ссылка

Русская морская авиация

Заглавное фото. Школа офицеров морской авиации в Баку, 1917 г. Фото- Корвин-Кербер В. Л.
Увеличить шрифт
А
А
А

В современной России дата 17 июля является профессиональным праздником авиации ВМФ нашей Родины. В этот день в 1916 году русские морские авиаторы на гидросамолётах М-9 приняли бой с немецкими самолётами возле острова Эзель (современный Сааремаа, Эстония) и одержали убедительную победу.

В военно-морских кругах Российской империи создание русской морской авиации начало обсуждаться в самом начале XX столетия. В 1909 году капитан Л.М. Мациевич постарался убедить Морской технический комитет в том, что самолёты вполне способны взлетать с корабельных площадок, а потом возвращаться на них. В то время это казалось практически фантастикой, однако уже на следующий год француз Анри Фабр доказал, что использование гидросамолётов – это дело ближайшего будущего. Как это часто бывало и прежде, иностранный успех показался российским военным более убедительным доводом, чем соображения соотечественника, поэтому в России начали размышлять над тем, как создать собственную гидроавиацию, только убедившись, что за рубежом её уже активно применяют.

30 мая 1912 года руководитель Морского Генерального штаба А.А. Ливен подал в Морское министерство план создания гидроавиации на флоте. После утверждения этого плана в России началось создание гидроавиационных частей, направляемых на Чёрное и Балтийское море.

Первое время самолёты для флота закупались за рубежом, что было накладно и не престижно. Первым отечественным гидросамолётом, спроектированным инженером Дмитрием Павловичем Григоровичем, стал М-1 (Морской-1) Он был оснащён мощным двигателем и вооружён пулеметом «Виккерс» калибра 7,62 мм. Разгонялся новый самолёт до 105 км/ч, что в то время считалось весьма внушительной скоростью. В последующем появились новые модификации (более 25) этого самолёта с усовершенствованной конструкцией, однако взлёт с корабля по-прежнему оставался делом сложным и опасным.

К началу Первой мировой войны Россия имела уже несколько десятков гидросамолётов. Как правило, их пилотировали самые опытные лётчики, имевшие за плечами много вылетов на обычных аэропланах. Кроме того, в империи было создано несколько специальных школ, обучающих исключительно морских лётчиков. К моменту Февральской революции русский гидрофлот насчитывал уже более 250 машин. Под них были приспособлены обыкновенные гражданские пароходы, до войны жившие вполне мирной жизнью.

До морского боя 17 июля 1916 года одним из самых блестящих примеров использования гидроавиации стала бомбардировка турецкого порта Зонгулдак 6 февраля 1916 года. В результате действий русских морских авиаторов было потоплено несколько немецких кораблей, перевозивших грузы в порты Османской империи.

17 июля 1916 года бой состоялся уже на Балтийском море. Четыре русских гидросамолёта возле острова Эзель были атакованы немецкой эскадрильей, однако успешно отразили атаку врага. Они зашли в хвост немецким самолётам и подавили их пулемётным огнём. Немцы потеряли в бою два аэроплана, а потом ретировались на аэродромы. Этот бой настолько запомнился русским авиаторам, что в последующем дату 17 июля привязали к дню авиации ВМФ России.

В революционные и постреволюционные годы отечественная гидроавиация продолжила развиваться. В частности, в 1918 году в советской России были созданы гидроавиационные части, руководимые бывшими офицерами. Особенно мужественно советские лётчики действовали в годы Великой Отечественной войны, нанеся немецкому флоту большой урон. С тех пор гидроавиация до неузнаваемости изменилась, пройдя путь от лёгкого самолёта Григоровича до быстрокрылых МИГов. В настоящее время морская авиации не только не потеряла своей актуальности, но и вышла на новый уровень, позволяющий ей надёжно защищать рубежи России.

Заглавное фото. Школа офицеров морской авиации в Баку, 1917 г. Фото- Корвин-Кербер В. Л.

233
Поставить лайк: 50
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору