МИД Польши вспомнил о поляках на Украине
Заместитель министра иностранных дел Польши Шимон Шинковски вел Сенк на заседании парламентской комиссии по связям с поляками за границей заявил, что польское национальное меньшинство подвергается дискриминации в вопросах образования, изучения родного языка и свободы слова.
«Ситуация поляков на Украине меняется в худшую сторону по объективным и субъективным причинам. Польское общество на Украине сокращается устрашающими темпами, падает численность молодёжи. Субъективными причинами ухудшения ситуации с поляками – это невыгодный для них закон о языке, героизация лиц, причастных к резне поляков в 1943-1944 гг. и мораторий на эксгумацию погибших поляков», – указал замминистра.
Ответ МИД Украины не заставил себя ждать. Пресс-секретарь ведомства Олег Николенко заявил, что слова вел Сенка «по меньшей мере некорректны». «Удивлены, что это заявление прозвучало на следующий день после успешного заседания в Варшаве консультационной комиссии по удовлетворению образовательных потребностей представителей украинского меньшинства в Польше и польского меньшинства на Украине. Комиссия подтвердила взаимопонимание и обоюдную открытость к конструктивному диалогу», – подчеркнул Николенко.
По данным переписи населения 2001 года на Украине проживает 144 тысячи поляков. С 1989 года их численность снизилась на 34%. Самой «польской» остаётся Житомирская область (4,5%), на втором месте Хмельницкая (2,4%). В близлежащих к Польше Львовской, Тернопольской и Волынской областях поляков всего 1%, 0,6% и 0,5% соответственно, а ведь именно эти земли поляки в первую очередь считают «восточными кресами» – территорией, культурно связанной с польской историей.
Но после резни 1943-1944 гг. численность поляков здесь снизилась во много раз. Кого не убили, те сбежали сами. И сегодня у украинского поляка больше шансов сохранить свою польскость в более русскоязычных и менее украиноязычных регионах. Так, Житомирская область менее националистическая и менее украиноязычная, чем Львовская или Тернопольская, а в Луганске больше поляков, чем на Волыни (0,8% и 0,7%). 16% украинских поляков считают родным русский язык, 71% – украинский. По-польски говорят всего 13%.
Самые быстрые темпы ассимиляции наблюдаются на Западной Украине. Жить в окружении красно-чёрных флагов УПА и портретов Бандеры для поляков морально тяжело, и со временем многие из них принимают украинскую идентичность, чтобы слиться с местным идеологическим ландшафтом. Тем более что у них есть известный пример – идеолог дивизии СС «Галичина» униат Андрей Шептицкий, внук польского драматурга Александра Фредро.
Польские исследователи утверждают, что общая численность поляков и лиц польского происхождения на Украине 2 млн. Насколько реальна такая цифра? С одной стороны, придумав вместе с немцами и австрийцами украинскую национальность как промежуточную между русскими и поляками, Польша подложила свинью сама себе. Поляки растворились в украинской нации, и сегодня носителей польских фамилий на Украине превеликое множество. С другой стороны, цифра в 2 млн. получена от причисления сюда так называемых лиц польского происхождения, каковыми МИД Польши считает тех, у кого хотя бы один/одна дедушка/прадедушка или бабушка/прабабушка принадлежали к польскому народу. Согласитесь, если у кого-то из двух родителей, четырёх дедушек-бабушек и четырёх прадедушек-прабабушек кто-то один был поляком/полькой, считать его тоже поляком по крови оснований нет. Но МИД Польши думает по-другому.
Чтобы держать Украину под контролем, Варшаве важно иметь в ней свои культурно-национальные кадры. Придумав термин «лица польского происхождения», Варшава в разы увеличила неофициальную численность польской диаспоры на Украине и намерена с нею работать. Однако здесь Польша опять попадает в собственный капкан. Ей приходится поддерживать украинский национализм и одновременно спасать от него украинских поляков. Из стратегических соображений Польше выгодней первое, чем второе.
Польские власти прекрасно осведомлены о враждебном окружении, в котором приходится жить полякам на Украине, но соблазн использовать украинских националистов в своих игрищах против России настолько велик, что Варшава закрывает глаза на полонофобию украинских властей. Например, когда портал Kresy.pl направил генконсульству Польши во Львове запрос о действиях польских дипломатов по факту демонстрации бандеровских флагов и плакатов с ревизионистическими лозунгами на матче по регби Украина – Польша 9 октября 2021 года, генконсульство отделалось маловразумительными обтекаемыми фразами.
Союз поляков на Украине вынужден подчиняться указаниям МИД Польши, из-за этого эта организация озабочена ситуацией в Белоруссии и выпускает антироссийские комментарии, но молчит о событиях, происходящих под носом, - действиях Киева по ассимиляции национальных меньшинств и пропаганде нацизма.
Сегодня темп украинизации поляков на Украине зашёл так далеко, что в Польше заговорили о депопуляции польского меньшинства и предрекают к 2050 году практически полное его исчезновение. Тогда Варшаве не на кого будет опереться для закрепления своего влияния на Украине. Польша пытается сдержать ассимиляционную политику Киева и добиться от него гарантий сохранения определённых прав для польского меньшинства. Варшаве приходится лавировать, и на этих виражах она часто совершает противоречивые поступки.
Поляки на Украине находятся в ловушке. Польша не перестанет поддерживать украинский национализм, потому что он ей выгоден. Украинский национализм не перестанет подавлять национальное самосознание поляков. Тупик.