За всё благодарим Господа: у Церкви Украины есть причины для радости
Осознание того, что все жители пространства Исторической Руси составляют, по сути, один народ, сегодня приходит ко многим. Отмечу, что для чад Русской Православной Церкви, где бы они ни проживали, в Москве или Киеве, эта истина всегда была непреложной. И всё же при наличии государственных границ, карантинов и СМИ, лживо разделяющих на «своих и чужих», даже для православных христиан одной Поместной Церкви (в нашем случае Русской) не всегда понятно, как и чем живут единоверцы по ту сторону державного кордона. Об этом и скажу сегодня несколько слов.
У нас, на Украине, та часть Русской Церкви, которую принято называть УПЦ (МП), хоть и чувствует по-прежнему холод и раздражение местной власти, живёт обычной и главной своей жизнью – служит Богу, зовёт людей ко спасению, а ту самую раздражённую власть – к вразумлению, пока не поздно. И всё же, если бы православные друзья в России и Белоруссии, Казахстане и Модавии попросили меня рассказать о самых заметных и важных событиях в жизни УПЦ, я бы начал не с гонений (которые не исчезли и периодически вспыхивают), а с одного юбилея. А, чтобы быть точным, не с одного, а двух. И ещё одной знаменательной даты.
50 лет назад в Троице-Сергиевой лавре нынешний наш Предстоятель УПЦ (МП) принял монашество. При постриге он получил имя Онуфрия, в честь преподобного Онуфрия Великого. Если бы меня, грешного, попросили указать пример подлинного монаха, я бы, не раздумывая, сказал: «Наш Блаженнейший». 5-го ноября у Блаженнейшего был день рождения. Ему исполнилось 75 лет. А ещё мы помним, что 9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева архимандрита Онуфрия (Березовского) тогдашнего наместника Почаевской лавры рукоположили во епископа Черновицкого и Буковинского. То есть, за его плечами более тридцати лет епископского служения.
У меня нет сомнений в том, что этот человек был избран и поставлен Богом на Киевскую кафедру для сохранения единства Русской Церкви. Поставлен в тяжелейший период. Когда силы, разрывающие Русь и её Церковь, были озлоблены и воодушевлены чрезвычайно. Когда более уступчивый, дипломатичный иерарх сломался бы. Блаженнейший Онуфрий устоял. Тогда, три года назад его толкали в ПЦУ, в компанию к раскольникам (не согласишься – закроем вас, храмы отберём). Но митрополит Онуфрий не поддался давлению. А, глядя на него, устояли остальные епископы. Единство Русской Церкви сохранилось. И причина проста: для Блаженнейшего нарушить каноны и войти в церковное общение с незаконным сборищем, означало предать своего Господа.
В итоге, на сегодняшний день, глава УПЦ для украинского общества (в том числе для людей нецерковных) является несомненным моральным авторитетом, который пользуется уважением даже своих врагов. Недавно весьма популярное издание «Вести» составило рейтинг топ-100 самых влиятельных людей Украины. Наш Блаженнейший в нём на 15-м месте. Вот, как обосновало своё решение вполне светское издание: «Скромный и аскетичный митрополит являет собой пример, достойный подражания: выстояв в кризисные 2018-2019 годы под его эгидой, Украинская Православная Церковь закалилась и сохранила крепость духа. Более того, процесс в некотором роде даже обращается вспять: среди общин, переходивших в новосозданную "ПЦУ" в 2018-м, уже нашлись такие, которые готовы вернуться в УПЦ».
Со сказанным трудно не согласиться. Отмечу только ещё два характерных факта. В упомянутый рейтинг впервые попал и занял сразу 56-е место Управляющий делами УПЦ (МП) митрополит Антоний (Паканич). Человек, стоящий за всеми текущими заботами УПЦ, формирующий её позиции по многим вопросам. Кстати, именно владыка Антоний был инициатором недавней международной конференции о соборности Церкви, на которой и было принято решение просить созыва Всеправославного собора, где должна быть дана оценка «фанарской ереси православного папства», которую продвигает с помощью Госдепа Константинопольский патриарх Варфоломей.
Ну, а «любимец власти» Епифаний (Думенко), глава той самой ПЦУ, был помещён на 63-место. Да и то, думаю, не без протекции.
Вообще, ловлю себя на том, что не хочется писать о тревожном и грустном. А скорее, о радостном. И повод есть. После долгих унижений верующих и произвола властей стали появляться хорошие новости. И не могу не отметить: всякий раз эти новости связаны с деятельностью общественного объединения «Миряне», которое громко заявило о себе в нынешнем году.
Ещё недавно прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Снитков на Винничине готовились к захвату собственного храма «деятелями» из ПЦУ. Известный враг Церкви, местный начальник управления по делам национальностей и религий Игорь Салецкий, как всегда, санкционировл незаконную регистрацию храма и общины в ПЦУ. Священника и прихожан местная полиция не пускала в храм. Словом, всё шло, как обычно. Но потом вдруг «что-то пошло не так».
