Нет никакой «ордынской России» и «свободной Украины»
Украинские националисты часто любят пенять русским людям, что те долгое время находились под монголо-татарским игом. Мол, это полностью изменило их идентичность, привило рабские привычки, сформировало холопское мировоззрение.
Между тем Малороссия подчинялась Золотой Орде ненамного меньше, чем княжества Северо-Восточной Руси, а освободили её не местные силы, а литовцы. Кроме того, от пресловутой «Киевской Руси» (понятие это современное, никакой Киевской Руси не существовало вовсе) после 1240 года ничего не осталось, а местные князья – Рюриковичи – настолько утратили своё влияние, что летописи часто даже не упоминают их имён.
Монголо-татарское нашествие на Русь
Южная Русь, в состав которой входила территория нынешней Украины, подверглась татарскому разгрому позднее Северо-Восточной. Тем не менее ей пришлось пережить гораздо больше бед, чем севернорусским княжествам. Если на Севере целиком уцелел Новгород со своей богатой культурой, то на Юге основные политические центры прекратили своё существование, а некогда могущественное Галицко-Волынское княжество полностью подчинилось татарам и в дальнейшем развивалось отдельно от остальной Малороссии.
К счастью, мы имеем описание южнорусских земель, оставленное папским посланником Плано Карпини за 1246 год. О татарском нашествии он пишет следующее: «Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что». Далее он пишет, что в городе осталось не более 200 домов.
Карпини негативно отзывается о литовцах, которые периодически совершали набеги на пограничные земли. Их смелость папский посланник объясняет тем, что после монгольского нашествия в краю практически не осталось мужского населения.
Описывая своё путешествие, Карпини свидетельствует о том, что страна находится под полным татарским контролем. Примечательно, что Киевом, который формально сохраняет статус центра южной Руси, управляет не князь, а тысяцкий, то есть никакого Киевского княжества нет и в помине.
Ещё одно примечательное свидетельство папского посланника – упоминание о маленьких русских городах вроде Канева, находящихся под непосредственным татарским управлением. При этом он называет восточные имена начальников гарнизона и прочих местных руководителей.
Таким образом, на 1246 год Малороссия находилась в куда более отчаянном положении, чем Северо-Восточная Русь, которая управлялась собственными князьями.
Стоит привести также более позднее, но также иностранное свидетельство венецианского посла Амброджо Контарини (1474 год), в котором он пишет, что Киев находится на границе с Татарией, а местные купцы торгуют с Кафой в Крыму. При этом торговые пути часто разграбляются татарскими разбойниками.
Карта путешествия Плано Карпини
К 1270 году относится появление в южной Малороссии хана Ногая, который отмежевался от Золотой Орды и сделал местные земли плацдармом для вторжения в европейские государства. При этом галицкие князья не гнушались помогать ему в походах против христиан.
Южная Русь на долгие годы становится татарской провинцией, из которой совершаются набеги на недавно появившееся Великое княжество Литовское. С 1258 года они продолжаются почти непрерывно. Зимой 1274/1275 годов татаро-русское войско вторглось в Литву и разгромило Новогрудок, в 1277 году татары осаждали Волковысск. Иные крупные походы имели место в 1281-82 гг., 1285-м, 1287-х гг. Вероятно, лишь активное пособничество завоевателям до поры спасало Галицко-Волынское княжество от разгрома.
До 1240 года в Южной Руси существовало четыре великих княжества – Киевское, Галицко- Волынское, Переяславское и Черниговское. О Переяславском княжестве позднее летописи вообще забыли, судьбу Киева я описал выше, а Черниговское княжество в монгольский период представляло собой не менее жалкое зрелище, так как оно раскололось на множество беспомощных уделов. Самым сильным из из них было Брянское княжество, князья которого так никогда и не смогли добиться серьёзных успехов по сравнению с другими Рюриковичами. Кроме того, были ещё князья карачевские, новосильские и тарусские. Все они, разумеется, ездили за ярлыками в Сарай (столицу Орды) и постоянно подвергались набегам мелких татарских князьков.
Примечательно, что из Черниговщины после татарского погрома окончательно выделилось Рязанское княжество, князья которого оказались в состоянии сохранить остатки былой славы своих предков.
«Баскаки», Сергей Иванов, 1909 г., Музей истории Москвы
Непосредственное подчинение Южной Руси татарам привело к тому, что киевский митрополит Максим принял решение перенести митрополию во Владимир (Северо-Восточная Русь), а с 1325 года она окончательно утвердилась в Москве. В заброшенной Киевщине оставаться было бессмысленно.
К сожалению, скудость исторических свидетельств не позволяет нам в полной мере проследить внутреннюю жизнь южнорусских княжеств татарского периода. Мы мало что знаем о том, как русские и татары ладили между собой, как происходило управление татарами русских городов, имел ли место культурный обмен. Одно можно сказать точно – многие татарские слова (в том числе «майдан») плотно вошли в малороссийский язык.
Вне всякого сомнения, если бы не поход Ольгерда в 1362 году, то малороссийские земли подверглись бы гораздо более серьезной ассимиляции. Дело в том, что до 20-х гг. XIV века татары были язычниками, достаточно спокойно относящимися к иной вере. С утверждением же в Золотой Орде хана Узбека начался стремительный переход татар в ислам, который гораздо жёстче относился к христианству.
Нет никаких сомнений в том, что самостоятельно от татар Южная Русь (Малороссия) никогда бы не освободилась.
Ещё при литовском князе Гедимине начались попытки включить малороссийские земли в состав Великого княжества Литовского. Как уже упоминалось выше, татары использовали Малороссию в качестве плацдарма для набегов на Литву. Это раздражало крепнущих литовских князей, они видели выход в полном изгнании татар из Малороссии.
Золотая Орда в этот момент переживала жестокий кризис. Местные князьки желали отмежеваться от центра, отдалённость столицы создавала прецеденты для сепаратизма. Сохранялась лишь видимость ханской власти, но каждый регион жил своей жизнью.
Гедимин осуществил серию походов на Южную Русь, в ответ хан Узбек в 1324 году организовал набег на Литву. Впрочем, в 20-е годы татары еще были сильны, им удалось удержать южнорусские территории.
Окончательный разгром ордынцев и освобождение Малороссии были организованы князем Ольгердом, который в 1362 году выиграл битву при Синих водах и вытеснил татар из центральной Малороссии. С этого момента начинается литовская история края, прерванная польским захватом 1569 года.
Несмотря на слабое освещение истории малороссийского края в этот период, можно сделать определённые выводы.
Во-первых, самостоятельная история южнорусских княжеств навсегда прекратилась после 1240 года.
Во-вторых, княжеская династия Рюриковичей сохранила свои владения лишь частично, основная территория управлялась непосредственно татарами.
В-третьих, Южная Русь стала площадкой для вторжения татарских войск в сопредельные государства.
В- четвертых, литовский фактор обусловил освобождение Малороссии от ига.
Из всего вышеперечисленного очевидно следует, что украинская история имеет такое же отношение к Золотой Орде, что и русская. Нет никакой «ордынской России» и «свободной Украины». Обе ветви русского народа потерпели от ига, однако Северо-Восточная Русь одержала победу над татарами самостоятельно, а Южная смогла освободиться лишь стараниями великих князей литовских, усилия которых в современной украинской историографии никак не отмечены.
На заглавном фото: И. Глазунов, «Штурм града», 1979 г.