Патриарх Кирилл: «Наши взоры обращены в будущее» (концепция «Святая Русь – Русский мир» как выход из тупика)
10.02.2011
Напечатать
А
А
А
Гетман Богдан Хмельницкий, изнемогая от тягот многолетней войны, указал цель врагов своих – желают они «искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей».
Очевидно, что битва за Церковь и имя русское – не лишь удел нашего знаменитого средневековья, но процесс, пронизывающий всю нашу историю, а значит, и наш удел. Это как метафора на искушения, которым подвергается каждый человек, перенесённая на весь наш народ… После очередного сокрушительного падения уже кажется человеку, что нет ни сил, ни возможности, чтобы подняться и что-то переменить. Но слышит он голос Христа: «Встань и ходи!»… И мы поднимаемся.
+++
Будучи ещё в сане митрополита владыка Кирилл произнёс в Киеве, во время торжеств по случаю 1020-летия Крещения Руси: «Россия, Украина, Беларусь – это есть Святая Русь. А Святая Русь – это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь – это идеал любви, добра и правды. Святая Русь – это непобедимость. Святая Русь – это красота. Святая Русь – это сила. И мы все с вами – единая Святая Русь!..» Так в новом времени была озвучена формула преподобного Лаврентия Черниговского. Слова, произнесённые там, где ещё совсем недавно голосила «оранжевая революция» (некоторые предпочитают словосочетание «оранжевое бесиво») прозвучали для одних как «акт диверсии», для других как напоминание об истине. Кто и не хотел, мог вдруг вспомнить, пусть и на миг, слова Христа: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». За годы разделения наш дом оскудел на миллионы; процесс катастрофического разрушения, изворотливо укрываемый некоей «шапкой невидимкой», опустошил селения, ненужными сделал поля, реки, заводы. Вопрос об угрозе существования и выборе стратегии выживания если кем-то и ставился, то лишь в кругах узких специалистов, но никогда на государственном уровне. На высоком уровне предпочитали говорить о выборе «национальной идеи» и «векторе развития». При этом Запад, который, как известно, всегда рассматривал наши «восточные территории» как потенциальную добычу, завлекающе нам подмигивал, намекая на возможность поделиться своими богатствами, но и страшно опасаясь, что мы вспомним о естественном способе выживания - интеграции…
И вот были произнесены слова «Святая Русь», а следом сформулировано понятие «Русский мир».
+++
В Киеве летом 2009 года Патриарх Кирилл, употребив современный лексический оборот «цивилизационный проект», вновь заговорил о Европе и Святой Руси: «Ради чего мы готовы вступить в Евросоюз? Только ради желудка. Мы готовы идти туда, чтобы быть ведомыми. Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Почему с легкостью отдаем свое первородство? Святая Русь – это уникальный цивилизационный проект со своей миссией, он не должен быть ведомым, он должен генерировать идеи. У нас есть потенциал к развитию настоящего диалога Востока и Запада. Не диалога всадника с конем, а реального диалога равновеликих партнеров…»
В том же 2009 году (на III Ассамблее Русского мира) Святейший владыка вновь напомнил: «Ядром Русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия… святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: "Россия, Украина, Беларусь – это и есть Святая Русь"».Здесь же Патриарх изложил свой взгляд на то, что является общим цивилизационным пространством Русского мира: «В основе Русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в общей Киевской купели крещения… Многочисленные святые – иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины – учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идёт о формировании глубинных, базисных духовных ценностей, которые стали реальностью в исторической жизни нашего народа.
Несмотря на различные перипетии, эти ценности были неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена… Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью…» Констатировав, что «в некоторых государствах бывшей единой страны существует навязчивый страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру», Патриарх Кирилл назвал русский язык созидающей основой Русского Мира: «Важным коммуникационным элементом Русского мира является русский язык. Чтобы понять роль русского языка, надо иметь ясное представление о его генезисе. Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами. Поэтому необходимо прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния…»
Третьим основанием Русского мира, после общих веры и языка, Святейший назвал общую историческую память: «В результате совместного творчества народов Руси и тех, кто составлял с ними единое целое на протяжении веков, возник способ общественного жительства, который во всём мире ассоциируется с русской традицией. У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной общественной традиции, начиная со времени Киевской Руси и заканчивая нынешней Россией, Украиной, Белоруссией, Молдавией и другими странами исторического пространства Руси. Наши предки вместе строили и развивали Русь, обороняли её от иноземных захватчиков. Так было на всём протяжении существования нашего единого Отечества вне зависимости от господствовавшей политической системы».
