Киев продолжает жульничать с минскими договорённостями
Президент Украины Владимир Зеленский внёс в Верховную раду Украины законопроект об изменениях в конституцию страны относительно децентрализации власти. Накануне в эфире телеканала «1+1» президент рассказал, что изменения в украинскую конституцию, которые необходимо внести согласно минским договорённостям, будут касаться децентрализации всей территории страны. Документ внесён на рассмотрение как неотложный, но это и понятно – следующая встреча в «нормандском формате» может состояться уже через четыре месяца, необходимо успеть всё сделать. Законопроект зарегистрирован на сайте Верховной рады под номером 2598.
Казалось бы, всё замечательно, украинский президент старается, это вам не Пётр Алексеевич. Да и закон об особом статусе Донбасса продлён ещё на год.
Но и в этом случае не обошлось без жульничества, причём жульничество становится то ли традицией, то ли таким особым креативным стилем работы новой власти. Можно, конечно, предположить, что в Киеве просто не читали Минских соглашений и вообще не знают, о чём там говорится.
А в Минских соглашениях в пункте 11 говорится о том, что в Конституцию Украины вносятся изменения, связанные с децентрализацией, но с учётом закона об особом статусе Донбасса. Мало того, все эти изменения в Конституцию необходимо вначале согласовать с представителями республик. Жульничество в расчёте на то, что никто не заметит? Что и так сойдёт?
Не сошло. Заметили.
В ДНР заявили, что законопроект от пана Зеленского «категорически противоречит Комплексу мер и всей сути мирных переговоров».
«Во-первых, данный проект не был согласован с представителями республик, хотя в коммюнике по итогам встречи «нормандской четвёрки» президент Украины подтвердил обязательство согласовать с нами все правовые аспекты особого статуса, включая и конституционную реформу.
Во-вторых, в проекте нет ни слова о наделении отдельных районов особым статусом, хотя именно в закреплении особого статуса на постоянной основе и состоит смысл тех изменений в конституцию, которые прописаны в Комплексе мер.
В-третьих, внесённый Зеленским проект – это, по сути, попытка осуществить узурпацию власти с помощью введения понятия представителей президента – так называемых префектов, которые имеют полномочия по приостановке действия любых нормативно-правовых актов, принятых местными советами.
И, в-четвёртых, в проекте вообще отсутствует понятие «район», закреплённое в Минских соглашениях», – говорится в заявлении, опубликованном пресс-службой МИД ДНР.
Всё вышеперечисленное означает, что в любой момент регион можно будет лишить особого статуса, даже если бы этот особый статус был внесён в изменения. Однако в законопроекте упоминаний об особом статусе Донбасса нет.
В МИД ДНР отметили, что этот законопроект – ужесточённая версия того проекта, который пытался принять ещё Порошенко. При этом мелкие жулики в Верховной раде заявляют, что парламент будет рассматривать законопроект «в рамках реализации Минских соглашений».
17 декабря, накануне встречи Трёхсторонней контактной группы в Минске, глава ДНР Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник провели совместную пресс-конференцию с целью озвучить свою позицию по отношению к происходящему в Киеве.
«Саммит продемонстрировал нам то, в чём у нас и так уже была возможность убедиться: с приходом в Киев новых властей для народа Донбасса ничего не изменилось. Политика Порошенко, основанная на полном безразличии к судьбам миллионов жителей и имеющая своей целью «реинтегрировать» обратно только территории, по сути, продолжается Зеленским и его командой», – заявил Денис Пушилин.
Он подчеркнул, что в официальной версии коммюнике совершенно ясно говорится – президент Украины берёт на себя обязательство согласовать с представителями республик Донбасса все поправки в закон об особом статусе и все изменения в Конституцию страны.
«Попытка протащить через Раду несогласованный с республиками закон о децентрализации является прямым нарушением Минских соглашений, что делает этот нормативный правовой акт ничтожным не только для нас, но и для всех участников «нормандского формата». Желание подменить в переговорах жителей растерзанных ВСУ республик на отсиживающихся в Киеве зависимых и управляемых бежавших с родной земли бывших жителей Донбасса – это приём напёрсточников с рынков 90-х, которых в настоящее время напоминают Зеленский и его команда. Эти люди ни на что в республиках не влияют, решений не принимают и, соответственно, к урегулированию конфликта не приведут. Констатируем: при отсутствии прямых переговоров с представителями жителей ДНР и ЛНР прекращение войны невозможно», – уверен Леонид Пасечник.
Лидеры республик обратились к международному сообществу с просьбой повлиять на украинскую сторону и оказать содействие в том, чтобы голос Донбасса был услышан.
