Народная правда Евгения Матвеева
Встречи со зрителями
При жизни Евгения Матвеева от кинокритиков можно было услышать – слишком «прост» и «народен». А вот для народа он был своим – открытым, простым, искренним, порывистым, красивым. Особенно в фильмах, социально и духовно наиболее близких ему самому. В ролях Макара Нагульнова в «Поднятой целине» по Шолохову, танкиста Федотова в сердечном фильме «Родная кровь», Захара Дерюгина в дилогии «Любовь земная» и «Судьба». Евгений Матвеев был также органичен, убедителен и красив в роли князя Нехлюдова в фильме «Воскресение», снятого по роману Л. Толстого.
В конце жизни всецелая народность Е. Матвеева проявилась даже в том, что он и фильмы снимал на народные деньги, в прямом смысле слова, собранные по крохам доброхотами, поклонниками его творчества, которые были убеждены в важности, актуальности, крайней необходимости появления на свет, скажем, фильма «Любить по-русски», даже с продолжением.
А. Кончаловский в своих воспоминаниях писал: «Кино в России должны снимать такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное кино. Молодые таланты сразу помудреют. Если бы Гайдай и Матвеев родились в Америке или Индии, у них давно были бы дворцы и виллы, миллионы на банковских счетах...»
А Матвеев жил в скромном районе Москвы недалеко от Мосфильма. Он был принципиально русским, советским человеком, «неголливудизированным». И быт его был прост.
Матвеев всю жизнь был женат на одной женщине. Родившийся 8 марта, он говорил: «Для меня женщина – это святое. Возьмите любую из моих картин – вы не увидите пренебрежительного отношения к женщине. Мое отношение таково еще потому, что с детства я познал, что такое слеза женщины… Женщина несет на своих плечах не только семью, но и само государство. Во время войны я видел образцы беспримерного героизма женщины. Они никогда не выходят у меня из головы. Я сажусь за сценарий, начинаю работать, и из памяти выплывают эти эпизоды, окружают меня. Здесь нет пошлости, нет цинизма, есть только одно боготворение. Я боготворю женщину. Да если бы не наши женщины, войну бы мы никогда не выиграли! Потому что женщины спускались в шахты, добывали уголь, стояли у станков по 16 часов в день… Вот почему в моих картинах женщина достойна того, чтобы иной раз перекреститься на нее. Вот почему я стремился показать красоту женщины. А красота не зависит от того, есть греческий профиль или нет, она – в душе».
Можно прямо сказать: Матвееву явно свыше было дано некое поручение, которое он, несомненно, выполнил. Да и как судить иначе? Разве можно было предположить по рождению, что этот бедный мальчик из села Виноградово Скадовского района, что на Херсонщине, станет своеобразным властителем дум нескольких поколений, выразителем народных чувств и чаяний?
Вчитаемся в слова автобиографии актера: «Работать я начал с девяти мальчишеских лет. Работа всякая была: возил пахарям из села в поле в бочке воду, ездил с грабкой по жнивью, подбирая разбросанные валки соломы, водил лошадей по борозде, собирал колоски и пр., пр., что было под силу и не под силу...»
А родился Женя в 1922 г. Отец, красноармеец Семен Калинович, сразу после рождения ребенка оставил семью, и матери, Надежде Федоровне Коваленко, пришлось вернуться в родную деревню, где родичи и общественность отнеслись к ней с большим предубеждением. С маленьким сыном перебралась в город Цюрупинск (Алёшки), где Женя в школьном драмкружке проявил себя фокусником, танцором и певцом, а в 9-м классе бросил школу и на арбузной барже добрался до Херсона, где поступил в театральную студию, начал работать статистом в Херсонском театре. В 1940 г. знаменитый актер Н. Черкасов, находившийся в Херсоне проездом, отметил в числе молодых актеров театра Матвеева, посоветовал отправиться в Киев к режиссеру Довженко. В Киеве Матвеев, окончив экстерном два последних класса школы, был принят в актерскую школу при киностудии. Великая Отечественная война внесла в жизнь суровые поправки.
