ссылка

Архивы братьев Стругацких вернулись домой

Увеличить шрифт
А
А
А

«В полном соответствии с базисной теорией феодализма, — он яростно поглядел прямо в глаза дону Кондору, — это самое заурядное выступление горожан против баронства, — он перевел взгляд на дона Гуга, — вылилось в провокационную интригу Святого Ордена и привело к превращению Арканара в базу феодально-фашистской агрессии».

Аркадий и Борис Стругацкие. «Трудно быть богом»  

В Санкт-Петербург вернулись  из Донецка архивы знаменитых фантастов братьев Стругацких. Торжественная церемония передачи шестидесяти одной папки с рукописями произведений, писем и рисунков Стругацких состоялась в питерском Доме писателя. Это лишь небольшая часть архива, общий объем которого в оцифрованном виде составляет около 100 тыс. сканов.

В Донецке архив писательского дуэта оказался еще в 90-е годы. Во временное пользование он был передан Борисом Натановичем Стругацким донецкому литературоведу и писателю Светлане Бондаренко,  изучавшей  творчество братьев Стругацких и готовившей к изданию большое собрание сочинений знаменитых фантастов.

Решение о возврате архива в Россию было принято еще в январе нынешнего года, поскольку в Донецке, подвергавшемуся обстрелам украинских карателей, оставлять его было опасно. Тем более что рукописи, письма и рисунки хранились в  доме Светланы Бондаренко, которая проживает в самом опасном районе города – Киевском, с лета прошлого года постоянно подвергающемся артиллерийским обстрелам украинских карательных подразделений. Спасая архив, Бондаренко хранила его в погребе среди банок с соленьями. А  потом передала его в Союз писателей Донецкой народной республики, который расположен в более безопасном месте города.

- Когда стало возможным вернуть архив правообладателю, начали прорабатывать вопрос, как это лучше сделать, - отметил, выступая на торжественной церемонии, директор Фонда братьев Стругацких и близкий друг писателей Сергей Арно. - Предлагались разные варианты, но мы хотели по возможности сделать все максимально открыто и безопасно, чтобы люди знали, как и куда архив едет.

В оформлении необходимых для таможни документов содействие оказала «Российская газета», благодаря чему архив без сложностей пересек границу ДНР с Россией и оказался в Ростове, откуда и проследовал в город на Неве. Не исключено, что в будущем наследник решит передать его в Центральный государственный архив литературы и искусства, который уже проявил в этом заинтересованность.

Сообщение о том, что архив советских фантастов вернулся в Россию, как и следовало ожидать, вызвало бурный протест украинских властей. «Россия в очередной раз нарушила законы Украины. Несмотря на то, что архив братьев Стругацких хранился в частной коллекции, его вывоз из Украины незаконный», - заявил начальник музейного управления Минкультуры Украины Василий Рожко. Чиновник ведомства страны, где вот уже полтора года как не действуют никакие другие законы, кроме закона силы, сослался на закон, предписывающий прохождение предназначенными к вывозу культурными ценностями обязательной государственной экспертизы, отказ от которой приравнивается к отказу от планов вывозить культурные ценности.

"Соответственно, речь идет о том, что Россия пополнила свои музейные фонды за счет незаконно вывезенных документов с территории Украины, которые могут представлять культурную ценность", - считают в Минкультуры.

При этом в министерстве отмечают, что, поскольку архив Стругацких вывезли через участок границы, где нет украинских таможенников, пресечь преступление не было возможности.

- Если честно, это вообще частный вопрос, - прокомментировал украинско-культурные страдания Сергей Арно.  - Личное дело двух людей: Светланы Бондаренко и сына Бориса Натановича, Андрея, наследника писателя. Юридически все бумаги принадлежат Андрею. После долгого отсутствия ему их и вернули. 

Тем, кто хорошо знаком с творчеством братьев Стругацких, посягательства Украины на их наследие вообще непонятно. Ведь еще двадцать лет назад культовый советский и российский фантаст Борис Стругацкий опубликовал в газете «Невское время» заметку под названием «Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка».  