«Мировая история знает много прецедентов урегулирования конфликта, которые говорят о необходимости прямого диалога, особых условий сосуществования, амнистии и реального самоуправления. В этом смысле Донбасс не первый и наверняка не последний случай. Поэтому ничего нового мы Киеву изобретать не предлагаем – просто выполните те обязательства, которые были взяты Порошенко и подтверждены Зеленским», – напомнили Киеву из Донецка.
А на следующий день – 18 декабря – состоялась последняя в этом году встреча Трёхсторонней контактной группы в столице Белоруссии. Это первая встреча ТКГ после переговоров в Париже лидеров «нормандской четвёрки», и была тайная надежда на то, что украинская делегация, ознакомившись с коммюнике (текст которого был жульническим образом «отредактирован» в Киеве), станут более договороспособными. Чуда не произошло даже накануне новогодних праздников. Переговоры в Минске закончились ничем. Традиционно и ожидаемо, если отбросить веру в чудеса и в «нормандскую четвёрку».
В гуманитарной подгруппе не удалось договориться по поводу обмена пленными, о чём договорились в Париже. Но Киев – не Париж, и правила там другие.
«На заседании подгруппы по гуманитарным вопросам представители Киева так и не решили вопрос с процессуальной подготовкой к обмену удерживаемых лиц. Это затягивает выполнение рекомендаций лидеров «нормандского формата». Вот уже два года мы ждём от Украины реализации этого механизма. По сути, такая позиция украинской стороны – это срыв чётких предписаний лидеров «нормандской четвёрки». Мы продолжаем предпринимать все действия для стимулирования представителей Киева с целью ускорения этого процесса», – сообщает пресс-служба МИД ДНР.
Не получилось обсудить с украинской стороной и открытие новых пунктов пропуска на линии разграничения.
В экономической подгруппе вся встреча была посвящена одному вопросу – обеспечению водоснабжения и работе КП «Компания "Вода Донбасса"». И хотя никаких конкретных результатов эта встреча не принесла, однако можно говорить о том, что представители Киева хотя бы согласились обсуждать эту тему, что бывает не всегда.
В подгруппе по вопросам безопасности украинская сторона неожиданно предложила согласовать новое перемирие – «зимнее» на фоне действующего бессрочного, за время действия которого в Донбассе усилиями украинских «киборгов» было повреждено и разрушено 335 домов, 37 объектов гражданской инфраструктуры и ранено 22 мирных жителя.
Напомним, бессрочное перемирие действует с 21 июля 2019 года.
Представители ЛДНР напомнили Киеву, что речь в Париже шла не об очередном «зимнем» перемирии, которого хватит часов на 12, пока «киборги» будут отсыпаться после празднования Нового года, речь шла о полном прекращении огня по всей линии фронта. Впрочем, украинская сторона согласилась с необходимостью прекращения огня. Согласятся ли «киборги» – это другой вопрос.
Что касается обсуждения трёх новых участков для разведения сторон, то украинская делегация была не готова сделать какие-то предложения. Делегация же республик приехала в Минск с конкретными предложениями и планом по их реализации, остаётся только согласовать всё это с Киевом, чем и будут заниматься уже в будущем году.
Не стало исключением и заседание политической подгруппы – никакого результата.
«В коммюнике по итогам встречи глав стран «нормандской четвёрки» украинским президентом было подтверждено обязательство согласовать с нами все правовые аспекты особого статуса Донбасса. Однако на данный момент мы не видим, чтобы украинская сторона серьёзно отнеслась к этому решению. Украинский парламент хоть и продлил формальное действие статьи 1 закона об особом статусе Донбасса, но работы над согласованием с нами поправок в него по-прежнему нет», – прокомментировала работу в подгруппе глава МИД ДНР Наталья Никонорова.
После окончания встречи полпред России на переговорах ТКГ в Минске Борис Грызлов заявил журналистам, что обмен тормозится по вине Киева.
«Киев должен выполнить достигнутые договорённости по процессуальной очистке участников обмена «всех установленных на всех установленных. Многие участники предыдущих обменов, переданные с украинской стороны, не получили удостоверения их личности и документы, подтверждающие отсутствие уголовного преследования до сих пор», – сказал Грызлов.
Представитель ОБСЕ в ТКГ Мартин Сайдик, выступая на брифинге после встречи, также подтвердил, что в ближайшее время обмена пленными не будет, однако толерантно не уточнил, по чьей вине.
В своём выступлении Сайдик рассказал об итогах работы ТКГ в уходящем году и попрощался со всеми, поскольку это было его последнее выступление в качестве спецпредставителя ОБСЕ. В следующем году этот пост займёт швейцарский дипломат Хайди Грау, которую Сайдик и представил на брифинге.
Следующее заседание ТКГ в Минске запланировано на 16 января 2020 года.
Полина СУДОПЛАТОВА