Евгений Матвеев с матерью
Под бомбежками крепкий парень копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг Киева. Просился добровольцем на фронт, но был направлен в 1-е Тюменское пехотное училище и за отличную учебу оставлен преподавателем.
Евгений Матвеев
Занял первое место на конкурсе чтецов Сибирского военного округа, а в 1946 г. после демобилизации стал актером Тюменского драмтеатра. Сыграл роль молодогвардейца Ивана Земнухова, однажды получил приз на Всесоюзном театральном форуме в Москве. Был приглашен в «сибирский МХАТ» – новосибирский «Красный факел», руководимый Верой Редлих.
Женился Матвеев в 1947 г. Вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт, и Лида выступала. У нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…» Они провели вместе более полувека, на руках своей Лиды он и скончается. У них с Лидией Алексеевной – двое детей и три внука.
В 1952 г. Матвеев был приглашен в Малый театр, где дебютировал в роли Незнамова в драме Н. Островского «Без вины виноватые». Матвеев вместе с В. Марецкой, Р. Пляттом и другими посещал при ВТО творческую лабораторию М. Кедрова, ученика К. Станиславского. Играл много и ярко, за короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. В 1958 г. был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».
В кино дебютировал в тридцать три года – в музыкальной комедии режиссера А. Фролова «Доброе утро», собравшую в кинотеатрах страны в 1955 г. более 30 млн. зрителей.
Были фильмы «Дело «пестрых», «Восемнадцатый год» и другие.
Но первый фильм Матвеева, ярко врезавшийся в зрительскую память, был, пожалуй, «Дом, в котором я живу» (реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель, 1958 г.). В нем актер сыграл главную роль. Картина не только получила первый приз на Всесоюзном кинофестивале, но и пришлась по сердцу зрителям.
У Матвеева в то время был период кинематографического подъема. Еще во время съемок кулиджановской картины он начал пробоваться в ленте, которая принесет ему прочную славу и закрепит имя актера в зрительской памяти – «Поднятая целина» (режиссер А. Иванов, 1959 г.). Годы спустя актер признался: «Я не мог отдать эту роль другому человеку, не мог "потерять" ее. Еще с мальчишеских лет, когда я впервые прочитал книгу Шолохова, Нагульнов стал любимым моим героем, образцом мужества и доброты, символом преданности идеалам революции. И как у каждого актера есть один, самый близкий и дорогой его сердцу образ, так и у меня был Макар Нагульнов».
Евгений Матвеев в роли Нагульнова
Трудно поверить, но практически одновременно с работой над ролью Нагульнова, этого взрывного, импульсивного, простого русского человека из романа М. Шолохова, Е. Матвеев снимался в роли князя Нехлюдова в драме «Воскресение» по Л. Толстому. Но стоит ли удивляться творческой прозорливости мастера экранизации русской классики М. Швейцера, сумевшего рассмотреть в матвеевском типаже и такие, неожиданные для зрителя, глубины?
Евгений Матвеев и Тамара Семина в фильме «Воскресение»
Основательность Матвеева проявилась и в той работе: раз за разом актер ездил в Ясную Поляну, вчитывался в дневники Толстого. Именно роли Нагульнова и Нехлюдова принесли Матвееву всенародную популярность.
Обязательно нужно вспомнить ленту «Родная кровь» (1963) режиссера М. Ершова. Сегодня, пожалуй, основательно забытую.
Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме «Родная кровь»
Чужие как свои. Кадр из фильма «Родная кровь»
В фильме «Родная кровь» трагическая любовь сержанта-танкиста Владимира Федотова, в послевоенное время старшего механика парохода «Добрыня», привлекла в кинозалы почти 35 млн. зрителей, пронзила сердца миллионов зрительниц, которые стали забрасывать актера письмами.
