ссылка

На перекрестке кризисов

Увеличить шрифт
А
А
А

20 октября появился указ В.Ющенко о приостановке действия указа от 9 октября о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады VI созыва и назначении внеочередных выборов. Стало ясно: вероятность внеочередных выборов сведена до минимума (ни о каких сроках вообще не сказано), в Раде появится новая коалиция, благодаря которой будут приняты «антикризисные» законы и сформировано новое правительство.

«Антикризисные» законы, как и «политический кризис» в парламенте Украины, работают не на благо страны, а во имя спасения украинского бизнес-сообщества, которое, как сука блох, набрало внешних долгов на сумму более 100 млрд. долларов (в 2004 году объем долгов составлял 23,8 млрд. долл.). И хотя Нацбанк Украины говорит, что на долю частного сектора приходится около 85 млрд. долл., а остальные числятся за органами денежно-кредитного регулирования и госуправления, можно с уверенностью говорить, что и этот долг приватный.
 
Два дня собранная Верховная Рада не могла утрясти вопросы повестки дня. 22 октября В.Ющенко решил пообщаться с журналистами, выбрал место у ограды здания ГПУ, да и сказал так, чтоб было понятно: «Дії, які сьогодні робить Прем'єр-міністр України і її політична сила, це дії недемократичного характеру. Більше того, я хочу сказати: те, що робиться в парламенті під керівництвом політичної сили БЮТ – це не що інше, як демонтаж демократичних перетворень в Україні».
 
Демократия тут ни при чем. В Украине несколько явлений слились в одно. Мировой финансовый кризис - это кризис спекулятивного капитала; для стран, не относящихся к постиндустриальному миру, характерен кризис индустриального производства. Украину терзают оба кризиса вместе. Политические и деловые элиты Украины (это одно и то же) схватились в мертвой схватке за выживание: кто будет пользоваться ресурсами неньки-Украины - производственный капитал или спекулятивный? Решить вопрос могут те, кто обладают властью.
 
Последние несколько дней и президентская, и премьерская рать делают все возможное, чтобы получить с рук МВФ до 14 млрд. долл.
 
Возникает вопрос: зачем, если финансовая система страны способна справиться с краткосрочными задолженностями и в нынешнем, и в будущем году. Их-то всего около 20 млрд. долл., при золотовалютных запасах в 38 млрд. долл. Нет ни одного банкрота в банковской среде, налицо высокая ликвидность банков, особенно первой группы, на долю которых приходится более 60% балансового капитала, активов, выданных кредитов, обязательств всей банковской системы Украины. Доля иностранного капитала в банковском секторе страны достигает почти 38%. Куда побегут «дочки» от не освоенного ими пространства независимой Украины? Туда, где готовы ежегодно предоставлять многомиллиардные кредиты? Или на Кипр? Кипрская земля и так не жалуется. Из общего объема накопленных к 1 июля 2008 года прямых иностранных инвестиций в Украину на долю «кипрского» капитала приходилось почти 23% (8,3 из 36,4 млрд. долл.). Надо сказать, Украина инвестировала «киприотов» по первому разряду: 94% своих прямых инвестиций в экономику стран всего мира (5,8 из 6,1 млрд. долл., тогда как в Россию – всего 110 млн. долл., в США - 5,9 млн. долл., в Белоруссию - 5,1 млн. долл.).
 
Не оказывает существенного влияния на положение дел в экономике страны и снижение индекса ПФТС. Он снизился с декабря 2007 года по октябрь нынешнего более чем в 2 раза, а объемы торгов более чем в 6 раз. При этом надо иметь в виду, что на «организованном фондовом рынке» в Украине проводится всего около 5% сделок (в 2007 году - 4,66%). В свободном обращении находится около 5% акций компаний и лишь по отдельным компаниям – до 10%.
 
98,3% вкладов физических лиц в Украине не превышает объем компенсаций на уровне 50 тыс. грн. По мнению главы НБУ В. Стельмаха, при соответствующем решении Фонда гарантирования вкладов физических лиц, банковская система способна выплатить все вклады объемом до 100 тыс. грн.
 
В кризисном положении, вероятнее всего, окажутся экспортно ориентированные производства (более 47% ВВП), владельцы которых за годы ющенковского и кучмовского президентства заработали баснословные прибыли и бросят на произвол судьбы миллионы граждан Украины.
 