В ней писатель четко обозначил симптомы фашизма: «Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист – это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма. И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А все остальное – тайная полиция, лагеря, костры из книг, война – прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки. Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость, как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние».

Фашизм – это задержавшийся в развитии феодализм, переживший и век пара, и век электричества, и век атома и готовый пережить век космических полетов и искусственного интеллекта.

Феодальные отношения, казалось бы, исчезли, но феодальный менталитет оказался живуч и могуч, он оказался сильнее и пара, и электричества, сильнее всеобщей грамотности и всеобщей компьютеризации.

Живучесть его, безусловно, имеет причиной то обстоятельство, что корнями своими феодализм уходит в дофеодальные, еще пещерные времена, в ментальность блохастого стада бесхвостых обезьян: все чужаки, живущие в соседнем лесу, отвратительны и опасны, а вожак наш великолепно жесток, мудр и побеждает врагов. Эта первобытная ментальность, видимо, не скоро покинет род человеческий. И поэтому фашизм – это феодализм сегодня. И завтра.

Только, ради бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм – это любовь к своему народу, а национализм – неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов – бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-не наши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.

Очень важный признак фашизма — ложь. Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист обязательно лжец. Он просто вынужден лгать.

Потому что диктатуру иногда еще как-то можно худо-бедно, но все-таки разумно обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи. Поэтому фашисты лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: "Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами"».

* * *

Ох, что-то слабо верится в то, что архивы автора этой статьи «могут представлять культурную ценность» для нынешних властителей дум украинского населения. В лучшем случае этот «минкульт» устроил бы торги заполученными рукописями и документами, в худшем – просто бы их уничтожил, может быть даже и публично. Глаза у киевских культуртрегеров – больше желудка. Всем памятна истерика, устроенная ими весной прошлого года из-за скифского золота из четырех музеев уже причалившего к России Крыма. Экспонаты в тот момент демонстрировались на выставке «Крым: золото и секреты Чёрного моря», открытой в археологическом музее в Амстердаме в начале февраля, еще до того, как Крым воссоединился с Россией. В коллекции были представлены археологические находки из пяти крымских музеев. Среди экспонатов — артефакты из золота, церемониальный шлем и драгоценные камни.  Причем из полутысячи экспонатов лишь два десятка принадлежали музеям Киева, остальные – крымским музеям. Хотя понятно – какая там культура – золото уплывает!

* * *

И еще о культуре: летом прошлого года артиллерия «укропов» прицельно обстреляла Донецкий областной краеведческий музей, серьезно повредив как здание, так и экспозицию.  От «минкульта» хунты не последовало не то что протеста, но даже  комментария по поводу этого  события. Да разве только один музей? Из минометов стреляли по театрам Донецка и Луганска, уничтожили склад Донецкого оперного со всеми его декларациями. Не выдержав этого варварства, от горя скончался директор театра Василий Рябенький. Стреляли по музыкальным школам, детским садам.

Перефразируя известного «ценителя» прекрасного прошлого века, можно сказать, что при слове «культура» на Украине сегодня забивают в ствол очередной артиллерийский снаряд …

А в России идет подготовка к изданию 30-томного собрания сочинений Аркадия и Бориса Стругацких, большое участие в которой принимает дончанка Светлана Бондаренко. За ее подвижничество и спасение архива знаменитых фантастов Фонд Стругацких намерен представить ее к государственной награде.

Фото автора

92
Поставить лайк: 138
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

«Сестрёнка» – остро актуальная для Украины военная драма

Украинская голливудщина: от киборгов до пи…гов

Олег Скрипка: украинский певец не может петь по-русски

ОКТЯБРЬ В НАШЕЙ ИСТОРИИ

Русскоязычие успешных раздражает патриотическую бездарность

«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход…»

Июль в нашей истории

Запорожское казачество Дмитрия Ивановича Яворницкого

Александр Потебня о малорусском наречии и русском языке

https://odnarodyna.org/content/arhivy-bratev-strugackih-vernulis-domoy