«Боже, Боже! От страшных видений мы очнулись в холодном поту…»
2 мая 2014 г. в Одессе произошло ужасное злодеяние – массовое убийство людей, главной виной которых было их желание жить в единстве с единоверной Россией. Злодеяние это было совершено заезжими карателями-«правосеками» под злорадное улюлюканье толпы из числа местных сторонников «евромайдана».
Но не правы будут те, кто воскликнет, что в истории Украины такого еще не было. Было, причем не так давно.
В 1914 г. в самом западном (на тот момент) русском городе Перемышле (сейчас в составе Польши) осатаневшей толпой украинских националистов с дубинами и камнями в руках и вооруженными венгерскими гонведами были растерзаны несколько десятков галицких крестьян, которых длинной колонной вели по улицам города. Вся их вина заключалась в их русофильстве. В память об этом трагическом событии известный львовский писатель Василий Романович Ваврик (1889-1970) написал трагедию «Маша».
Произведение получило название в честь 17-летней Марии Мохнацкой, ставшей символом той жестокой расправы: когда она пала на колени перед распятием Богородицы, воздев к ней в мольбе руки, венгерский офицер ударил ее рукоятью пистолета по голове, а затем застрелил. В начале 1930-х годов трагедия В. Р. Ваврика еще ставилась на подмостках галичанских театров, но вскоре была преднамеренно забыта и уже более 80 лет пребывает в забытьи.
Между тем трагедия Марии Мохнацкой и ее собратьев по несчастью в 1914 г. и трагедия одесситов, сгоревших 2 мая в Доме профсоюзов, – два закономерных последствия распространения одной и той же идеологии - радикального украинства. И в 1914 г., и в 2014 г. политическое украинство пользовалось покровительством Запада (в 1914 г. – в лице Австрии, в 2014 г. – в лице США). И в 1914 г., и в 2014 г. украинствующие маньяки объявили настоящую охоту за своими соотечественниками, обвиненными в нелюбви к украинскому национализму. И в Перемышле в 1914 г., и в Одессе в 2014 г. десятки безоружных людей были зверски умерщвлены оскотинившимися украинскими национал-обособленцами.
За 100 лет, разделяющие нас от 1914 г., политическое украинство не поменялось. Оно по-прежнему узколобо и злобно примитивно. Оно по-прежнему не в состоянии обыграть своих идеологических оппонентов в интеллектуальной дуэли и способно лишь подавить инакомыслие кованым сапогом. Да и то иностранным, потому что у самого украинства не хватает для этого силенок. Именно так и происходило в 1914 г. – в первый год Первой мировой войны.
«Как ни странно и больно, - писал В.Р. Ваврик в «Маше», - Австрия нашла сильную поддержку в украинофильской партии; поголовно вся интеллигенция этого направления состояла на добровольной, тайной службе беспощадной немецкой стихии».
Прочтите нижеследующий отрывок из трагедии В. Р. Ваврика «Маша». Разве то, что произошло 2 мая в Одессе, не повторяет описание этих событий 100-летней давности? Разве на сцене не одни и те же действующие лица (украинские националисты, с одной стороны, патриоты Руси – с другой)? Разве не те же самые преступники и жертвы? Разве не тот же способ убийства – толпа с палками и оружием на безоружных людей?
Украинство способно мыслить только трафаретно. И в 2014 г. в Одессе украинство также трафаретно подошло к решению проблемы подавления инакомыслия, как оно делало это в далеком 1914 г.
Депутат Государственной Думы Российской империи волынянин Борис Николаевич Лелявский, будучи потрясен злодейской расправой над 48 галицко-русскими крестьянами, посвятил юной Марии стихотворение, в котором есть и такие строки: «Боже, Боже! От страшных видений мы очнулись в холодном поту. Ниспошли нам немного забвенья, нагони на глаза дремоту! И, уняв нестерпимую муку – снова видеть минувшее зло, возложи свою легкую руку, на готовое треснуть чело!.. Что вам лишние девичьи стоны, хрип еще одного мертвеца? Ведь и так похоронные звоны, раздаются в церквях без конца…».
В одесском Доме профсоюзов укрозвери не пожалели ни юных девушек, ни женщин.
Стихотворению Б. Н. Лелявского – 100 лет, но кажется, будто написано оно сегодня.