Послевоенная мелодрама, где роль многодетной паромщицы Сони сыграла Вия Артмане, получил призы кинофестивалей в Мар-дель-Плато, Буэнос-Айресе, в Ленинграде (Всесоюзный, 1964 г.).
В 1965 г. в жизни Е. Матвеева произошло драматически-переломное событие. Во время своего выступления на праздничном театрализованном представлении на стадионе в г. Николаеве он, одетый в костюм Нагульнова, выпал из «тачанки», у которой отвалилось колесо. Матвеев получил тяжелейшую травму позвоночника. В итоге – два года прикованности к постели, получил третью группу инвалидности, но «отбился» от второй группы, лишавшей его права работать. «Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли – хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры» (впоследствии медицина еще раз продлит ему жизнь, удалив раковую опухоль.)
Матвеев пошел в режиссеры по предложению киевской киностудии им. Довженко. «Вот так у меня образовалось две души – актер и режиссер. …Сейчас мне невыносимо представить себе, как бы это я ставил картину и не играл в ней. Как говорят в спорте, я – играющий тренер».
Матвеев, кстати, первым обратил внимание на повесть А. Калинина «Цыган», впоследствии получившую телевизионное многосерийное воплощение. А в фильме Матвеева «Цыган» (1967) Клавдию Пухлякову сыграла Л. Хитяева, а Будулая – он сам.
Коллеги критиковали режиссера-дебютанта, а вот зрители проявили к матвеевскому «Цыгану» свое отношение недвусмысленно. Опрос, проводившийся журналом «Советский экран», показал, что исполнителей главных ролей в «Цыгане» зрители назвали лучшими актерами 1967 г. А в следующем году картину посмотрели без малого 40 млн. человек!
Тогда же Матвеев ушел из театра. Снял ленты «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг». Играл роли не только в своих картинах, но и у других режиссеров – директора завода в «Укрощении огня», Добротина в «Сибирячке», Гулявина в «Ярости», Ярцева в фильме «И был вечер, и было утро», Арсения в «Смертном враге», секретаря обкома в фильмах «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага». Также довелось исполнить роль Л. Брежнева в фильме «Солдаты свободы» (1975). На эту роль его утверждал лично М. Суслов. Вскоре после исполнения роли Брежнева Матвеев стал секретарем Союза кинематографистов.
Огромный всплеск всенародного внимания к творчеству Е. Матвеева принесла кинодилогия середины 1970-х годов «Любовь земная» и «Судьба», снятая по роману П. Проскурина. Матвеев сыграл роль председателя колхоза Захара Дерюгина, Зинаида Кириенко – роль супруги председателя Ефросиньи, а Ольга Остроумова – его молодой возлюбленной Мани Поливановой. Отметим также в этих кинолентах яркую и трагическую линию другой пары: Катерины Дерюгиной (актриса Валерия Заклунная) и секретаря райкома партии Брюханова (Юрий Яковлев).
Постер дилогии «Любовь земная» и «Судьба»
Вышедшая в прокат в 1975 г. «Любовь земная» собрала в кинотеатрах неслыханное число зрителей: 50,9 млн., а «Судьба» через три года даже побила это достижение – около 58 млн. зрителей.
Ольга Остроумова и Евгений Матвеев в фильме «Любовь земная»
Безусловным эмоциональным стержнем фильмов стали песенные шедевры Е. Птичкина и Р. Рождественского – «Сладка ягода» и «Эхо любви».
Дилогия «Любовь земная» и «Судьба» принесли Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а после исполнения главной роли в дилогии «Высокое звание» он стал обладателем золотой медали им. Довженко. За роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» Матвеев получил приз за лучшую мужскую роль на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии.
В течение нескольких лет Матвеев был профессором ВГИК и руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Часто проводил творческие встречи со зрителями, ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей.
