкая панорама народной жизни, известная нам благодаря творчеству И.И.Шишкина, Н.А.Ярошенко, И.Е.Репина, В.Г.Перова и некоторых других гениев живописи.
В ряду тех, кто стоял у истоков передвижничества, часто упоминают имя Владимира Егоровича Маковского. Так уж получилось, что он оказался чуть менее известен, чем его сын Александр, рисовавший не только природу, но и членов царской семьи. Тем не менее, творчество отца и сына было построено на одинаковой платформе, им равно нравилось показывать мир таким, каким он был на самом деле – суровым и зачастую трагическим.
Семья Маковских с давних пор имела прямое отношение к творческой жизни. Отец Владимира считал себя художником-любителем, хотя не претендовал на профессионализм. Тем не менее, он оказал большое содействие сыну, когда тот проявил склонность к живописи. В семье часто собирались представители интеллигенции, дети рано приобщились к миру искусства. Позже все они, так или иначе, выбрали для себя творческую стезю.
Закончив Московскую школу живописи, Владимир приступил к самостоятельной художественной деятельности. Особенно его увлекала крестьянская тематика с её остросоциальной направленностью. Самой знаменитой картиной, созданной в этот период, стало полотно «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». На ней Маковский изобразил истощённых и плохо одетых мальчишек со всеми приметами тяжёлой трудовой жизни.
Большим успехом для Владимира Егоровича стала покупка некоторых его картин галереей знаменитого мецената П.М.Третьякова. Богатый и образованный купец охотно покровительствовал художникам - реалистам и всячески популяризировал их творчество. Благодаря стараниям Третьякова живопись передвижников стала хорошо известна в просвещённых кругах. Их картины начали охотно покупать, а потом с гордостью демонстрировать гостям.
Маковский не застал Крымской войны, однако посвятил ей «Севастопольский альбом». Как и в иных случаях, художник старался максимально подробно изучить быт людей того времени, чтобы его картины отражали действительность. Солдаты и офицеры на его полотнах изображены в суровой военной обстановке без всякой патетики.
В 1872 году Владимир Егорович стал членом общества передвижников. Это был вполне логичный шаг, ведь художник полностью разделял творческие взгляды этих людей и негативно относился к официальному академизму с его искусственными сюжетами.
Особенно остро Маковский переживал несправедливость социального устройства империи. В своих картинах он неоднократно показывал, как тяжёлые жизненные условия ломают людей, приобщают их к пьянству и домашнему насилию. Отчаяние, сквозящее в его картине «Не пущу!» выражено настолько реалистично, что становится абсолютно ясно – подобные ужасы художник часто наблюдал своими глазами.
Владимир Егорович прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив не только множество картин, но и плеяду учеников, среди который был его сын Александр. Он удостоился множества государственных наград, хотя и критиковал существующий строй. В памяти современников он остался чутким к чужому горю человеком, не признающим притворства и раболепства. По мнению ещё одного выдающегося художника – В.В. Стасова, – Маковский был «одним из капитальнейших русских художников, лучшим продолжателем традиций Федотова и достойнейшим товарищем, наследником и продолжателем Перова». В этой характеристике всё – правда, лишённая даже легкого налёта лести.
Заглавная иллюстрация. В. Е. Маковский. Автопортрет. 1905 г.