Кирилл Зайцев: в актёры – с корабля на бал
Для ныне популярного артиста театра и кино, а в недавнем прошлом выпускника судоводительского факультета Государственной петербургской морской академии имени адмирала С. О. Макарова это не афоризм, а жизненная ситуация.
Пробороздив моря и океаны, он отправился в Рижский русский театр имени Михаила Чехова и после окончания актёрского курса был принят в его труппу. Широкая известность пришла с выходом на экраны фильма «Движение вверх», в котором Кирилл создал образ легендарного советского баскетболиста Сергея Белова. И стал за эту роль лауреатом премии «Золотой орёл».
Кирилл Зайцев в фильме «Движение вверх»
Его роль комиссара-матроса Фёдора Раскольникова в телесериале «Троцкий» отмечена премией российской кинопрессы «Резонанс» на Международном ялтинском кинофестивале «Евразийский мост». Не остались незамеченными зрителями и критикой роли Кирилла в сериале «Гоголь. Страшная месть», в историческом телесериале «Годунов. Продолжение», в военно-историческом фильме «На Париж». С 2018 актёр года сотрудничает с Московским губернским театром.
В конце минувшего года на экраны вышел блокбастер «Серебряные коньки», в котором Кирилл играет красавчика, покоряющего женские сердца, блестящего, перспективного и самоуверенного офицера. На этот раз актёру пришлось в совершенстве освоить коньки и погрузиться в волшебную атмосферу Петербурга 1900 года. Вторая картина нынешней зимы, в которой увидим Кирилла, – «Последний богатырь»: Корень зла», где он создал образ русского богатыря Финиста – Ясного сокола.
Кирилл Зайцев в фильме «Серебряные коньки»
В картине «Последний богатырь» герой Зайцева – Финист – Ясный Сокол
– Кирилл, от моря до сцены и кино – дистанция огромного размера. Почему не сразу выбрал нынешнюю профессию?
– Я был увлекающимся человеком, искал себя. В школе чем только ни занимался: музыкой, спортом, танцами, литературой. На уроках с выражением читал отрывки из заданных произведений. Помню, как с чувством, с толком, с расстановкой не просто произносил слова, а изображал Фамусова. Одноклассники улыбались: Зайцев чудит. В старших классах мечтал и о море, и об актёрстве. Мама посоветовала стать моряком, считая, что эта профессия больше подходит мужчине. Это стало и моим выбором, о чём не жалею.
Морская форма актёру к лицу
– И каким же ветром занесло в сухопутную профессию?
– Решил, что пришла пора и вторую мечту осуществить. Это и привело в Рижский русский театр. Художественный руководитель театра Игорь Григорьевич Коняев посмотрел всё, что я подготовил, и вынес вердикт: в театр не возьму, а поучиться предлагаю. Я не отказался. Так увлёкся, что в какой-то момент понял, что не ассоциирую театр с работой – часами занимаюсь, а усталости нет.
– И как же рижский актёр, мало кому известный в российской столице, попал в компанию звёзд экрана Владимира Машкова, Сергея Гармаша, Марата Башарова, Андрея Смолякова, Виктории Толстогановой?
– Как обычно: через кастинг. Сначала меня пробовали на роль Модестаса Паулаускаса. А буквально на следующий день пригласили сделать пробу на роль Сергея Белова. И я задался целью не упустить редкий шанс – попасть в картину такого масштаба! К тому же я в детстве занимался баскетболом и очень люблю этот вид спорта. Ещё не зная, утвердят или нет – кастинг ведь длился восемь месяцев – я начал всерьёз заниматься баскетболом. И погружался в текст книги Сергея Белова «Движение вверх», по которой снимался фильм. Начал изучать историю легендарного матча 1972 года. Почувствовал весь накал тех страстей, мне передалась энергетика игроков. Это ведь был не просто спорт, а соревнование между СССР и США. Понял уровень ответственность наших игроков. Никто не верил в их победу, но три последние секунды матча решили его судьбу.
– Что было главным для вас в создании образа главного героя?
– В картине не один главный герой, а вся команда. Для меня самое главное в любой роли – быть убедительным. Я должен был достичь такого уровня, чтобы зрители поверили, что перед ними профессиональный баскетболист. Мечтая об этой роли, я вспоминал слова моего мастера Коняева: отпусти мечту и будь что будет. Я её отпускал в спортивном зале. И мечта моя стала реальностью.
– У актёров ведь были и тренеры, и дублёры?
