День рождения первого «Москвича»
Всего лишь менее года спустя после окончания самой кровопролитной Великой Отечественной войны, 4 декабря 1946 года, с конвейера Завода малолитражных автомобилей, позднее переименованного в МЗМА, сошли первые пять образцов новой машины «Москвич-400». Это была первая массовая легковая машина, доступная для свободной покупки. До войны легковые автомобили в СССР выпускались малыми партиями для руководства и особо заслуженных товарищей. Авто ЗИС-101 теоретически можно было выиграть в лотерею или купить подержанную машину через комиссионку. В 1940 году на заводе КИМ в Москве малой партией выпустили легковую малолитражку КИМ-10, но в дальнейшем её выпуск прекратили. Помешала война и наличие более достойных моделей.
Ходит байка о том, что вовремя первого показа «Москвича-400», который был двухдверным, Сталин, сидевший на переднем сиденье рядом с водителем, предложил директору завода Тахтарову: «Садись и ты, дорогой». Для того чтобы сесть на заднее сиденье, тому бы пришлось просить Иосифа Виссарионовича встать и откинуть сиденье. Было это в действительности или нет, установить теперь невозможно. Но в итоге «Москвич-400» пошёл в серию четырёхдверным.
Автомобиль был создан на базе немецкого Opel Kadett K38 и внешне представлял почти полную его копию. Над первым «Москвичом» работала группа немецких инженеров под руководством советских специалистов. Пришлось почти полностью разработать новый двигатель, так как документации на оригинальный не было, а также переделать кузов в четырёхдверный. «Москвич-400» имел мотор мощностью 23 л. с., развивал скорость до 90 км/час и стоил 8 тысяч рублей. При средней зарплате в 1950 году 600 руб, цена немалая, но по сравнению с «Победой», которая стоила 16 тысяч рублей, на «Москвич» можно было за несколько лет накопить. К тому же были категории рабочих, которые зарабатывали намного больше средней зарплаты. О том, что «Москвич-400» был популярным, говорят показатели его производства. В 1947 году было выпущено 1500 машин, а в 1953-м с конвейера сошёл уже стотысячный автомобиль. Простота в обслуживании, крепкая конструкция и мощная подвеска прекрасно соответствовали и дорогам, и бездорожью.
Юбилейный 10-тысячный «Москвич-400»
В 1954 машину модернизировали, увеличив мощность двигателя до 26 л. с., улучшили салон и внесли ещё некоторые изменения. Новая модель носила название «Москвич-401» и стоила уже 9 тысяч руб. Тем не менее на «Москвичи» и «Победы» уже записывались в очереди. Всего до 1956 года было выпушено 247 439 «Москвичей». Существовали модификации специально разработанные для скорой помощи, милиции и почты. Появились и варианты моделей с кабиной на шасси, на которые предприятия самостоятельно устанавливали кузова. Около 20 тысяч «Москвичей» были экспортированы в Финляндию, Китай, Польшу и Албанию.