2018. Хотят ли русские войны
На Западе продолжается антирусская истерия, демонизация русских и России. Провокаций и твиттер-дипломатических выпадов - хоть отбавляй. Выплескиваются уже за пределы холодной войны. Россию обвиняют в милитаристической традиции и подготовке к агрессии. Сами при этом наращивают военные силы на границах РФ и республик бывшего Советского Союза, а Украину просто-напросто приготовили как жертву на заклание. В своем антирусском сценарии, в желании стравить русских людей с обеих сторон, народы России и Украины и превратить всю Украину в очаг войны, перебросить этот огонь внутрь Российской Федерации.
Они, раззуживая самих себя в зависти к природным богатствам России, к ее неистребимой духовности, самостоятельности и особости, раздражаясь от одного только факта существования России, не хотят помнить того, что помним мы. Народы СССР (Советской России) потеряли в годы Великой Отечественной войны с нацистской Германией и её сателлитами около 27 млн. жизней.
Все в мире твердят о холокосте (6 млн. погибших), уничтоженных цыганах (несколько сотен тысяч), а о десятках миллионов павших граждан Советского Союза сегодня помалкивают.
Правы аналитики, утверждающие, что если бы не тема холокоста, сегодня Запад осуществил бы явную ревизию итогов Второй мировой войны: Россия была бы признана агрессором, захватившим пол-Европы и разгромившим «несчастную» Германию, «объединившую тогда европейские народы».
А ведь практически вся Европа воевала под Гитлером против нас. Поэтому сегодня во многих европейских странах воюют с памятниками советским воинам — хоть в Польше, хоть в новобандеризированной Украине.
Но историческую память уничтожить не удастся.
И гранитный Ватутин стоит в Мариинском парке Киева возле здания Верховной рады, хотя 13 апреля нацистами из С14 вновь подвергся осквернению.
И в Пловдиве «Стоит над горою Алеша,/ Болгарии русский солдат…»
И в берлинском Трептов-парке советский воин с опущенным мечом держит на руках спасенную девочку — Германию, Европу?
И в Нидерландах, и в Норвегии помнят и чтут советских воинов…
На Украине (как утверждают социологи) сегодня «российскую угрозу» видят преимущественно в западных ее нынешних областях, а чем ближе к Донбассу, тем больше у людей понимания того, что проблема Украины заключена отнюдь не в «российской угрозе». И демонизация России на Украине приносит вред прежде всего её жителям.
В то же время традиции отношения к воинам Великой Отечественной войны на Украине целенаправленно переносят на отношение к атошникам, которые воюют с братьями и сестрами, соотечественниками, наследниками Победы.
Происходит изменение смыслового поля, что особенно заметно на уровне детских садов, школ, вузов, силовых структур, когда Россия и русские изображаются как вековечные враги.
Всего четверть века с небольшим прошло с тех пор, как мы жили в одном государстве, народы которого победили в Великой Отечественной войне. А на завершающем этапе Второй мировой Красная армия освободила полностью или частично 11 стран Европы и 2 страны Азии.
* * *
Об этом знали и помнили наши предки. И нам, значит, впору вспомнить знаменитую песню «Хотят ли русские войны» Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко, посвященные певцу и артисту Марку Бернесу, первому исполнителю песни в 1961 г. Песня и сегодня продолжает звучать, неся людям планеты правду о русских, о нашем миролюбивом народе, став глашатаем мира и борцом за мир.
По-новому песня зазвучала на флешмобах спустя полвека, в конце 2016 года, когда от вокзалов Украины волна советских песен прокатилась по городам России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Звучала она и в Кишиневе, и в других городах.
Но сначала флешмобовцы исполнили ее 11 декабря на вокзале в канадском Торонто (а потом в Нью-Йорке).
После событий в Крыму и на Юго-Востоке Украины эти строки получили новую трагическую подсветку.
* * *
Об истории создания песни рассказывают, что идея написать ее появилась у Евтушенко осенью 1961 года, когда он как молодой представитель страны Советов был в очередной поездке в дальнем зарубежье, где его часто действительно спрашивали, хотят ли русские войны.
