Как Армения помогла Украине восстановиться после войны
Восстанавливать народное хозяйство Советской Украины после изгнания гитлеровцев помогали все республики Союза. Но сегодня хочется напомнить именно об армянском вкладе в нормализацию жизни когда-то братского украинского народа, от имени которого сегодняшняя Украина официально поддержала истребление карабахских армян.
Как указал в своей работе «Расцвет Советской Украины в братской семье народов СССР» киевский профессор К.К. Дубина: «Помогали восстанавливать разрушенное хозяйство Украины и трудящиеся Армянской ССР. В освобожденные районы республики из долины Арарата посылалось фабрично-заводское оборудование, машины, скот, семена, сельскохозяйственный инвентарь, школьные принадлежности и т. д.».
Можно добавить, что на Украину тогда поставлялись приводные ремни, автопокрышки, стройматериалы, парафин, шерсть, минеральная вода и, конечно, коньяк. Армянский розовый туф использовался для отделки зданий ДнепроГЭСа.
Так как в годы войны в Армении освоили производство маргарина из собственного и грузинского сырья, его производство выросло, и после войны до трети всего объема маргарина, потребляемого в СССР, в том числе в советской армии, поставлялось именно из Армянской ССР.
Также в годы войны на армянских мясокомбинатах было освоено производство аммиака, и доля его производства в военный период в Армении превысила 35% в общесоюзном аммиачном производстве.
Среди того, чем материально могла помочь Украине послевоенная Армения, были каустическая сода, товарный карбид и хлоропреновый каучук. Запущенный в 1936 году завод синтетических каучуков «Главкаучук» им. С. М. Кирова (нынешний «Наирит») был монопольным производителем этого сырьевого компонента для химической отрасли СССР.
В восстановлении украинской металлургии принимали участие представители медеплавильного завода в Алаверди. Некоторое время в Киев, Одессу и на Донбасс шли поставки медной проволоки.
В 1946 году, когда Украина оказалась в полосе очередного испытания голодом, армянские крестьяне, несмотря на собственный неурожай, отправляли в Киев и Харьков эшелоны с продуктами.
Одной из главных проблем того времени была нехватка специалистов. Потому не грех вспомнить армян, самоотверженно работающих в конце 40-х годов на Украине. Прежде всего, это Ованес Тевадросович (Иван Федорович) Тевосян.
Один из героев грандиозного перемещения промышленных предприятий на Восток и организации там производства был назначен на пост министра черной металлургии как раз в период восстановления. По сложности задач порученная ему работа по возрождению разрушенной войной металлургии Донбасса и юга Украины не имела аналогов в мировой практике. Но он справился, и сегодня - это хребет еще сохранившейся самостийной экономики.
В свое время на Западной Украине были хорошо известны имена армянских шахтёров. В Великомостовской шахте №1 Львовско-Волынского угольного бассейна работали Х. Мкртчян, Г. Саакян, помощник начальника проходки шахты № 2 В. Тер-Минасян. Нововолынскую шахту №4 возглавлял в начале 50-х годов Г. Аракелян.
Кстати, в УССР начинали свою трудовую деятельность Егиш Тевосович Асцатрян (на Донбассе) – будущий глава Совнархоза АрмССР и Яков Никитович (Акоб Мкртичевич) Заробян (Харьков) - будущий секретарь ЦК Компартии Армении.
Фактическим создателем Дунайского пароходства был Лука Яковлевич Капикраян, сыгравший в конце 40-х - начале 50-х годов большую роль в развитии транспортной, производственной и социально-культурной инфраструктуры Измаила. Перепрофилированием Осипенковского солидолового завода в Бердянский нефтемаслозавод (Бердянск с 17 июля 1939 года был переименован в Осипенко) занимался прибывший из Армении его директор Сурен Степанянц.
После войны крайне важно было организовать работу нефтяных промыслов в Галиции. В Львовскую область из Армении в 1944 году было направлено пять передвижных электростанций и много другого оборудования для нефтяных промыслов. Будет справедливым отметить, что вместе с армянами Украине помогали в этом вопросе и азербайджанцы.
Как указывала «Правда Украины» от 2 августа 1944 года, после освобождения Западной Украины «железнодорожники Армении и Грузии помогли полностью восстановить Львовский и Здолбуновский железнодорожные узлы».
Так зарождались хозяйственные связи регионов бывшего Союза, которые в дальнейшем вылились в уникальные трудовые соревнования между коллективами предприятий Армении и Украины, как это было между Киевом и Ереваном, точнее между предприятиями Дарницкого района столицы УССР и ереванским районом 26 Бакинских Комиссаров. Соревнование подразумевало не только сравнение показателей, но и взаимную помощь. Помощь, которую ценили и помнили.