Марк Донской. Искусство классика
Кадр из фильма М. Донского «В людях»
6 марта любители отечественного кинематографа отмечали 112 лет со дня рождения Марка Донского, советского режиссера и драматурга кино, известного по картинам «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Сельская учительница, «Радуга», «Сердце матери». За свой вклад в кинематограф режиссер был любим не только зрителями. Он был удостоен Сталинской премии трех (!) степеней, Государственной премии СССР, звания "Народный артист СССР", заслуженного деятеля искусств, Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. За рубежом М. Донской вошел в список классических режиссеров. За фильм «Радуга» был награжден Высшим призом Американской ассоциации кинокритиков, престижной премией газеты «Daily News». Киноленты М. Донского отмечали своими премиями, наградами и призами Международный венецианский кинофестиваль, а также кинофорумы Локарно, Парижа, Эдинбурга и Стокгольма.
У Марка Донского был озорной одесский характер – многие представители Дома кино оказывались объектами его всевозможных шуток и розыгрышей, которым он радовался, как ребенок. Сын режиссера Александр вспоминал: «Марк Донской и в самом деле был таким. Непредсказуемым, неуправляемым, с неуемным и бурным темпераментом. Актер, режиссер и друг нашей семьи Родион Нахапетов, снимавшийся у отца, любил повторять сказанную кем-то весьма точно подходившую к нему математическую формулировку: обычный режиссер – это кубический корень от Марка Донского. Речь здесь, конечно, прежде всего, о темпераменте и непостижимости поступков, хотя, вероятно, и о том, что называется одаренностью от Бога. Говорят, что Марк Донской был начисто лишен цинизма, расчетливости в поступках и творчестве, наивно верил в то, что хотел сказать в своих картинах. Могу подтвердить, что это так. …Марк Донской непредсказуем. Городской сумасшедший с любимым словечком "Каздалевский", которое означало все что угодно – от похвалы до неприятия».
Марк Донской в амплуа гопника в фильме «Убитая жизнью». Первая и единственная его роль в кино
Родился Марк Семенович Донской в Одессе в 1901 г. в небогатой еврейской семье. С самого детства увлекся спортом и театром. Организовав знакомых ребятишек, собрал «дикую» футбольную команду и «дикий» театр, спектакли которого проходили в подвале, где жил один из его друзей.
В период Гражданской войны юноша попал в плен Белой армии, где провел непростые десять месяцев. После освобождения основательно подошел к вопросу выбора профессии. «Наконец решил, что мое призвание психиатрия, – рассказывал он, – но тут же наступило разочарование. Очевидно, этому способствовало мое увлечение футболом и легкой атлетикой. Но не может же человек заниматься только спортом? Я поступил на юридический факультет. На третьем курсе снова понял, что выбрал профессию не по душе, однако бросать юридический, как я поступил с медицинским, было стыдно. Решил окончить образование, подкрепив его музыкой и боксом. После юридического факультета я не знал, что же делать дальше. И имел неосторожность написать книжку новелл «Заключенные». Она имела успех. Тогда я написал пьесу «Заря свободы». Затем сценарий – «Последний оплот». С этим сценарием отправился в Москву завоевывать право на жизнь в кинематографе».
В 1926 г. Донской устроился на Третью Московскую кинофабрику помощником режиссера и ассистентом по монтажу в Белгоскино. Набравшись опыта, снял немые картины «В большом городе» и «Цена человека» вместе с режиссером Михаилом Авербахом, который учился в режиссерской мастерской Льва Кулешова. По словам Донского, Кулешов был учителем даже тех, кто в его мастерской непосредственно не занимался. Донской тоже относил себя к ученикам Кулешова.
Были сняты первые самостоятельные работы – в 1929 г. фильм «Пижон», в 1930 г. «Чужой берег», в 1931 г. «Огонь». Но широко замечен Донской был в 1934 г. после фильма «Песня о счастье», яркой картине об истории марийского паренька Кавырли, который после попадания в исправительную колонию находит силы выйти на светлый путь и становится известным флейтистом.
В 1935 г. Донской первым в СССР дублирует зарубежный фильм – выбор пал на американскую, ныне классическую, картину «Человек-невидимка» по Герберту Уэллсу.
Впечатлившись тремя ранними повестями Максима Горького, Донской лично отправился к знаменитому писателю, надеясь получить разрешение на экранизацию. Писатель смутился: «А стоит ли при жизни памятники ставить?», на что Донской ответил: «Это будет не памятник. Я хочу сделать картину о том, как из недр народа вырастают прекрасные талантливые люди». Горький возражать не стал.
Свою известную трилогию по произведениям Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» Донской снял на студии «Союздетфильм». Автор книг так и не увидел ни одной из этих экранизаций. Но те, кто видел эти фильмы, были весьма впечатлены. Один из критиков писал: «Экранизируя горьковские произведения, режиссер постигал искусство проникновения в сущность человеческих характеров, принципы искусства жизненной правды». Именно эти картины ввели имя Марка Донского в историю мирового кинематографического искусства. В дальнейшем режиссер снял еще несколько фильмов по произведениям Горького – «Мать», «Фома Гордеев», «Супруги Орловы».
Павла в экранизации Донского «Мать» играет молодой Алексей Баталов, а Пелагею Ниловну Власову – Вера Марецкая.
