Родченко – гений русского авангарда

Так называемое «левое искусство» в России после октябрьской революции и Гражданской войны имело сложное судьбу. Первоначально большевики не препятствовали его распространению, поскольку деятели авангарда демонстрировали лояльность новой власти. В то же время, по любопытному стечению обстоятельств, среди партийцев преобладали консервативные взгляды на искусство, а всякие «левые» эксперименты не приветствовались. В конечном счёте это привело к тому, что в СССР утвердился соцреализм, а авангард сначала ушёл в тень, а потом и вовсе фактически попал под запрет.
Одним из самых ярких деятелей «левого искусства», сумевшего найти себя в новой России, стал Александр Михайлович Родченко – известный конструктивист и новатор в области художественной фотографии. Его по праву считают одним из создателей советского дизайна и рекламы, а также «иллюстратором» советской повседневности. По счастливому стечению обстоятельств, наш герой смог пережить переход от авангарда к соцреализму и до конца жизни пользовался заслуженной популярностью в художественной среде.
Как и многие «левые», Родченко происходил из простой, но в то же время творческой семьи. С ранних лет он интересовался искусством и водил знакомство с его известными представителями. До 1917 года культурная среда столицы на Неве находилась под влиянием Серебряного века, каждый образованный человек мог найти себе занятие по интересам.
В 1914 году Родченко познакомился с футуристами, которые ввели его в среду русского авангарда. Большое значение имело его знакомство с В.Е. Татлиным, который стал идейным вдохновителем молодого человека. С этого момента началось «странствие» Александра по различным «левым» организациям и выработка собственного уникального стиля.

Одной из особенностей Родченко стал «геометризм» - создание художественных произведений нехудожественными методами. Во время работы он использовал линейку, циркуль и другие инструменты, ранее в искусстве не применявшиеся. Одновременно он создавал коллажи из вырезок газет и совершал первые шаги в области фотографии. Позже творчество молодого художника и его собратьев по цеху получило название «конструктивизм» и вошло в моду среди сторонников коренной модернизации искусства.
Некоторое время Родченко трудился вместе с В.В. Маяковским, создавая первую советскую социальную рекламу. Это был интересный тандем, в котором авангардистские стихи сочетались с авангардистским же оформлением. К сожалению, после самоубийства поэта сотрудничество навсегда было прекращено.
С 1924 года основным направлением творчества Родченко становится фотография. Это позволило ему относительно благополучно пережить крах «левого» искусства в 30-е годы XX века. Чтобы чувствовать себя нужным, Александр занимался съёмками известных событий в стране. Благодаря его таланту мы сегодня можем увидеть происходящее в те годы глазами этого художника.
К сожалению, политика всё-таки не обошла стороной деятельность авангардиста. В 1951 году он был исключён из «Союза художников» за якобы следование «западной моде», однако потом восстановлен благодаря стараниям жены и собратьев из художественного общества. Впрочем, соцреализм Родченко так и не смог принять, что существенно усложнило его отношения с власть предержащими.
Александр Михайлович умер в 1956 году, избежав репрессий и сумев воплотить в жизнь часть планов. Многое из его наследия сохранилось до настоящего времени и изучается отечественными и зарубежными учёными. Без Родченко невозможно представить себе художественную жизнь 20-х и 30-х гг. XX века. Будучи сыном своего века, он ненавидел всё искусственное и отжившее, поэтому его путь в искусство был усыпан не розами, а терниями.
Заглавное фото. Александр Родченко на фотографии 1930 года