ссылка

Потери за бортом Таможенного союза

Увеличить шрифт
А
А
А

Украинские власти пытаются одновременно решить три задачи – ассоциироваться с ЕС, остаться на рынке ТС, не вступая в него, и сохранить ключевые отрасли украинской экономики. Чем дальше, тем больше это становится затруднительным, а со временем станет невозможным. Промедление со вступлением в ТС уже сегодня влечёт зримые и чувствительные потери для экономики Украины, которые прослеживаются по отдельным отраслям и группам товаров.

На падение объема товарооборота между Россией и Украиной обращал внимание Владимир Путин, встречаясь 4 марта с Виктором Януковичем: «В позапрошлом году он был 50 с небольшим миллиардов, в прошлом – уже 45». Вместе с тем президент России отметил, что «у нас есть хорошие проекты в разных областях, в том числе в высокотехнологичных: это и космос, и авиастроение. Мы развиваем контакты в сфере энергетики, в том числе атомной энергетики. Конечно, не без проблем, есть и проблемные вопросы, но в целом работа идёт успешно» (1).

Но тенденция сужения рынка ТС для украинских товаров, очевидно, уже проявилась. На встрече в Завидово Виктор Янукович отмечал, что Украина отстала от Таможенного союза в создании нормативной базы, которая сегодня действует в рамках объединения, поскольку участвовала в этом только на первом этапе ее формирования. «Потом был огромный перерыв. В результате этого на сегодня практически ни к одному из положений Таможенного союза Украина не присоединилась», – констатировал он.

Глава государства также заметил, что Украина не хочет терять рынки стран Таможенного союза и «применения дискриминационных мер» со стороны этой организации: «Это очень важно – это наши стратегические партнеры. И как с ними строить отношения – мы работаем уже много времени. Эта работа не останавливалась и сейчас не прекращается… мы обязаны это делать, потому что там – наши национальные интересы» (2).

Время идёт, в странах ТС устраняются внутренние преграды на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, Евразийская экономическая комиссия принимает решения по естественной защите внутреннего рынка стран Таможенного союза от внешних торговых и финансово-экономических воздействий.

Украина, которая имеет со странами ТС устойчивые кооперационные связи и сбывает здесь основную часть своей продукции, начинает испытывать неблагоприятные последствия собственного выбора. Совершенно логично, что к украинской продукции, которая именно из-за кооперационных связей с РФ полнее всего представлена на российском рынке и конкурирует с продукцией других стран ТС, применяются серьёзные ограничения.

Так, 31 декабря 2012 года между Таможенным союзом и Украиной подписано соглашение, которое сократило квоту беспошлинного ввоза в Россию украинских стальных холодно- и горячедеформированных труб (насосно-компрессорных, нефтепроводных, обсадных). Если в 2012 году годовая квота равна была 300 тыс. тонн, то на первое полугодие 2013 года она составит только 120 тыс. тонн, то есть объем поставок урезан на 20%.

В то же время Россия вводит меры торговой защиты от импорта оцинкованного проката из Китая и Украины, украинских прутков из черных металлов.

По данным «Русской стали», за период 2009-2012 гг. поставки оцинкованного проката из этих стран выросли в 4,2 раза – до 393 тыс. тонн. «Есть факты нарушения нормальной торговой практики, а также наблюдается резкий неограниченный рост импорта», – разъясняет свою позицию ассоциация российских металлургов «Русская сталь».

 Согласно российской статистике, ввоз прутков из Украины за последние 4 года вырос в 7 раз. Если в 2009 году его объем составлял чуть более 100 тыс. тонн, то в 2012 приближался уже к 700 тыс. тонн. Правда, всплеск этих поставок в процентном отношении пришелся на 2010 год. После этого рост был более умеренным. По данным представителей «Русской стали», из-за украинских прутков остаются недозагруженными соответствующие металлургические предприятия в самой Российской Федерации.

Украинские производители экспортируют в Россию продукцию по более низкой цене и более низкого качества (по сравнению с российской). Аналитик компании Eavex Capital И. Дзвинка (3) подсчитал, что в случае введения пошлины на украинскую продукцию украинская оцинковка и прутки будут на 2-5% дороже аналогов, произведенных в России. При таком консервативном сценарии потери украинских производителей можно будет оценить примерно в 200 млн. долл. Примерно на такую сумму в 2012 году было импортировано в РФ оцинковки и прутков. Но есть и более компромиссный вариант – квотирование поставок оцинкованного проката и прутков.