Поэт решил написать ответ — представляет ли угрозу миру его Родина. Один из журналистов подмечает: «Её в те времена ещё не окрестили “империей зла”, но пугали красной Россией и докеров, и рыбаков, и рабочих, и батраков капиталистических стран».
Летом 1962 года делегатам проходившего в Москве Международного конгресса за всеобщее разоружение были вручены в качестве сувениров пластинки с записью «Хотят ли русские войны» на английском, французском, немецком и испанском языках — в исполнении народного артиста СССР Георга Отса.
Внятно, возвышенно, строго-проникновенно пел ее неповторимый Отс и под аккомпанемент автора музыки.
Прозвучала песня и на проходившем в 1962 году в Хельсинки VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов. Через год после своего рождения она разнеслась по миру, стала широко известна далеко за пределами СССР.
Писатель А. Иванченко рассказал о случае, произошедшем в начале 1960-х годов в одном из портов ЮАР, куда зашел советский корабль. В этом маленьком городке нашло пристанище немало недобитых гитлеровцев. «По-разному встречали советский корабль на берегу. На пирсе расположились белые, крыши портовых пакгаузов облепили африканцы. У европейцев — транспарант: длинное черное полотнище с белым изображением свастики и принятым фашистским приветствием — вытянутой кистью руки “Хайль, Гитлер” — прорвали тишину голоса фашистских молодчиков, как только советские матросы спустили трап. И тут же с крыш пакгаузов, словно вступая с идейными врагами в борьбу, зазвучала мелодия, мужественная, волевая — «Хотят ли русские войны?». Одна мелодия, без слов. Толпа фашистов рванулась к пакгаузам. “Заткнитесь”, — закричали они в ярости. В поющих полетели камни. Но они пели. Фашисты вызвали полицию, которая стала поливать африканцев нефтью из брандспойтов. И это не заставило замолчать — гимном свободе, миру звучала мелодия песни».
«Я написал музыку,— вспоминал композитор Э. С. Колмановский,— и сыграл песню в студии грамзаписи, где она была одобрена. Но присутствовавший на прослушивании Марк Бернес, с которым незадолго до этого мы встретились на песне “Я люблю тебя, жизнь»”, на этот раз со свойственной ему прямотой и категоричностью заявил, что мелодия, по его мнению, неудачна. Бернес вообще в оценке песни не терпел никаких компромиссов и кому угодно говорил только то, что думал. И вот вера в Бернеса, в его вкус, в его мелодическое чутье, в музыкальную прозорливость заставила меня написать совершенно новую музыку. А это гораздо труднее, чем написать ее в первый раз, потому что приходится отрешиться от созревшей уже однажды мелодии…»
Родилась по сути своей песня-манифест, песня протеста против войны, призыв к миру и единению людей, слова которой прозвучали без ораторского пафоса, а словно в беседе о самом сокровенном, дорогом, волнующем. Так спел Бернес.
В разные годы ее исполняли также Артур Эйзен, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев и другие известные певцы.
Активным пропагандистом песни за рубежом стал Краснознаменный имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии. Коллектив с большим успехом исполнял ее во время гастролей в 1967 году во Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии.
Но когда александровцы приехали в Лондон, где в крупнейшем концертном зале «Альберт-холл» должно было состояться первое выступление армейского коллектива перед английской публикой, то местные власти запретили песню «Хотят ли русские войны» включать в программу. Оказалось, что ее исполнение рассматривалось здесь как акт вмешательства во внутренние дела страны. Артисты ансамбля выразили решительный протест и добились отмены запрета. С тех пор, в какую бы страну ни приезжал на гастроли прославленный ансамбль, он везде исполнял эту величественную песню — на языке страны, в которой находился, и всегда эту песню встречал горячий прием.
Песня «Хотят ли русские войны» возникла как своеобразный ответ приверженцам холодной войны. Слова, вынесенные в название и повторяемые в конце каждого куплета, — это призыв ко всем здравомыслящим людям задуматься, не дать себя запугать и сбить с толку.
Таким был и будет наш общий русский ответ тем, кто разжигает в мире войны.