ссылка

Чудотворные образы – скрепы нашего единства

Увеличить шрифт
А
А
А

27-28 июля в Киеве пройдут праздничные мероприятия, посвящённые знаменательной дате – 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Особенностью торжеств будет присутствие на богослужениях почитаемых всем православным миром святынь икон Божией Матери – «Касперовской», «Святогорской», «Ахтырской», «Почаевской», «Зимненской», «Песчанской» и «Призри на смирение».

Чудотворные иконы прибудут в Киево-Печерскую лавру из разных мест Украины – изначальной и сокровенной части Святой Руси. В каждой – свидетельство единства народной жизни, единства Русской Православной Церкви. Никогда прежде все вместе эти иконы не собирались в одном месте. В наше трагическое время, когда патриарх Кирилл не может посетить свою украинскую паству, этот собор чудотворных образов, несомненно, несёт в себе особые сакральные смыслы. Представляется, мы увидим и явные последствия.

* * *

У каждой иконы Божией Матери (за историю христианства известно более одной тысячи чудотворных образов Богородицы) – своя удивительная судьба, своё житие. Каждая из икон с любовью и благодарностью по обетованиям (после исцелений или каких-то иных случаев) украшена крестами, перстнями, камнями; драгоценные убранства хранят в себе отсветы чудесных личных и общенародных историй, о некоторых мы здесь расскажем.

Начать, вероятно, следует с Зимненской иконы Божией Матери. Эта икона соединяет времена и пространства, всех со всеми. Образ имеет прямое отношение к судьбе великого князя Владимира и к святому крещению Руси. Именно этой иконой патриарх Николай II Хрисоверг в 988 году в Херсонесе (Корсуне) Таврическом благословил византийскую принцессу Анну на брак с великим князем Владимиром. Как известно, наш князь, в ту пору язычник, добившись руки сестры византийских императоров, решил пренебречь своим обещанием креститься. Его поразила слепота. Владимир воспринял это как вразумление. Так и мы это понимаем. Предание доносит, что князь в крещенской купели корсунской церкви святого Василия увидел сильное и необычное свечение, исходящее от иконы, после чего и прозрел – физически и духовно...

Образ прибудет (если на то будет воля Богородицы, как понимают православные) с Волыни, из древнего Зимненского Святогорского Успенского монастыря, который находится около села Зимнее на Святых Холмах, вблизи города Владимир-Волынский.

О духовном недуге слепотствующих Зимненский образ впоследствии напоминал людям не раз. В 1724 году Зимнее купил некий католик Михаил Чацкий. Ограбив православную обитель, Чацкий в горделивой позе предстал перед святым образом и произнёс: «Ну что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!» Чацкий через миг ослеп. Он умер слепцом через три года. Его потомки по мужской линии за три года до смерти теряли зрение.

Касперовская икона Божией Матери прибудет из Успенского собора Одессы. Иконография образа совпадает с иконописью корсунской иконы. Образ, по преданию, был написан евангелистом Лукой и попал на Русь в 988 году в качестве дара Владимиру Крестителю из Византии. Разные списки с этой иконы связаны с судьбами св. Ефросинии Полоцкой, св. Александра Невского, царя Иоанна Грозного. Название «Касперовская» - по фамилии владелицы этой иконы, которой было явлено чудо в ХIХ веке. Икона, привезённая в Россию сербами в конце XVI века, намоленная за века, в XIX веке прославилась исцелениями. Православная Одесса верит, что город был спасён от оккупации и разгрома во время Крымской войны (осада 1854 года провалилась) по милости Пресвятой Богородицы, Касперовский образ которой крестным ходом был пронесён вокруг Южной Пальмиры. Осаду европейцы сняли 1 октября. Тогда отцами города было решено «сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником – священным».

Ахтырский образ. Современная иконопись

Ахтырский образ Пресвятой Божией Матери мгновенно отличим от иных. Здесь Спаситель на голгофском Кресте, слева от Голгофы – поясное изображение молящейся Богородицы. Икона была чудесно обретена во время сенокоса в 1739 году в г. Ахтырка Харьковской губернии. Всероссийскому прославлению (после трёх дотошных комиссий Святейшего Синода) способствовало почитание этой иконы императрицей Елизаветой Петровной. Одна из её фрейлин (баронесса Вайдель), заболев в 1748 в Ахтырке, молилась перед чудотворным образом. Ночью ей был ответ: «Напрасно ты просишь об исцелении. Сея болезнь твоя уже к смерти. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся свое имение…» Больная указала на своих дочерей. «Не заботься о детях, - отвечала Царица Небесная - Я буду всегдашнею их Покровительницею…» После смерти баронессы императрица взяла сирот ко двору, воспитала и выдала замуж за известных в нашей истории лиц, полководцев Семилетней войны (подлинно мировой войны 18 в.): Марию за графа Петра Панина, Анну за графа Захара Чернышева. По указу Елизаветы Петровны в Ахтырке был воздвигнут каменный храм, освящённый в 1768 году.

Икона-оригинал в Отечестве не сохранилась. По некоторым данным образ был вывезен и ныне пребывает в США, в г. Сан-Франциско. Почитаемые списки Ахтырского образа хранятся в Харькове в Михайловском храме, в Москве в Николаевской церкви на Арбате, в других местах.

