Донбасс в составе Украины? Возможно ли?
Много копий сломано в спорах и дискуссиях в отношении закона о спецстатусе Донбасса, подписанного Порошенко накануне миланской встречи президентов Украины и Российской Федерации. В украинских СМИ, политических и экспертных кругах подавляющая часть авторов сходятся на том, что закон, хотя и оправдан в нынешней ситуации, но фактически несёт угрозу отпадения территорий, неконтролируемых Киевом, от Украины.
Но заключается ли все дело в законе?
Ведь Донбасс можно сохранить в составе Украины только при условии отказа от украинского этнического национализма как руководящего принципа и официальной идеологической доктрины государства. Курс на сохранение Украины в нынешних ее границах на основе украинской культурно-языковой группы в ситуации, когда на Украине таких групп две – украинская и русская, бесперспективен.
Такой курс, как показал опыт существования Украины, оборачивается нарастающей дискриминацией всех неукраинских групп и сопровождается попытками их насильственной украинизации, насаждением по всей стране культурно-исторических традиций, а также исторических комплексов, предубеждений, заблуждений и ошибок одного региона – Галиции.
* * *
В данный момент политика идентичности официального Киева по-прежнему обусловливается этнонационалистической доктриной, которая провоцирует режим на курс, неприемлемый для Юго-Востока вообще и Донбасса в частности.
Этнонационалистическая и антирусская направленность политики обусловила легализацию не только антирусских, но и крайне агрессивных национал-радикальных, даже нацистских политико-идеологических движений, реабилитацию интегрального украинского национализма — этой местной разновидности гитлеризма.
Данные идеологические процессы привели к легализаци соответствующего ряда исторических символов. Начиная с лозунга-приветствия галицких нацистов «Слава Украине - Героям слава!», красно-чёрного знамени гитлеровской НСДАП, перелицеванием истории и заканчивая факельными шествиями.
Украинский национализм с его антирусской направленностью, а тем более в его крайней (неонацистской, бандеровской) версии был, есть и будет неприемлем для жителей Юго-Востока и Донбасса, сохранившим приверженность общерусской истории и исторической памяти.
Согласие с независимостью Украины русскоязычного, прорусского и пророссийского Юго-Востока на референдуме 1 декабря 1991 года было самой главной уступкой сторонникам украинской идентичности. Дальше уступки должны были делать они при желании сохранить независимое украинское государство в границах УССР.
Но вместо построения государства на основе союза двух государствообразующих групп – украинской и русской – последовали преференции «титульному» этносу, насильственная украинизация образования, формирование отношения к русскоязычным как неполноценным гражданам, абсолютно неприемлемая дегуманизация Донбасса.
Насаждение и легализация в массовом сознании крайних форм галицкого этнонационализма (украинского интегрального национализма) в ходе госпереворота в ноябре 2013 – феврале 2014 гг. превратили украинское государство во врага для многомиллионной русской культурно-языковой группы Донбасса. В этой ситуации сопротивление и восстание на Востоке против повсеместной и всеохватывающей практики этнического национализма, с лозунгами которого состоялся госпереворот, было неизбежным.
* * *
После получения территориями Донбасса, контролируемыми повстанцами, спецстатуса в украинском государстве ничего не изменилось ни в политике идентичности, ни в политике исторической памяти, ни в официальной идеологической пропаганде.
Напротив. Некоторые лица из окружения П.Порошенко, как например Луценко, расценили спецстатус Донбасса как избавление Украины от досадной помехи в последовательном проведении курса на этнически чистое государство. Одновременно насаждается преступная практика игнорирования прав и свобод человека во имя интересов создаваемой украинской нации.
Директором Института национальной памяти назначен этнический националист и патологический русофоб Вятрович, а сам институт снова ориентирован на реабилитацию галицкого нацизма, коллаборационизма и агрессивное антироссийское мифотворчество.
Президент Порошенко фактически присоединился к пропаганде символов украинского интегрального национализма — этой местной разновидности гитлеризма. С его подачи в официальные ритуалы вводятся символы галицких пособников Гитлера наподобие “Слава Украине!” (видоизменённое приветствие гитлеровской партии), которыми Порошенко заканчивает почти все свои речи. Последний вопиющий случай — превращение даты 14 октября, отмечаемой современными украинскими неонацистами как праздник основания коллаборационистской ОУН-УПА, в общеукраинский праздник День защитника Украины. Здесь наблюдается уже не только разрыв преемственности с советской и отечественной историей в целом, но и прямая пропаганда символов и идеологии нацизма.
Более того, разрыв преемственной связи с предыдущими поколениями подавляющей части населения Украины, культивирование исторического беспамятства ставятся нынешней властью себе в заслугу. Стоит ли говорить о том, что в очередной раз предпринята попытка убрать из курсов истории в учреждениях среднего и высшего образования термина «Великая Отечественная война»?
Вся политика исторической памяти и идеологическая доктрина киевской власти направлены на выстраивание преемственности современной Украины с человеконенавистнической нацистской идеологией. Именно её антирусская и антироссийская направленность, очевидно, является в глазах правящих кругов её главным достоинством. С момента госпереворота режим явно пытается отождествить понятие “украинский патриот” с понятием “бандеровец”, одновременно пытаясь разорвать очевидную и подтверждённую историей иную связь: бандеровец, интегральный националист — это фашист.
* * *
Отсутствие партии с принципиальными антифашистскими установками среди политсил, проходящих в ходе очередных внеочередных выборов в Верховную раду, лишь довершает общую деградацию общественно-политической и нравственной атмосферы страны. Это делает принципиально невозможным возвращение Донбасса в состав Украины. Ведь украинский интегральный национализм несовместим с самоидентификацией жителей Донбасса.
В то же время спецстатус Донбасса означает, помимо прочего, вынужденное согласие Киева с тем, что на территории ДНР и ЛНР дискриминационная политика в отношении русской культурно-языковой группы и этнонационалистическая политика исторической памяти не действуют.
Но на остальной территории Украины Киев лишь усиливает неприемлемую для Донбасса и Юго-Востока в целом этнонационалистическую политику во всех её аспектах и в крайних формах. Значит, не меняет своей природы.
Трудно представить его принципиальный поворот в сторону формирования украинской политической нации на основе союза русской и украинской культурно-языковых групп, федеративного устройства государства, отказа от особых прав «титульного» этноса и политики исторической памяти, обрывающей преемственность независимой Украины со своей реальной историей. В этом случае киевскому режиму придется изменить свою природу, перестать быть заложником политики Госдепа США, а также ЕС. А им нужен именно такой режим, какой есть.