Михайловская Чудотворная из Покровского храма Большой Писаревки
Покров Пресвятой Богородицы
14 октября (1 октября по старому стилю) православный народ отмечает великий праздник Покрова нашей Пресвятой Владычицы Богородицы - первый большой осенний праздник, испокон веков широко празднуемый по всей Руси.
В народном календаре считалось, что на Покров осень встречается с зимой и «покрывает» землю инеем. Отсюда и пословица: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».
Жители многих регионов Руси также связывали праздник с некоторыми свадебными обрядами. Православные девушки в этот день особо усердно молятся Пресвятой Деве Марии о замужестве.
Этот большой праздник на Слобожанщине является престольным для Свято-Покровской церкви в живописном поселке Большая Писаревка, находящемся в Великописаревском районе Сумской области (прежде Харьковской губернии) — в 92 километрах от Харькова на левом берегу реки Ворскла. Встречается также упоминание этого же места как «Великая Писаревка». Разночтение связано с двумя укорененными здесь языками — русским и малороссийским, на котором название звучит как «Велика Писарівка».
В 1709 году, после победы над шведскими войсками в Полтавской битве, Петр I подарил земельные территории нынешней Большой Писаревки генерал-фельдмаршалу Михаилу Михайловичу Голицыну (старшему), под началом которого земли были заселены православными подданными. Для них и было возведено несколько храмов.
Михаил Михайлович Голицын
О Большой Писаревке и ее церквях упоминал архиепископ Филарет (Д. Г. Гумилевский) во втором томе историко-статистического описания Харьковской епархии, в главе «Богодуховский уезд»: «Ныне в Писаревке три храма: Успенский, Покровский и Николаевский. Каменный храм Успения Богоматери в 1819 г. заменил собою два деревянные храма Писаревки, из которых один был во имя Архистратига Михаила, а другой во имя св. Царевича Димитрия — памятники молитв о знаменитом владельце Писаревки фельдмаршале князе Михаиле Михайловиче Голицыне и его брате Дмитрии. По ведомости 1764 г. храм во имя св. Царевича построен был в 1715 г., а храм Архангела в 1726 г. Основание каменному храму положено было в 1805 г., когда слобода принадлежала князю Николаю Алексеевичу Голицыну. Храм доведен был до купола, когда слобода перешла к князю Николаю Борисовичу Юсупову. Переходом слободы от одного владельца к другому замедлился ход постройки храма. Наконец храм вместе с колокольнею окончен был в 1819 г.»
Сама же каменная церковь Святого Покрова Богородицы была основана на месте разрушенной деревянной церкви великомученика Иоанна Воина в 1756 году, по благословению Белгородского епископа Луки. Средства на ее строительство были выделены помещиком Андреем Савичем.
Окончили строительство в 1775 году. При храме была также и церковно-приходская школа.
В 1894 году церковь полностью обновили на средства семьи Николая и Марии Лещинских.
Икона Пресвятой Богородицы «Михайловская»
Свято-Покровская церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, известной православной общине как Михайловская, названной в честь Михайловского монастыря, где раньше икона находилась.
Известный православный писатель Е. Поселянин в своей книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» писал: «Местночтимая Михайловская икона Божией Матери находится в Успенском храме села Большой Писаревки Богодуховского уезда Харьковской губернии. На месте Успенского храма прежде существовала Михайловская церковь. При ней была изба-богадельня, предназначенная для пристанища странников и бесприютных. В ней однажды тяжко заболел один странник и пролежал около года. Все посещавшие богадельню считали его неизлечимым. Но вот однажды они увидели, что больной идет в храм и несет икону Богоматери. Его остановили, и больной рассказал, что ночью, когда он лежал на одре в беспомощном состоянии, он услышал голос, приказывавший ему перенести из хижины в церковь образ Богоматери, за что было ему обещано выздоровление. Больной поднялся, но потом опять лег. На утро последовало вторичное повеление. Тогда он встал с постели и увидел на столе икону Богоматери. С благоговением он приблизился к образу, стер с него пыль, пошел в церковь и в это время почувствовал себя совершенно здоровым. Этот образ Божией Матери получил наименование Михайловской иконы от той Михайловской церкви, в которой он раньше хранился».