Представители организации «Миряне», приглашённые ими юристы приехали в Снитков и поддержали общину. В результате: захват храма не состоялся. Местные силовые структуры дали задний ход. А административный суд Киева вынес решение о приостановке действия приказов Винницкой областной государственной администрации о перерегистрации уставных документов религиозных общин сёл Вербовец и Снитков и запрете препятствовать этим религиозным общинам, а также общине села Бахтин, в пользовании их движимым и недвижимым имуществом. Словом, маленькая, но победа. Храмы остались нашими. Там беспрепятственно служится Литургия.
Замечу, такого же успеха «Миряне» добились на днях и на Житомирщине. Там тоже удалось храм отстоять.
Пишу эти заметки и думаю о том, что, ради полноты картины, стоит упомянуть и о происках врагов Церкви. Однако всё откладываю. И погружаться в этот злобный ад не хочется, и об утешительных событиях есть, что сказать.
Например, недавно Верховная Рада готовилась к принятию закона о капелланстве. В проект закона была включена статья, прямо направленная против УПЦ (МП). Согласно этой статье, представитель религиозной организации, «управление которой осуществляется из-за рубежа» (был вариант – из «страны-агрессора») не может духовно окормлять военнослужащих Украины, сотрудников СБУ и МВД. Иными словами, если солдат или офицер является чадом канонической церкви и просит духовной помощи (ранен, мучится душевно) он такую помощь не получит. На сегодняшний день в ВСУ и других силовых структурах есть только 1(!) канонический батюшка. И тот – служит полулегально. А закон, который собирались принять вводил запрет 1000-летней канонической церкви опекать своих чад. То есть, украинское государство призывает на службу верных УПЦ (они составляют большинство военнослужащих), но не даёт им возможности исповедоваться, причаститься и быть отпетым в случае гибели.
Так вот, пока эта вопиющая несправедливость сохраняется. Но, благодаря активному противодействию нашей Церкви, тем же «Мирянам» и депутатам, сохранившим христианскую совесть, дискриминационная статья была исключена из текста, и «Закон о военном капелланстве» принят в редакции, позволяющей присутствие священников УПЦ в воинской среде. Хотя, конечно, и борьба, и противодействие властей ещё впереди.
Не могу не сказать и ещё об одной ободряющей новости. Верующие УПЦ, связанные с ней СМИ и общественные организации всерьёз выступают против подписания Украиной «Стамбульской конвенции» и участия в так называемом «Партнёрстве Биарриц». Оба эти международных движения направлены на разрушение семьи и продвижение идеологии ЛГБТ в жизнь страны. Подчеркну: официальная Украина уже присоединилась к «Партнёрству Биарриц» и, по словам Зеленского, готова ратифицировать «Стамбульскую конвенцию».
Но, несмотря на опасность конфронтации с Банковой, УПЦ и её верные решили дать бой. И дело не только в электронной Петиции верующих. Протесты против «европейских ценностей», поддержанные Церковью, проходят сейчас на местах. Вот конкретные примеры.
Православные Криворожья подали коллективное обращение (1200 подписей) в городской совет (в группу «Кривой Рог за семью») с требованием обратиться в Верховную Раду и не допустить того, чтобы народные депутаты ратифицировали «Стамбульскую конвенцию».16 декабря 2021 года, на сессии Запорожского областного совета местные депутаты поддержали «Мирян» и также приняли обращение к Верховной Раде Украины с той же просьбой – воздержаться от ратификации антисемейной и антихристианской конвенции. Всего за неделю православными Запорожской и Бердянской епархий под коллективными обращениями к депутатам было собрано более 3 тысяч подписей. Та же картина и на Ровенщине, и к процессу присоединяются и другие епархии УПЦ. Думаю, время безответного горького молчания прошло навсегда.
По-прежнему, не хочется писать о врагах Церкви. Скажу только, что у них всё без изменений: ложь, клевета на УПЦ (МП) и попытки создания новой унии.
Епифаний Думенко разразился пафосной статьёй к «трёхлетию» создания ПЦУ. Пересказывать нет смысла. Якобы это великое событие. Конечно, имел место и «томосный бред», и рассказ о том, как ПЦУ расцветает. На самом деле: верующих прихожан у них нет, «священников» почти нет, «монахов» (пусть ряженых) тоже нет. Не будь поддержки власти – распались бы завтра.
Ещё характерная деталь. Новый спикер Верховной Рады, Руслан Стефанчук, как и ожидалось, оказался горячим сторонником ПЦУ. А один из создателей ПЦУ Андрей Юраш на днях назначен послом в Ватикан. И, как говорилось в одной детской книжке, «это ж-ж-ж неспроста». Да, Ватикан и Константинополь готовят унию (объединение) и, как уже приходилось говорить, Украина выбрана в качестве «полигона» для обкатки незаконного союза. А получится ли у них задуманное беззаконие – посмотрим.
Закончу (кажется, уже традиционно) победой православного спортсмена и воина Христова. 11 декабря в Нью-Йорке боксёр с Украины Василий Ломаченко одержал свою 16-ю победу на профессиональном ринге. «Я в первую очередь хочу поблагодарить Господа, который даровал мне этот талант», – сказал Василий сразу после поединка.
Что ж, присоединюсь к словам спортсмена и добавлю: давайте, братья и сестры, за всё благодарить Милостивого Бога, создавшего нас, принесшего Себя в жертву за нас и спасшего нас для вечной жизни с Ним.