Тому, что эта концепция вызвала в «оранжевом стане» чрезвычайное раздражение, а то и озлобленность, удивляться не приходится: чрезвычайно много усилий и времени потрачено ими, чтобы никогда больше не слышать ничего подобного ни о Святой Руси, ни о Русском Мире, «дабы имя русское не помянулось в земле нашей».
Здесь мы не будем касаться их аргументов, они на поверхности; идеологией разрушения Русского мира слишком долго пропитывались наши пространства, противоядием может быть лишь правда. Таковым и являются слова Первосвятителя, и потому – в сути своей – они неопровержимы.
Через год, в 2010-м, выступая с приветственным словом на открытии IV Ассамблеи Русского мира, Патриарх Кирилл продолжил развитие концепции, адаптируя её к сложившимся реалиям. Тогда впервые и были произнесены слова о стратегии выживания.
«Если в прошлом оправданной стратегией выживания Русского Мира, - сказал Патриарх, - была его централизация, то сегодня в условиях глобализации оптимальной формой может оказаться интеграционное сотрудничество равноправных суверенных государств, организовавших на пространстве Святой Руси свою жизнь. В современном мире общепризнанно, что от интеграции страны только выигрывают. А потому многие стремятся развивать интеграционные процессы. Но не у всех это получается. Страны Русского мира имеют все необходимые предпосылки, чтобы осуществить свой уникальный проект интеграции… в котором не будет первосортных и второсортных народов, в котором будут уважаться и развиваться языки и культуры, религиозные традиции, а общественная жизнь будет строиться на основе служения и помощи слабому, в котором будет защищена свобода и нравственность, а также воплощаться в жизнь принципы справедливости и законности. Всё это ищет человечество. Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, Русский Мир принесёт свой вселенский плод, которого Господь терпеливо ожидает от нас, насадив много веков назад русское древо в человеческой семье нардов…»
Говоря уже именно о современной Украине, Патриарх показал, что нынешний Киев несомненно может продолжить древнюю киевскую традицию, «в основе которой всегда была забота о единой Руси, способность защищать святое Православие и являть в своей жизни его вселенский характер, быть домом для многих народов, а не замыкаться в своей национальной теме».
Такое напоминание представляется очень важным и необходимым. Психология «хуторянства», насаждаемая в народе-богоносце, который имеет положительный исторический опыт мирного сожительства народов в одном государстве, является для него убийственной.
Прошло два года первосвятительского служения Патриарха. В Докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о современном диалоге Украинской Православной Церкви и Украинского государства, отметил: «Церковь сотрудничает с государством по целому ряду направлений. Особенно плодотворным взаимодействие стало после прихода на высший государственный пост Президента Виктора Федоровича Януковича, с которым и у меня, и у Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира сложились добрые отношения…»
+++
Несомненно, Виктор Янукович, идя на выборы, позиционировал себя как представитель Русского мира Украины, как человек верный Православию. Таким он всеми и воспринимался. В таком качестве и получил высшую государственную власть…
Конечно, сегодня несколько преждевременно подводить итоги его президентской деятельности, но, приближаясь к дате 25 февраля – первой годовщине президентства, стоит заметить, что многие и многие повторяют и не устают повторять, что В. Янукович не выполнил главного своего обещания – не узаконил русский язык. Повторим и мы: русский язык, фундамент Русского мира, продолжает разрушаться – в детских садах, школах, вузах. Русский язык нуждается в защите, он должен иметь особый статус, утверждённый законодательно, соответствовать рангу, занимаемому им языком в Организации Объединённых Наций.
Доподлинно известно, что люди Русского мира, близкие к Януковичу, утверждают, что вопрос о языке может быть им решён, именно им. Отговорки – кивание на Верховную Раду – от лукавого.
Возрождение Русского мира как осуществление цивилизационного проекта – это спасительный выход из смертельного тупика, выход в том числе и для тех, кто этого пока не понимает.
3009
Поставить лайк: 172
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/patriarh-kirill-nashi-vzory-obrashcheny-v-budushchee-koncepciya-svyataya-rus-russkiy-mir-kak