В 1986 г. на пятом съезде кинематографистов СССР Матвеева освободили от должности секретаря Союза кинематографистов. «Ветры перемен» и «жажда» горбачевской перестройки, которой были обуреваемы многие в кинематографической среде, сыграли свою роль. Ему, как водится, припомнили и «лакировочные» картины, и роль Брежнева, и многое другое.
Это даже чуть не привело актера к самоубийству.
Матвеев говорил: «Я очень вспыльчивый. Не дай мне Бог ввязаться в драку!» И все же в конце 1980-х годов в драку он все-таки ввязался. Но по-своему: снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли сыграли он и О. Остроумова. На фестивале «Созвездие» картина завоевала приз зрительских симпатий.
В 1995 г. вышел его новый, можно сказать, программно-гражданский фильм «Любить по-русски». Российские пенсионеры стали присылать свои сбережения с просьбой снять продолжение. Матвеев рассказывал: «Фильм «Любить по-русски» – явление феноменальное. Съемки были очень трудными, бюджет – просто мизерный. Но мы получили такой зрительский отклик, что пришлось снимать продолжение. …Никто сейчас не занимается темой простого человека. А мне очень близка крестьянская тематика. Я до боли знаю жизнь простого человека, который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому что мы делали все искренне. Та же искренность, например, и в фильме «Родная кровь». Когда мы его возили по миру, ревели все – и желтые, и черные…»
Евгений Матвеев и Галина Польских в фильме «Любить по-русски»
На народные деньги в 1997 г. Е. Матвеев поставил «Любить по-русски-2», а в 1999 г. и заключительную часть трилогии. «Мое кино – прямолинейное, – говорил режиссер. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. …Как я был сторонником “Кубанских казаков”, так им и остаюсь». За роль в фильме «Любить по-русски» Матвеев был удостоен приза за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки в Ташкенте (1997). Эта работа художника в кино оказалась последней.
Евгений Матвеев скончался 1 июня 2003 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Надгробье могилы Евгения Матвеева
Четыре года скрывался страшный диагноз его болезни, мастер был в непрерывной работе. Дома на столе у него осталось два сценария В. Черных. К фильму о судьбе старика, находившегося в годы войны в тылу, к годовщине Великой Победы. Второй сценарий – о последних годах жизни Л. Брежнева, на которого Матвеев был похож внешне и которого очень хотел сыграть, но не официального, как когда-то, а домашнего.
На родной Херсонщине народный артист СССР лауреат Государственной премии СССР Е. Матвеев побывал последний раз в 2002 г., приехав на фестиваль «Мельпомена Таврии». Знаменитого земляка навечно зачислили в труппу Херсонского академического музыкально-драматического театра имени М. Кулиша.
В 2007 г. в Херсоне была учреждена ежегодная театральная премии им. Е. Матвеева. Первым ее лауреатом стал Сергей Кияшко, молодой актер Херсонского академического музыкально-драматического театра, получивший награду из рук сына знаменитого актера – Андрея Евгеньевича. В том же году мэр Херсона В. Сальдо высказал идею назвать в честь актера одну из улиц города.
Пока же все ограничивается проведением памятных уроков по курсу краеведения при изучении темы «выдающиеся деятели театра и кино в Херсоне». Но и это – замечательно. В 2008 г. была установлена мемориальная доска с портретом артиста в с. Виноградово. Виноградовскому Дому культуры присвоено имя Е. Матвеева. На торжественное открытие мемориальной доски приезжали сын актера Андрей Матвеев (1-й вице-президент Академии безопасности, начальник управления культуры ФСБ России) и внук Евгений. Жители села подарили сыну актера картину с видом родной хаты.
В июне сего года исполнится 10 лет со дня кончины выдающегося сына Херсонщины, оставившего неизгладимый след в памяти людей. Ибо он снимал народное кино – кино большой и единой Родины.