В ближайшее время подобные тенденции могут затронуть и продукцию украинского металлургического машиностроения. Пока на 2013 год предприятия отрасли увеличивают вложения в расширение производства. В феврале президент и владелец Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) Г. Скударь объявил, что в 2013 году в развитие производства планируется инвестировать 426,5 млн. грн. Это почти на 52% больше, чем годом ранее. В 2012 году капиталовложения составили 281,19 млн. грн.

Аналогичные планы имеют и другие ведущие производители металлургического оборудования Украины. Так, «Азовобщемаш», головное предприятие группы «Азовмаш», в 2012 году затратило около 100 млн. грн. на модернизацию оборудования.

Заметим, что в 2012 году отечественный металлургмаш стал единственной подотраслью машпрома, нарастивший производственные показатели на 2%, тогда как общий объем производства в машпроме сократился на 6%.

Причина подъёма металлургмаша состоит именно в повышении спроса со стороны России, на которую ориентировано примерно 60% сбыта украинского металлургического оборудования. В 2012 году Украина экспортировала прокатного оборудования и валков без малого на 100 млн. долл., из которых около 60 млн. долл. пришлось на РФ и только 30 млн. долл. – на дальнее зарубежье. Общая сумма украинского экспорта продукции металлургического машиностроения оценивается в 350-400 млн. долл., и пропорции здесь примерно такие же.

 Значение российского рынка для подотрасли является важным, если не определяющим. Так, НКМЗ в последние годы получило от РФ два крупнейших заказа за всю свою историю. С 2007 года завод проводил реконструкцию стана-2500 на Магнитогорском металлургическом комбинате, работы выполнены на сумму в 393 млн. долл. В 2011 году НКМЗ заключил договор на поставку оборудования для нового листопрокатного цеха Ашинского металлургического завода (на 350 млн. долл.). В свою очередь, «Азовмаш» уже несколько лет поставляет Новолипецкому металлургическому комбинату машины для подачи кислорода, а недавно поставил «Северстали» конвертер емкостью 350 тонн. (4)

Но постепенное введение защитных мер от продукции из-за пределов ТС может резко сузить этот рынок для украинских производителей оборудования для металлургических заводов. Со второй половины 2011 года российское правительство ввело антидемпинговую пошлину в 26% на поставки стальных кованых прокатных валков c Украины, поддержав тем самым российских машиностроителей по ряду позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТНВЭД ТС) (5).

В феврале Министерство промышленности и торговли России заявило о намерении ввести в ближайшее время импортные пошлины на оборудование для рудного и металлургического производства, выпускаемое не в РФ. Ставки сбора могут составить 5-15%. Ожидается, что соответствующие предложения будут направлены в Минэкономразвития и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). По словам директора департамента ЕЭК по защитным мерам во внешней торговле В. Ильичева, Россия имеет право на повышенные пошлины, несмотря на членство в ВТО. Только размер ставок ограничен уровнем, согласованным в рамках присоединения к Организации. Кроме того, ЕЭК без нарушения обязательств РФ перед ВТО вправе вводить и другие защитные меры, например квоты на импорт (6).

Похожие процессы идут и в авиастроении. Заказы Министерства обороны РФ на инновационный по многим параметрам АН-70 сократились с десятков машин (в начале проекта военное ведомство России обозначило потребность в 60 самолетов) до единиц. В результате проект завис, поскольку при таком мизерном количестве заказов производство самолёта нерентабельно. Потребности Украины минимальны и не смогут обеспечить проекту окупаемость. Видимо, в рамках ТС многие вопросы кооперации при производстве самолёта, прав собственности и распределения прибыли решались бы принципиально по-иному.

В любом случае очевидно, что наметившееся сужение рынка стран ТС для украинской продукции – прямое следствие абсолютно бесперспективной практики откладывания украинской стороной решения вопроса о полноправном членстве в ТС.

Надо отметить, что проблема отношений Украины с Таможенным союзом коррелируется не только с практикой откладывания решения вопроса и потерями на рынке ТС. Иначе не было бы встречи президентов Украины и России. В Киев 1 марта не приезжал бы министр по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии Валерий Корешков (7). А 7 марта главы правительств России и Украины не обсуждали бы организацию практического выполнения договоренностей между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Украины Виктором Януковичем, достигнутых во время рабочего визита в Москву 4 марта текущего года (8).

3608
Поставить лайк: 102
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/poteri-za-bortom-tamozhennogo-soyuza