У чудотворной иконы в Великописаревском храме сегодня
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Михайловская», празднуемой 23 августа / 5 сентября, молятся об исцелении телесных недугов. Вот молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Михайловская, чтимая в Успенской церкви слободы Большой Писаревки, Харьковской епархии: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».
К сожалению, сохранился только список с этой иконы. Икона без следа пропала в начале ХХ века, с тех пор считалась утерянной. Есть мнение, что икона была отправлена за границу, где оказалась в частной коллекции. Однако икона Михайловской Божьей Матери несет в себе настолько сильную благодать Божию, что даже список с нее является чудотворным.
В харьковской газете «Русь Триединая» С. Моисеев недавно описывал случай чудесного исцеления: «Благодаря благодатным обстоятельствам мы нашли Свято-Покровский храм в Большой Писаревке и, самое главное, буквально на пороге храма застали настоятеля игумена Митрофана (Царева). Он благословил сделать фотографию списка иконы. Фото иконы отправили в Свято-Михайловский монастырь в Одессу. Секретарь обители матушка Лидия (которая незадолго до это и поручила нам разыскать эту икону) находилась в больнице, и ей доставили фото иконы. Кроме Михайловской иконы других образов в палате больше не было. Матушка Лидия перенесла более трех операций. У нее периодически, повышалась температура до 39—40 градусов. Образ Божией Матери был рядом с больной. Матушка Лидия обращалась к образу Богородицы с молитвами. И однажды она увидела на щеке Богородицы знак (t), которым обозначают температуру и рядом застывшую слезу. После этого длительная и тяжкая болезнь отступила».
Каждый год 5 сентября из города Сумы выходит крестный ход в Свято-Покровскую церковь на праздник иконы Божьей Матери Михайловской.
Прежде уникальными православными святынями, находившимися в Покровском храме, была и старинная икона святого Николая, перенесенная из закрывшейся в селе Александровка Николаевской церкви, и Евангелия 1712, 1735, 1744 годов. Как это ни печально, но многое было утеряно в годы лихолетья, в вихрях трагических и сложных событий XX века. В 1918 году село захватили австро-немецкие оккупанты. На некоторое время Большая Писаревка была захвачена отрядами Симона Петлюры, но была выбита подразделениями Красной армии. Новая власть закрывала церкви и монастыри, превращая их в склады, клубы или… груды кирпича.
В нынешнее время в Свято-Покровской церкви служит игумен Митрофан (Царев), проводятся службы и праздники, к списку чудотворной иконы Божией Матери Михайловской (от которого до сих пор происходят чудеса исцеления) регулярно прибывают паломники из различных мест России и Украины.
Клирики Свято-Покровской церкви в Большой Писаревке
Православные прихожане справедливо полагают, что лишь с Божией помощью Свято-Покровский храм сумел хоть частично, но уцелеть. Печально, что это единственный из пяти храмов в Большой Писаревке, которому удалось пережить безбожную разруху и пройти сквозь огни и разрушения периода Великой Отечественной войны.
Ныне Свято-Покровский храм Большой Писаревки хоть и находится в бедственном состоянии, однако является духовным центром притяжения и главной достопримечательностью в поселке.
Крестный ход в Большой Писаревке с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Михайловская»
Великописаревцы хранят память не только о своих духовных истоках, но и о воинах, павших в Великой Отечественной войне, а также отдавших жизни при исполнении интернационального долга. В Большой Писаревке установлен памятный знак воинам-афганцам.
Память земная и небесная…
Это и есть единство и основа жизни — в соединении памяти земной и Небесной, жертвенно-героической и повседеневной.