– Конечно. И были настоящие тренировки. Каждая комбинация точно как в историческом матче. Хореографию баскетбола ставил сын Сергея Белова Александр. Вводились зрелищные моменты, чтобы каждая картинка была эстетичной и завлекала. От актёров требовалось точно попадание в психофизику героя. И был, конечно, очень хороший сценарий по блестящей книге Сергея Белова «Движение вверх». Я рекомендую её всем прочитать, независимо от того, чем человек занимается. Особенно молодым людям. Потому что эта книга учит побеждать. Автор уверен: если у человека есть мечта и он стремится достичь высокого профессионального уровня, рано или поздно добьётся успеха. Что касается дублёров, я старался, чтобы мой чаще отдыхал. Хотелось всё делать самому. Потом, как бы ни был хорош дублёр и похож на тебя, на крупных планах работает всё же актёр.
– Рядом со звёздами не робели? Как с ними работалось?
– Это и большая удача – оказаться на площадке с такими мэтрами, и большой интерес. Первое время я подгладывал, как Машков работает. Это был для меня мастер-класс. Как он держит внимание на партнёре, как мыслит в кадре. Каждая его реплика – точный пас партнёру. Он не играет, а живёт, и ты рядом с ним живёшь. Не скажу, что я с первого дня завоевал его доверие. Но постепенно между нами таял лёд, появилось взаимодействие на энергетическом уровне. А это энергия.
– Не все театральные актёры признают кино, а киношные – театр. Вы с одинаковым удовольствием выходите на сцену и снимаетесь в кино?
– Как правило, театральные актёры легче переходят в кино, чем киноартисты выходят на подмостки. В кино у актёра спринтерский забег: максимально дубль длится в среднем полторы – две минуты. Столько актёр находится во внимании. А на сцене ты должен держать зрительское внимание гораздо дольше. В спектакле «Княжна Мэри» в Рижском театре я играю Печорина. Со сцены не схожу часов двадцать. Я веду историю здесь и сейчас. И второго дубля не будет. Американский актёр и режиссёр Аль Пачино сравнивал кино с канатом, который положили на пол, и ты по нему идёшь, если оступился, снова встал и дальше идёшь. А театр – подвешенный на высоту канат. Достаточно высоко и страховочного троса нет. Я считаю, театр необходим актёру. Он воспитывает. Как говорит Сергей Витальевич Безруков, театр нужен для роста. А вообще выход на сцену или на съёмочную площадку должен быть чудом, диалогом с Богом.
– Вы теперь москвич?
– Да, переехал в российскую столицу. Но неделю каждый месяц провожу в Риге, где играю все свои спектакли, как приглашённый артист: в «Княжне Мэри», «Короле Лире», «Свидание хотя и состоялось, но…», «Два джентльмена из Вероны» и «Добрый человек из Сезуана». Мне эти спектакли нравятся. В Москве первая театральная роль в спектакле «Пушкин» Губернского театра. Поэта играет Сергей Безруков, а я – Николая Первого. Вторая – Фандорин в постановке «Приключения Фандорина» по роману Бориса Акунина.
Сцена из спектакля «Приключения Фандорина»
Кирилл Зайцев в роли Николая Первого
Успешно проявляя себя в актёрской профессии, Кирилл освоил ещё две – режиссёра и продюсера, сняв картину «Сашка. Дневник солдата» по повести Вячеслава Кондратьева. А на Севастопольский фестиваль кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир» минувшей осенью привёз как продюсер документальный полнометражный фильм «Познавая цвет войны». О поколении выдающихся художников, детство и молодость которых прошли в суровых условиях военных лет. И уехал в Москву с призом.
Кирилл Зайцев на Севастопольском фестивале «Святой Владимир»
– Первоначально я думал, что возьму на себя только роль ведущего, чтобы привлечь внимание к картине зрителей, среди которых у меня уже немало поклонников, – признался Кирилл. – Но по мере работы над фильмом стал буквально погружаться в эту тему. И решил поддержать картину как продюсер, присоединившись к Анастасии Трубчевской и Дарье Башвиновой. Фильм о том, что даже в нечеловеческих условиях и лишениях можно стать выдающимся. Художник и на войне оставался художником. И отношение к художникам в военное время было трепетным: старались всячески сохранить молодой генофонд живописцев. Кто был постарше, пошли не передовую и многие не вернулись. Эти люди вызывают восхищение. Одна из героинь нашего фильма Клара Власова в 94 года работает в мастерской. 90-летний художник преподаёт живопись, сохранил острый ум, блестящую речь. Снимаю шляпу перед этими людьми.