Лазарет. Друг Христов рядом
16.04.2011
Напечатать
А
А
А
Не каждый на Украине помнит, что историческое название Днепропетровска – Екатеринослав, и не каждый житель Днепропетровска знает, где в городе находится Севастопольский парк, а оказавшийся в парке, не всегда понимает, что здесь было прежде… Мы не о памяти вообще и не об исторической памяти, но о памяти вечной. Сегодня Лазарева суббота.
Святой Лазарь. Фреска. Аракос Панагии церковь. Кипр. 1192 год
1.
Ровно сто лет – с 1855 по 1955 годы на месте Севастопольского парка находилось кладбище. Здесь (трудно произнести слово «покоятся») были похоронены десятки и десятки тысяч человек, в том числе участники пяти войн. Первые могилы появились весной 1855 года. Это могилы воинов, защищавших Севастополь. В тот год Екатеринослав оказался ближайшим к зоне войны губернским городом и был переполнен ранеными…
Многие десятилетия духовным центром и архитектурной доминантой кладбища являлась церковь, освящённая в честь Воскресения Лазаря...
Воскресение Лазаря
Екатеринослав был основан в 1776 году как центр Азовской губернии и замышлялся Екатериной II и Григорием Потёмкиным как третья столица Империи. Намерение не получило развития; к началу Крымской войны в городе проживало всего 13 тысяч человек (в губернской Одессе – 100 тысяч).
В 1855 году население Екатеринослава увеличилось в несколько раз. Город стал важным пунктом тыла воевавшей страны.
Идея превратить Екатеринослав в госпитальный город принадлежит Николаю Ивановичу Пирогову (1810-1881), главному хирургу осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Необходимо сказать, что Пирогов, являясь основателем военно-полевой хирургии, создал и новый метод ухода за ранеными. В зависимости от тяжести ранений больные отправлялись либо сразу же, в полевых условиях, на операционный стол, либо эвакуировались в Симферопольские госпитали и далее – вглубь страны для лечения в стационарных госпиталях. Пирогов впервые для лечения переломов стал применять гипсовые повязки. Будем помнить и то, что именно в нашей стране во время Крымской войны впервые в мире появилось общество сестёр милосердия. 5 ноября 1854 года, в день Воздвижения Креста Господня, по инициативе и на средства Великой княгини Елены Павловны (1807-1873) была учреждена Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Эмблемой общины был утверждён равносторонний крест красного цвета, позже ставший мировым символом милосердия.
В осаждённом Севастополе, часто под обстрелом, среди разрывов бомб сто двадцать сестёр Крестовоздвиженской общины спасали солдат, облегчали страдания. Семнадцать сестёр погибли…
Мы, живя в мирных пока условиях, видя стрельбу в основном по телевизору, воспринимая кровь с голливудским бесчувствием, совсем забыли правду чудовищного лица войны. Но вот благодаря силе художественного слова, как в подзорную трубу, можем заглянуть в госпиталь Крымской войны. Перечитывая «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, вдруг ужас охватывает нас. Не кто-то когда-то, а ты сам оказываешься лежащим в луже крови на грязном госпитальном полу: «…носильщики беспрестанно вносили раненых, складывали их один подле другого на пол, на котором уже было так тесно, что несчастные толкались и мокли в крови друг друга, и шли за новыми… Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами. Доктора, с мрачными лицами и засученными рукавами, стоя на коленях перед ранеными, около которых фельдшера держали свечи, всовывали пальцы в пульные раны, ощупывая их, и переворачивали отбитые висевшие члены, несмотря на ужасные стоны и мольбы страдальцев…»
Тысячи раненых на подводах непрестанным потоком перемещались из Крыма в Екатеринослав. Под госпитали были переоборудованы богоугодные заведения, Потёмкинский дворец, многие доходные дома.
Мы не знаем, сколько воинов нашли последнее пристанище на Севастопольском кладбище Екатеринослава. Рядовых хоронили в братских могилах.
Члены императорской семьи, посетив в 1863 году кладбище, пожертвовали значительную сумму на строительство церкви. В том же году на месте небольшой кладбищенской часовни возник храм, освящённый в честь Воскресения Лазаря.
В 1877-1878 годы на Севастопольском кладбище хоронили участников русско-турецкой войны. С 1914 года здесь находили последнее пристанище умершие в госпиталях, получившие раны на полях сражений Первой мировой. Здесь хоронили в Гражданскую… Хоронили в 1941-м. В 1943 году на кладбище появились 604 могилы воинов, освобождавших город от немцев.
Екатеринослав. Севастопольское кладбище
Во время жесточайших боёв при освобождении города один снаряд попал в купол храма. По оценкам современников, разрушения не были катастрофическими. Но о восстановлении храма-памятника в ту пору речи не велось. Наоборот. В 1949 году горсовет принял решение ликвидировать не только повреждённый храм, но и всё кладбище целиком. Власти придумали на месте кладбища соорудить оранжереи для выращивания плодовых культур…
Кто-то одобрял, кто-то молчал, но находились и те, кто в меру сил готов был защитить память своих предков, своих близких. Люди начали писать письма во все инстанции, всё выше, выше – в Киев, в Москву, в Кремль. Краевед Алексей Дёмин, много занимавшийся историей Севастопольского кладбища, как-то рассказывал о двух известных ему письмах.