В 2015 году, в день празднования Ахтырской иконы в Святогорской лавре на Донбассе (15 июля), была торжественно отмечена 23-я годовщина возрождения монастыря, ставшего впоследствии лаврой. В драгоценном киоте главного храма пребывает чудотворный образ Святогорской иконы Богородицы, написанный афонским монахом в середине XIX века, имевшим перед собой древнейший образ…

О чуде 2014 года, верно, все слышали: «В Святогорской лавре после службы женщины убирали храм. Внезапно из алтаря вышла Женщина и сказала: "Не бойтесь! Я Украину не оставлю. Постреляют и уйдут". Женщины побежали, сказали настоятелю, он помолился и благословил всем рассказывать…» Год назад в обители под покровом Богородицы нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей, среди них сироты и инвалиды. Настоятель монастыря архиепископ Арсений (Яковенко) говорит: «Война – производная больной души человеческой. А добрых людей неимоверно больше, нежели злых и озлобленных. Вот, например, наши благодетели, без которых мы не смогли бы прокормить столько переселенцев. Нам все время кто-то помогает, из разных регионов и даже стран. Многие архиереи: и наши, и из России, из Италии. Один батюшка из Италии написал, что даже католики откликнулись – хотят помочь… Когда у нас тут беда случилась, все лавры нам помогали – и владыки, и братия. Привозили микроавтобусы с пожертвованиями. С Почаевской лаврой нас связывал старец, духовник, ныне покойный схиархимандрит Серафим (Мирчук)…»

Почаевская икона Божией Матери пребывает высоко над Царскими вратами Успенского собора в древней Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская обл.). Ежедневно после вечернего богослужения святую икону спускают на ременах. И к ней прикладываются монахи и паломники.

Самым впечатляющим чудом от этого образа является событие, которое произошло ровно 340 лет назад, в июле 1675 года. Несложно представить: обезумевшие люди стреляют в небо и сами калечатся и гибнут от безумных своих выстрелов. «Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же (св. Иов) велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица… Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля…»

Самый, казалось бы, недолгий путь предстоит проделать иконе Божией Матери, именуемой «Призри на смирение»: от Введенского монастыря, что на Московской улице Киева. Древнейшие сведения об иконе с таким названием, обретённой на Псковщине, относятся к 1420 году. Создание чудотворного списка, который пребывает в Введенском монастыре, относят ко второй половине ХIХ века. В 1920-е годы икона принадлежала священнику Введенской обители о. Борису, который в 1928 году, оставляя обитель, передал святыню на хранение монахине Феофании (Тоцкой). В 1992 году она, уже схимонахиня Феодора, вернула святыню в воссозданный монастырь. 1 августа 1993 г. возникла необходимость вынуть икону из киота. Тогда и открылось, что на внутренней стороне стекла появился её загадочный отпечаток в виде «негативного» изображения… Дивная икона прославилась исцелениями.

С Песчанской иконой Божией Матери, как и с иконой Владимирской, связано одно из пророчеств о судьбе России, нашей цивилизации. Образ был явлен святителю Иоасафу, епископу Белгородскому в 1754 году в селе Пески (ныне район города Изюма) Харьковской губернии. Святитель увидел в нём особый источник Божией благодати. Накануне Первой мировой войны одному из военных медиков, полковнику, в видении явился святитель Иоасаф, возвёл его на высокую гору и показал всю Россию, залитую кровью. «Покайтесь, - призвал святитель. - Пока этого нет, но так будет». Полковнику мало что не поверили, над ним много смеялись, а потом – люди-то рациональные, верящие в силу ума, денег и связей, – упекли в сумасшедший дом…

В 1997 году известный старец протоиерей Николай Гурьянов ни с того ни с сего велел одному из своих духовных чад читать акафист Песчанской иконе Божией Матери, «найти её подлинник и с ней облететь Россию крестным ходом на самолёте». Человек ничего не понял: «Что за икона Песчанская? Где её искать? Какой крестный ход, да ещё на самолёте по границам России?..» Кто-то представляет, сколько это может стоить?!

Всё сложилось так, что в 1999 г. такой воздушный крестный ход был совершён. Через девять лет (в 2008 году) был проведен огромный крестный ход с Песчанской иконой Богоматери и иконой Царя-Мученика вокруг Харькова; были совершены и другие крестные ходы… При этом, как полагают, призыв «Покайтесь» до сих пор звенит в воздухе и для многих является совершенно непонятным набором слогов.

* * *

Уже сейчас известно, на крестный ход 27 июля в Киев собираются тысячи людей со всей Украины, чтобы молиться о мире на земле Святой Руси, единстве нашей Церкви. Программа торжеств сообщает: «К святыням можно будет приложиться во время их пребывания в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая торжества в честь князя Владимира освящением восстановленного в центре Москвы храма в честь святого князя Владимира – Епархиального дома в Лиховом переулке, заявил: «Если бы на протяжении тысячелетия наша Церковь не сохраняла единства, не было бы сегодня России, Украины и Белоруссии в том виде, в каком они сегодня существуют. Но мы знаем, какая колоссальная опасность нависла сегодня над Украиной - частью и сердцевиной исторической Святой Руси».

Приходилось слышать, что люди, в том числе священники и архиереи, готовы за Христа, за единство Церкви, за веру стоять до конца, даже до мученического конца. 

 
351
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

Юбилей расстриги и плоды его деятельности на Украине

Святитель Иона, первый митрополит Московский и всея Руси

Как литовский князь Витовт Русскую православную церковь разделял

Закон о запрете УПЦ: что дальше?

Неистовый униат Иосафат Кунцевич и Витебское восстание

https://odnarodyna.org/content/chudotvornye-obrazy-skrepy-nashego-edinstva