Б. Данилишин говорит, что предприниматели должны сделать нелегкий выбор: или остановить производство и потерять рынки, удерживая высокие цены в расчете на временные трудности, или снизить цены, восстановив тем самым спрос на свою продукцию и сохранив потребителя. Второй путь — это путь тех производителей, которые заботятся о будущем, расширяя производство и зарабатывая на «обороте», а первый — путь спекулянтов, которые получают в краткосрочном периоде сверхприбыль и выходят из производства. По какому пути пойдут? Вероятнее всего, предприниматели предпочтут путь спекулянтов. Самым ярким свидетельством тому является рейдерская атака на Проминвестбанк. Полетят в тартарары все смежные производства. Кроме того, что под влиянием финансового кризиса из стран Европы на родину может хлынуть волна заробитчан, а это – несколько миллионов человек. А вот для «канализации социальной агрессии» (Ю.Тимошенко) понадобится государство, иначе будут «повстання».
 
В подобной ситуации окажутся и сельчане. На их уровень доходов не влияет то, что около половины рекордного урожая зерновых 2008 года уйдет на экспорт и рост украинского ВВП в этом году дает практически сельское хозяйство. Стоимость продуктов питания в Украине выйдет на уровень мировых цен.
 
Что предложили СНБОУ и Кабмин в последние дни? По Кабмину известно, что 22 октября в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины». Комментарии разные, но предлагаемые меры (изменения и дополнения в 44 закона) соответствуют рекомендациям МВФ. По решениям СНБОУ информации больше. Суть предложенных мер сводится к следующему: создание государственного стабилизационного фонда для «выкупа системообразующих предприятий, включая коммерческие банки»; увеличение с 50 до 100 тыс. грн. суммы гарантирования вкладов в случае банкротства банков за счет прибыли НБУ (гарантиями будут покрыты 98% депозитов); выполнение минимальных социальных обязательств; санация Проминвестбанка, включая возможную продажу иностранному инвестору; пересмотр тарифной политики в энергетике; возможность передачи Кабмину права устанавливать таможенные тарифы сроком на 6 месяцев; открытая монетарная и курсовая политика НБУ.
 
В.Ющенко разъяснил решения СНБОУ в телеобращении, назвал «доверие народа» главным фактором преодоления кризиса, перечислил главные направления предстоящей деятельности: оживление экономической жизни и недопущение сползания экономики в депрессию; радикальный пересмотр расходной части бюджета и отказ от популистских шагов; установление порядка обслуживания государственных и корпоративных долгов; стабилизация финансовой, банковской систем, цен и национальной денежной единицы.
 
Анализ решений СНБОУ, комментариев по поводу «круглого стола» в Кабмине с участием премьера и «национальной экономической и финансовой элиты» страны, причин неспособности Верховной Рады воспользоваться дарованной В.Ющенко возможностью поработать «несколько дней» для вывода страны из кризиса показывает: ставка делается на консолидацию капитала во власти. Победит ли при этом производственный или спекулятивный капитал, для представителей обеих групп капитала - не столь важно - кризис их породнил. А «родное» государство они сделают своим щитом.
 
Поэтому грядет создание новой коалиции депутатских фракций и формирование с ее помощью нового правительства. Нынешние власти не уверены (кроме А.Яценюка), что в очередных-внеочередных выборах депутатов Верховной Рады примет участие не менее половины избирателей, а делать избирательную кампанию перманентной сейчас не с руки. С одной стороны, скажут, что государство направит полмиллиарда гривен на улучшение жизни граждан. С другой стороны, будет «решен» вопрос политической стабильности, ведь министры иностранных дел стран-членов НАТО должны сказать свое слово по поводу Украины уже в декабре. При этом важно, что вердикт Брюсселя прозвучит раньше, чем В.Ющенко назначит референдум по вопросу о членстве Украины в НАТО. Согласно решению Конституционного суда Украины от 21 октября, референдум должен пройти не позже 21 февраля 2009 года.
 
Сделает ли украинский бизнес НАТО своим «родным» щитом? Об этом он должен будет сказать ДО декабря 2008 года.
 
Сейчас украинские политики в угаре от возможной потери влияния на потоки финансов и ставят на кон жизнь целого государства.
1965
Поставить лайк: 53
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/na-perekrestke-krizisov