Почему русины для Киева – некоренной народ
Утверждённый 1 июля Верховной Радой закон «О коренных народах Украины» носит явно дискриминационный характер. Коренными признаны всего три народа - крымские татары, караимы и крымчаки. Численность крымских татар 248 тыс. (из них около 230 тысяч проживают в российском Крыму), несколько сотен караимов и крымчаков, тоже преимущественно крымчан.
Закон «О коренных народах Украины» носит пропагандистский характер и сосредоточен исключительно на Крыме, являясь инструментом идеологической войны «за украïнський Крим». В Верховной Раде прекрасно понимают, что в статусе коренных народов Украины татары, крымчаки и караимы не нуждаются. Их социально-экономическое положение в российском Крыму лучше, чем было при украинской власти. У самостийной Украины было три десятка лет, чтобы заняться соблюдением культурных прав этих людей, но ничего в этом направлении сделано не было и теперь поздно играть роль благодетеля для народов Крыма.
В перечне коренных народов предсказуемо нет русских. При последней переписи населения в 2001 г. русских на Украине насчитывалось около 9 млн (свыше 17% населения страны). С тех пор киевские власти ни разу не проводили перепись.
Отсутствуют в законе о коренных народах Украины и закарпатские русины, особенно сильно пострадавшие от насильственной ассимиляции. Испокон веков проживая на Закарпатье, русины лишены права именоваться коренным народом.
К сожалению, официальный курс истории Украины в школах и вузах не рассказывает о страданиях русинов. Если бы рассказывал, это стало бы шоком для подрастающего поколения украинских граждан. Ведь история русинов – это история беспрерывного и не всегда бескровного противостояния идеологии украинства.
Украинская пресса утверждает, что русинами считают себя всего 10 тысяч граждан. Вполне возможно, ведь назвать себя русином и публично потребовать соблюдения культурных прав русинского народа означает скорый приезд сотрудников СБУ и уголовное преследование. Так, в 2012 году православный священник Дмитрий Сидор получил три года условно за то, что осмелился заявить о русинах как отдельном народе. Часть закарпатцев до сих пор продолжают идентифицировать себя как русинов, группы русинов проживают также в Чехии и Сербии. О русинах вновь заговорили после воссоединения Крыма с Россией. Озлоблённые украинские националисты учинили нападки на русинского писателя Александра Гегальчия, проживающего в Праге.
В самостийной Украине русинам запрещено считать себя русинами, свой язык русинским, запрещено помнить о будителях русинского народа – писателях, историках, этнографах прошлых столетий, трудившихся на ниве русинства. Самый знаменитый из них –историк, писатель, педагог Александр Духнович (1803–1865). Ему принадлежат строки: «Я русин был, єсмь и буду. Я родился русином, честный мой род не забуду, останусь єго сыном. Русин был мой отец, мати, русская вся родина, русины сестры и браты и широка дружина…»
«Если бы духовный отец русинского народа Александр Васильевич Духнович очутился в сегодняшнем Закарпатье, – пишет Гегальчий, –то он не только был бы записан в ЗАГСе неизвестным ему именем Олэксандр, но и скорее всего кончил бы карьеру будителя на судебной скамье и в тюремной камере как сепаратист».
Известный поэт Юлиан Ставровский-Попрадов (1850–1899) называл свою родину Карпатской Русью и никогда не называл Украиной. Слово «русинский» для него было синонимом слова «русский». Галицко-русский поэт Богдан Дедицкий (1827-1909) русином называл Михаила Ломоносова. Некогда русинами называли население всей Западной Украины, а не только Закарпатья. В исторической польской литературе галичане и волыняне – тоже русины. В Львове автор сей статьи видел кафе под названием «Русин».
К сожалению, самостийная Украина извратила смысл слова «русин», придав ему задним числом несвойственное идейное родство с ОУН-УПА*. Дескать, закарпатские русины – это всего лишь разновидность украинцев, верных идеям Бандеры и Шухевича.
Закарпатье не знало слова «украинцы» вплоть до ХХ века. Захваченное венграми в период феодальной раздробленности Руси, Закарпатье называлось Угорской или Карпатской Русью, затем в составе Чехословакии Подкарпатской Русью и никогда – Украиной. Украинство громко заявило о себе здесь с приходом нацистов в 1939 году. Гитлеровский прихвостень Августин Волошин, автор грамматики русинского языка (!) вдруг решил стать профессиональным украинцем. Направил фюреру угодливое письмо об учреждении самостийного государства в Закарпатье – Карпатской Украины, а себя назначил её правителем. Впервые в своей истории Карпатская Русь была переименована в Украину.
Но уже через день Карпатская Украина была ликвидирована союзными Гитлеру венгерскими войсками. Однако период правления хунты Волошина до официального учреждения Карпатской Украины и после него запомнился русинам концлагерем Думен – туда швыряли тех, кто не хотел отрекаться от русинского имени и называться украинцем.
В постсоветской Украине придумали фальшивый термин украинцы-русины. Сами русины себя так не называли. Они были русинами, а те, кто поддался украинизации, украинцами. Украинцами русинам разрешено быть, но быть русинами запрещено.
Самостийная Украина позволяет себе то, что запрещает другим. Украинцев можно считать отдельным от русских народом, а русинов считать отдельным от украинцев народом нельзя. Украине можно отделяться от Советского Союза, а Закарпатью не то что нельзя отделяться от Украины, но нельзя даже иметь автономный статус. Киев требовал признать результаты референдума 1991 года о независимости Украины, но сам отказался признавать результаты областного референдума в Закарпатье об автономии региона. Этот референдум прошёл одновременно с референдумом о независимости Украины и 78% закарпатцев высказались за автономию.
Самостийная Украина боится русинов. Она боится, что русинский народ вспомнит о своих корнях, о будителях русинского народа и их духовном и литературном наследии. И потому у Киева один ответ русинам – насильственная украинизация и уголовное преследование тех, кто с этим не согласен.