Одно было адресовано Л. П. Берии, второе, коллективное, - И. В. Сталину. В послании к Берии жительница Днепропетровска Елизавета Ковтунова слёзно просила его не допустить сноса Севастопольского кладбища. Она сообщала, что в 1945 году у неё умерли сын, внук и муж. «Я совсем одинокая, - писала несчастная женщина, - и единственная моя отрада – три могильных холма…»
Под письмом, адресованным Сталину, подписи 12 человек. В нём речь о том, что в Днепропетровске уже снесены три кладбища, и Севастопольское – последнее, которое представляет историческую ценность.
Как бы то ни было, кладбище просуществовало ещё пять лет, пережив высокопоставленных адресатов упомянутых писем. К тому времени идея устроить на костях оранжерею отпала. Но при этом в марте 1955 года горсовет утвердил «Проект благоустройства бывшего Севастопольского кладбища». Кому-то оно не давало спать спокойно. В богоборческие времена власти любили устраивать на кладбищах парки, словно бы мстя нашим предкам. Некрополь сравняли с землей. На месте храма насыпали холм и установили памятный обелиск с надписью «Вечная слава героям Севастопольской обороны 1854-1855 г.». Позже в парке были установлены бронзовые бюсты восьми известных героев Крымской войны.
А в остальном – парк как парк: танцы, пивко, аттракционы, кино, спортивные состязания.
Только косточки до сих пор из земли выходят.
Мемориал в Севастопольском парке на месте Лазаревской церкви
2.
Святое Евангелие повествует нам о трёх чудесных воскрешениях умерших, сотворённых Иисусом Христом. В городе Наин Он, сжалившись над вдовой, хоронившей единственного сына, сказал: «юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх…» (Лук. 7.12-16). Позже Господь воскресил двенадцатилетнюю дочь Иаира (Лук. 41.49-56). Третье чудо воскрешения – Спаситель из гроба поднял Лазаря, брата Марфы и Марии, которого называл Своим другом и чей дом в селении Вифания, расположенном недалеко от Иерусалима, часто посещал во время Своей земной жизни. Четыре дня уже лежал Лазарь в гробу, и камень был надвинут на вход в пещеру. «То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе… Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». (Ин. 11.3-11, 17-44).
Чудо воскресения Лазаря вспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста. В честь этого события в 1863 году и был освящён храм в Екатеринославе.
Церковь учит, что это событие является прообразом грядущего Воскресения Христова и прообразом чаемого воскресения всех в час Второго пришествия Христа Спасителя на землю.
Святой праведный Лазарь Четверодневный прожил после чудесного своего воскресения большую жизнь. Около тридцати лет, проповедуя Христа, он был епископом города Китиона (Ларнаки) на острове Кипр. Через столетия, во времена императора Льва VI Философа (правил Византией 870-912) на Кипре была обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Город, в котором была сделана находка, с тех пор называется Ларнаки, что значит «гроб Лазаря». Его мощи в 898 году были перенесены в Константинополь и помещены в храм Праведного Лазаря. День перенесения мощей 17/30 октября стал православным праздником.
Церкви при кладбищах в честь Лазаря Четверодневного строились на Руси и в старину, строятся и ныне.
В Днепропетровске существует инициативная группа по восстановлению храма-памятника на бывшем Севастопольском кладбище. Атаман Екатеринославского казачества Геннадий Чумак рассказывает о проекте храма-памятника в честь Святого праведного Лазаря Четверодневного и о планируемом создании мемориального комплекса. Кое-что уже сделано. Властями отведена земля. Но есть, как водится, и трудности.
Проект возрождения храма был разработан по инициативе митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Представляя в 2010 году вниманию общественности эскизный проект, владыка Ириней сказал: «Надо восстанавливать из небытия Божьи храмы, которые разрушены, ведь над мощами разрушенных храмов витают ангелы и охраняют их. Поэтому мы просто обязаны восстановить храм Лазаря Четверодневного и другие утраченные святыни, которые были не только украшением нашего города, но и являлись его духовными центрами…»
План реконструкции Севастопольскорго парка с благословением Патриарха Кирилла
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетив с пастырским визитом Днепропетровск в июле 2010 года, побывал и на мемориале в Севастопольском парке. Святейший благословил грядущее строительство, написал на эскизе проекта: «Быть храму сему в память о героях прошлого и в надежде на мирное и благополучное будущее Украины и России. + Кирилл 24.07.10».
Эскиз восстановления храма Лазаря Четверодневного
Тропарь Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому, праведному:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо
к нам прииде из Кипра, Лазаре,
Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,
подая чтущим тя исцеления даром,
избавляя от бед и от всякаго вреда,
верою взывающих ти:
спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
80
Поставить лайк: 145
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/lazaret-drug-hristov-ryadom