А. Баталов и В. Марецкая в фильме М. Донского «Мать»
Когда пришла Великая Отечественная война, Донскому дали «бронь». Но режиссер отправился на фронт добровольцем, где был назначен командиром роты. Однако на фронте режиссер оставался недолго – «сверху» пришел приказ эвакуировать Донского в Ашхабад. Было сказано: «Помогайте своим искусством завоевывать победу».
За период войны Донской снял фильм «Как закалялась сталь» по одноименному произведению Н. Островского, ленту «Радуга» по повести В. Василевской, «Непокоренные» по повести Б. Горбатова. Последний фильм впервые в истории кинематографа раскрывал тему холокоста.
Военные ленты Донского имели огромный успех за границей. Александр Донской вспоминал: «Вокруг “Радуги” выросла легенда, будто она стала первым советским обладателем "Оскара" в игровом кинематографе. На самом деле это был не “Оскар”, но тоже очень престижная премия Гильдии американских кинокритиков, причем статуэтка действительно издали немного похожа на знаменитого “дядюшку”. …Именно тогда, в 1944 году, теплую телеграмму отцу прислал сам президент США Франклин Рузвельт. Вот ее текст: “В воскресенье в Белом доме смотрели «Радугу». Я пригласил переводить ее посла Чарлза Болена. Но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии. Ваш Франклин Делано Рузвельт”. Затем оказалось, что Марк Донской – не кто иной, как предтеча неореализма. Об этом говорили такие великие итальянцы, как Джузеппе де Сантис и Федерико Феллини. Имелась в виду горьковская трилогия и “Радуга” (“шедевр, каких мало” – слова Сантиса)».
Следует отметить, что главную роль Олёны Костюк в этой экранизации романа Ванды Василевской сыграла знаменитая украинская актриса Наталья Ужвий, с 1944 г. народная артистка СССР, удостоенная в 1946 г. за эту роль Сталинской премии. По сюжету фильма «Радуга» во время войны простая украинская женщина О. Костюк становится партизанкой и, попав в руки врага, переносит пытки, смерть своего новорожденного ребенка, которого убивает немец.
Известно, что именно Н. Ужвий позировала скульптору М. Г. Манизеру для фигуры Катерины на знаменитом многофигурном памятнике Шевченко в Харькове (1933-1935).
Н. Ужвий в фильме М. Донского «Радуга»
В 1947 г. М. Донской выпустил картину «Сельская учительница» о нелегком, самоотверженном труде женщины-интеллигента в русской деревне. Этот фильм стал самым успешным для него в отечественном прокате. Сам режиссер об этом фильме говорил так: «Я хотел рассказать в этом фильме о человеческом достоинстве, о том, что жизнь прекрасна и слово „жить“ означает “любить жизнь“. Жить – это значит работать для счастья других».
В. Марецкая в фильме «Сельская учительница»
Далее М. Донской снял два, как сегодня сказали бы, «этнических» фильма: по одноименному роману Т. Семушкина «Алитет уходит в горы», о жителях Чукотки, и по произведению М. Коцюбинского «Дорогой ценой», о гуцульских крестьянах. Среди отечественного зрителя последний фильм особой популярностью не пользовался, но на западе эта лента, вышедшая с названием «Лошадь, которая плачет», имела большой успех.
М. Донской в рабочем кабинете
В 1956 г. ЮНЕСКО обнародовало список «28 великих режиссеров», в котором было имя Марка Донского.
Марк Донской и Джульетта Мазина
Несколько резонансных по тем временам фильмов режиссер посвятил жизни женщин, которые были связаны с именем Ленина – «Сердце матери» (1966), «Верность матери» (1967) и «Надежда» (1973). За «Сердце матери» М. Донской был награжден Государственной премией СССР.
Последним фильмом М. Донского стал «Супруги Орловы» (1978), снятый по ранним произведениям М. Горького.
21 марта 1981 г., через две недели после собственного восьмидесятилетия, режиссер скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Надгробье М. Донского на Новодевичьем кладбище
О жизни и творчестве Марка Донского Ю. А. Швырев и Г. Н. Чухрай сняли фильм «Я научу вас мечтать», в котором известные кинематографисты, среди которых Григорий Чухрай, Джузеппе Де Сантис, Стэнли Крамер, Владимир Наумов, Наталия Белохвостикова, Марианна Стриженова, Михаил Ножкин и другие вспоминают о своем учителе.
«Таков был Марк Донской, – говорил сын режиссера А. Донской. – Мой отец. Друг де Сантиса, Жана-Поля ле Шануа, Стенли Крамера, Ежи Гоффмана, Леонида Утесова, Григория Чухрая, Акиро Куросава... Последнее, о чем хотелось бы сказать. Я с радостью открыл для себя в последнее время, что многие молодые люди, для которых наш кинематограф “от двадцатых до восьмидесятых” – уже далекая история, хотят раскрыть для себя страницы этой истории, узнать больше о творчестве и жизни таких людей, как Марк Донской. И, кстати, многие знают. Это хорошо».
В самом деле: проходят поколения, меняются общественные формации, меняется язык искусства, однако остаются некие неотменимые нравственные константы, которые, всегда были ценны в отечественном искусстве.
М. Донской с коллегами