ссылка

Валерий Золотухин – народный артист, народный певец

Увеличить шрифт
А
А
А

Немногие знают, что до тринадцати лет из-за туберкулёза костей народный артист РСФСР Валерий Сергеевич Золотухин передвигался только на костылях. Три года пролежал в постели, очень много времени проводил в больнице.

Алтайский сельский самородок, Золотухин окончил ГИТИС и остался в Москве, переиграл на сцене и в кино десятки ролей, написал замечательную прозу, которой мы зачитывались в 1970-х в журнале «Юность» (в новейшие времена выходили его книги и, кстати, в 2011 г. усилиями администрации Алтайского края издано двухтомное собрание сочинений знаменитого земляка, содержащее художественную прозу и дневники). После «развода» Театра на Таганке побыл и художественным руководителем своего родного театра – с 2011 г. до своей  кончины в 2013-м.

Дружил с Владимиром Высоцким, партнёром по таганской сцене, хотя отношения с гением эпохи были непростыми. В кино заметно дебютировал в 1965 г. в экранизации рассказа Аркадия Гайдара «Пакет». А всесоюзную известность и приязнь широкой публики получил в 1968 г., после выхода фильма «Хозяин тайги», где ярко сыграл в паре с Высоцким, долгие годы считавшим Валерия одним из лучших своих друзей и нередко снимавшимся в кино с ним в тандеме.

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий – в кино и не только…
Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий – в кино и не только…

В этом фильме советские зрители увидели Золотухина поющего. Неповторимо прозвучала народная песня «Ой, мороз, мороз». Высоцкий считал, что лучше Золотухина её никто не пел. Валерий явил большой талант и потрясающий голос – сильный, с народными интересными интонациями.

На съёмках фильма друзья жили в одной избе, без занавесок на окнах, в ней и родилась знаменитая песня барда «Растопи ты мне баньку…».

10 сентября 1975 г. Золотухин напишет в дневнике: «Высоцкий. Сколько нелепостей, глупостей. Сколько раз при мне его отпевали, хоронили всякими способами, отправляли черт знает в какие заграницы… За два часа до встречи в Риге с Высоцким, на съёмках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью… Я-то тихо радуюсь и надеюсь: долгую жизнь проживёт Высоцкий».

Но надеждам не суждено было оправдаться: Высоцкого не стало через пять лет, летом 1980-го…

Памятны роли актёра Золотухина в фильмах «Пропажа свидетеля» (1971), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Единственная» (1975), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Наше призвание» (1981), «Остров сокровищ» (1982), «Чародеи» (1982), «Мёртвые души» (1984). Ярок его пушкинский Моцарт в дуэте с Иннокентием Смоктуновским (в роли Сальери) в телефильме «Маленькие трагедии» (1979), снятом Михаилом Швейцером.

Молодые поколения знают Валерия Золотухина по экранизациямгородских романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», снятых Тимуром Бекмамбетовым в 2004 и 2006 гг. и собравшим рекордную кассу. Актёр впечатляюще сыграл роль вампира Саушкина.

Поговорим о песенной стезе всенародного любимца Валерия Золотухина.

После «Хозяина тайги» был огромный успех Золотухина в связи с исполнением главной роли в музыкальном телефильме «Бумбараш». Сюжет, написанный сценаристом Евгением Митько по произведениям Аркадия Гайдара. Фильм сильно выиграл благодаря великолепной музыке Владимира Дашкевича и блестящим стилизованным текстам Юлия Кима (в титрах фильма он фигурирует как Ю. Михайлов).

Композитор подчёркивал, что над фильмом «Бумбараш» они с Кимом работали в украинском городке Каневе Черкасской области, дух и мелос музыки, видимо, проникнуты надднепровскими просторами.

Проникновенно звучат знаменитые «номера» из «Бумбараша», уже полвека (!) поющиеся народом, чудесные по мелодике, яркие лексически – ушедшие в народ и остающиеся с народом «Ходят кони над рекою», «Наплевать, наплевать, надоело воевать», «Ничего, ничего, ничего», «Журавль по небу летит», «А вот я на фронте был, ох ты, Боже мой!».

Стилизованные под народную речь строки «Как архангел я висю и картину вижу всю!», а также «Ты чего ж, ядрёна вошь, без мене какаву пьёшь!» не требуют актёра Золотухина стилизоваться, поскольку он-то сам как раз и есть тот самый народ, и выбор актёра на эту роль представляется идеальным.

Прекрасна и перекличка Бумбараша с Лёвкой (в этой роли снялся ленинградский актёр Александр Хочинский) в строевой песне «Дрожи буржуй, настал последний бой...» с грандиозным рефреном «Ничего, Ничего, Ничего...».

Замечателен также дуэт Лёвки и Бумбараша в песне «Журавль по небу летит».

Уместно также вспомнить, что спустя четыре десятилетия после выхода фильма, в 2010 г., в Харьковском театре оперы и балета в рамках международного кинофестиваля «Харьковская сирень» состоялась премьера оратории Владимира Дашкевича «Солдатский реквием», в основе которой заложены все музыкальные темы из кинофильма «Бумбараш».

А вот как светло и жизнелюбиво в год 30-летия Победы Золотухин исполняет шедевр Василия Соловьёва-Седого на стихи Алексея Фатьянова «На солнечной поляночке»:

В том же юбилейном для Победы году вышел телесериал Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» по повести Веры Пановой «Спутники» (сценарий сына писательницы Бориса Вахтина) – одна из лучших киноработ режиссёра.Валерий Золотухин играет зашибленного войной «дядю Сашу», прибившегося к госпитальному поезду. И здесь актёр не расстаётся с гармошкой.

Лирическую и отчасти шутливую песню Никиты Богословского на стихи Михаила Танича «В ответ на твой обман» Золотухин исполнил в телепрограмме Первого канала ЦТ «Песня – 74» в Останкино, вызвав своим артистизмом продолжительные овации зала, и что совсем удивительно для телеэфира тех лет – исполнение последнего куплета на бис.

Песня Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва «Разговор со счастьем» («Счастье вдруг в тишине постучалось в двери…»), в суперкомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) исполненная актёром за кадром фильма, помогла Леониду Куравлёву в роли Жоржа Милославского и стала популярнейшим шлягером.

Валерий Золотухин "Разговор со счастьем"из фильма “Иван Васильевич меняет профессию” (1989)

В завершение краткого обзора вокальных достижений Валерия Золотухина стоит посмотреть потрясающий зрителя до перехвата горла, без преувеличений, финал кинофильма Николая Досталя «Человек с аккордеоном» (1985), снятого по повести А. Макарова, где артист исполняет попурри на темы песен военных лет. И вспомнить, что актёр, ушедший из жизни в 2013 году, родился 21 июня 1941 г. – в день, предшествующий началу Великой Отечественной войны.

647
Поставить лайк: 875
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору